Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ДРАЧ

Жизненный и творческий путь Ивана Драча




Когда в начале шестидесятых годов пробились и заклекотіли гейзеры творчестве Ивана Драча, некоторым показались они слишком горячими. Для студеного, вялого провинциального мышления стихи "новобранца поэзии" действительно были кипятком.

Поэт не вошел, а вроде стремительно влетел на своем лихом коне с «подсолнуха» в художественный поэтический мир с вопросом:

Зачем я? Куда моя дорога?

И моя тревога проросла

От глубокой печали Козерога

В гливке болото родного села?

На эти вопросы он постоянно ищет ответы, чтобы осмыслить всю сущность человеческого бытия - от Космоса до Микрокосмоса человеческой души.

Иван Федорович Драч родился 17 октября 1936 г. в с. Телиженцы Киевской области. Окончил Тетіївську школу, учительствовал, был на комсомольской работе, отслужил положенное в армии, а в 1958 г. стал студентом Киевского университета им. Т. Г. Шевченко (закончил обучение заочно, работая в «Литературной газете»). Окончил также двухлетние сценарные курсы в Москве, работал в сценарной группе на студии В. Довженко.

Первый сборник стихов «Подсолнечник» увидела свет в 1962 году, потом вышли другие его книги: «Протуберанцы сердца» (1965), «Баллады будней» (1967), «К истокам» (1972), «Киевское небо» (1976), «Драматические поэмы» (1982), «Тележинцы» (1985) и др.

За сборник стихов «Корни и крона» в 1976 году поэт был удостоен Государственной премии Украины имени Т.Г. Шевченко.

По киносценариям И. Драча были сняты художественные фильмы «Колодец для жаждущих», «Каменный крест», «Иду к тебе», «Пропала грамота», «Зона». Известен он и как переводчик из мировой литературы. В 1983 г. вышли писателю литературоведческие статьи и эссе «меч Духовный».

С именем Ивана Драча тесно связано определение «шестидесятники». Впрочем, среди других своих современников он отличается тем, что никогда не бывает однозначен. Его поэзия не укладывается в привычные нормы, в рамки какой-то одной стилевой линии, творческой манеры. И первая его поэма «Чем в солнце», и первый сборник «Подсолнух» показали, что их автор - первооткрыватель и первопроходец. Его поэзии присуще многоголосие тем и образов, усложненная метафоричность, полифоничность. От Вселенной («седой печали Козерога») до земных реалий бытия («гливке болото родного села») в мир поэзии Драча постоянно вливаются людские заботы, радости и печали, а с ними рождаются и новая эстетическая качество, собственный художественный стиль. Кредо поэта - не возвращаться к постигнутых, а всегда прокладывать новую тропу. О чем бы не писал Иван Драч, он стремится понять человека, его сущность, познать прежде всего себя, а через себя - других людей, их макро - и микрокосмос.

Драч в поэме «Смерть Шевченко» писал: «Художнику - нет, «кованых норм. Он - норма сам, он сам в своем стиле». Это следует помнить, читая его произведения, нужно знать, что он сделал нормой поэзии много понятий и явлений, которые до того находились за пределами художественной красоты, что он выработал свой неповторимый метафорический способ мышления, стиль, который можно годами исследовать и разгадывать, но невозможно понять до конца.

Иван Драч одаренный зрением, что способен видеть сквозь толщу нашей планеты. Этим зрением «пользуется» герой стихотворения «Блудный сип», который, упав ничком на газоне в Лос-Анджелесе, смотрит и видит сквозь всю Землю «свою траву и тропинку свою» «и седую мать с серыми глазами». Он плачет, уткнувшись лицом в мураву. Кажется, нет в современной поэзии трагичнее образа, как тот американский незнакомец, заблудший сын нашего народа. А все это - взгляд, что проникает в глубины человеческой души. Иван Драч обладает голосом и слухом, способны парить над всеми наземными и подземными водами планеты. Тем голосом и слухом «пользуется» мать героиня «В микрофон колодца». Она верит, что ее колодец «с океаном спарована», а на океане в моряках служит ее сын. Поэтому в колодец, будто в микрофон, можно сказать слово, и оно дойдет до родного сына. И принимая воду возле дома, мать разговаривает с сыном, который находится где-то далеко, за тысячи километров от нее, на атлантических просторах. Мы верим в этот разговор, потому что благодаря поэту сами уже наделены удивительным оловом и слухом. Так поэтические открытия Ивана Драча делают нас жителями удивительного, но не сказочного мира. Магия его слова загострюй зрение, голос и слух нашего духа, пробуждает гражданскую совесть, заставляет всмотреться и вслушаться и себя, обізватися к себе правдой материнского слова.

Отличительная свойство поэзии Ивана Драча - выход па ниву науки, особенно биологии, кибернетики, физики, а при том усвоение и тех, казалось бы, для возвышенной, палахкотливої языка совсем непригодных сфер самой черной человеческой работы и незаметного, повседневного героизма, что предстает как преодоление беспомощности и беспомощности, порожденных обстоятельствами.

Стуча в дверь неизвестного времени, поэт не только выспрашивает: «А что там дальше, что дальше?» Он неустанно предостерегал, рисуя жуткие видива атомных бомбардировок Японии, бескрылые ветры, обезумевших чаек над островками, состоялось испытание оружия массового уничтожения, больного белокровием Саваофа. И это выступает в поэзии Ивана Драча как мрачно пророчество Антигоны, а как страшный зов беды, которую можно отвернуть. Когда он во всех веках искал проявлений совести и мужества и находит их, между прочим, и в неспокойной соломині шпаги» Роб-Грийе, то это лишь для того, чтобы обычный человек сейчас уверилась в своем могуществе, ибо «только человек, лишь малая человек подорвет планетарную судьбу».

В творчестве поэта естественно сочетаются усложненная ассоциативность с простотой рисунка, чрезвычайная точность наблюдения и неожиданная новизна различных сфер сопоставления, что вызвали различные споры у критиков. Исследователь творчества И. Драча Г. Ильницкий отмечает: «Кажется, именно в таком способе находить грани сцепления отдаленных понятий и явлений, высекать из них искры большой смысловой и эмоциональной насыщенности» - характерные черты его поэтического стиля.

Иван Драч постоянно в творческой работе, в творческих исканиях. Как справедливо отмечает б. олийнык, труд Драча в поэзии дает основания утверждать, что "без него современный литературный ход не мыслится".

Фигура Ивана Драча в нашей истории будет стоять рядом с писателями, которые были не только пророками, но и творителями украинской государственности.