9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Шевченко
И вариант
Сыны мои, сыны мои!
На ту Украину
Смотрите: вы за нее
И я за нее погибаю.
Т. Шевченко
Как настоящий патриот, Т. Г. Шевченко считал выдающейся чертой своего народа, его свободолюбие. Поэтому, не находя идеала национального существования в современном, когда Украина была вынуждена подчиняться большей силе, теряла свою национальную культуру, язык, поэт смотрел на прошлое родной земли как на поучительный пример для современников и грядущих поколений. Героями его произведений становятся Тарас Трясило, Иван Подкова, Гамалия.
В поэме «Гамалия» Шевченко рассказывает о поход запорожских казаков в Турцию. Начинается поэма песней-плачем запорожцев, которые страдают в турецкой неволе. Обращаясь к ветру, к морю, посылая просьбу братьев-запорожцев, невольники надеются, что их слова долетят до Великого Луга и товарищи придут их вызволять. Плач невольников донесся до родной земли. И тогда казаки запели в ответ:
Едем резать, курит,
Братьев вызволять.
Нелегким был путь смельчаков, «море ветер слышит» и так расходилось, что у казаков аж сердце млеет». Но их ничто не пугает, потому что они едут «братьев вызволять». Бой между славными героями и «басурманами» изображен в романтическом ключе: ревут, бушуют «гвардейцы» султана - янычары, скрежещут зубами, палят из пушек. Но ничто не поможет палачам. От сабель казачества «покатились янычары». Мужественный и преданный казацкий предводитель Гамалия разорвал оковы, выпустил братьев из неволи. И начался «пир казачий». Гнев борцов такой большой, что аж «через базары кровь течет», а вся Византия «на ножах в крови немеет». Запорожцы разрушили даже сами стены турецкой крепости, сожгли вражеский флот. Такой была плата за сотни сожженных украинских сел, за тысячи взятых в плен, за кровь и муки братьев в неволе. Вот почему защитников и освободителей народных даже огонь не берет. Они не ходят по городу, а летают. Это «казачество смелое», мужественное и неодолимое, ибо оно ведет справедливую борьбу. Заканчивается поэма третьей песней победителей, в которой запорожцы славят своего пламенного атамана за силу, за бесстрашие.
Как видим, Шевченко одобряет освободительные походы казаков, воспевает их свободолюбие, мужество и товарищество.
Крупнейшим историческим произведением, что изображает величие и красоту казацкой доблести, является поэма «Гайдамаки». Главным героем ее выступает восставший народ, «община в сіряках», те, кто творит настоящую историю.
В основу поэмы положены исторические события, изображенные здесь также исторические лица - Гонта и Зализняк. Казацкие вожаки - воплощение свободолюбия, народного оптимизма. Они непримиримые в борьбе, в стремлении наказать господ за причиненные крестьянам обиды. Насколько сильное желание свободы, охватившее массы, видно, например, из того, что во время восстания в селах остались «дети и собаки, - женщины даже с рогачами пошли в гайдамаки».
Поэма «Гайдамаки» Шевченко хоть и рассказывала о прошлом, и все же была чрезвычайно актуальной для времени, когда жил поэт. Она призывала не забывать героических предков - свободолюбивых казаков - и быть достойными их славы и доблести. Поэту больно видеть, что где-то делась воля, о которой сейчас только кобзари поют:
Было когда - царили,
И больше не будем!
Той славы казацкой
Век не забудем!
Воспевая величие и красоту мужественных героев, Т. Шевченко выразил уверенность, что придет время, когда украинский народ вспомнит своих свободолюбивых предков и будет достойным их славы.
Воспоминаниями о славе отважных казаков Шевченко стремился пробудить в угнетенному украинскому народу чувство национального сознания и поднять его на борьбу против гнета царизма. Именно этим Великий Кобзарь, певец трагической и вместе с тем всепобеждающей судьбы, дорогой нам, потомкам, безгранично.
Читая произведения Т. Шевченко, мы видим не только поэта-гражданина, который рассказывает нам об истории борьбы за национальное освобождение и ее славное казачество, но и открываем для себя художника, красками-словами рисует нам героические фигуры народных вожаков. Поэтому встречаем в стихах устоявшиеся эпитеты: «красные скины», «казацкая слава», «сизый орел». Это о казацкой победе, организованность и умение вести бой с противником рассказывает нам сравнение «казаки, как и облако, ляхов обступили». А сочетанием инверсии, возражения и гиперболы в поэме «Тарасова ночь» художник дает нам возможность представить сложную ситуацию боя, увидеть и почувствовать:
Уже не три дня, три ночи
Бьется господин Трясило,
От Лимана до Трубайла
Трупом поле крилось.
Ізнемігся казак...
Использованными художественными средствами писатель возвращает нас к народному источники его поэтического творчества - народной думы.
Шевченко герои поют, дерутся, живут в полную силу, чем и вызывают восхищение у нас, читателей.