Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХРЕСТОМАТИЯ
для 9 класса

ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Драматургия

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ДВЕРИ1 К ХРИСТИАНСКОЙ ДОБРОНРАВНОСТИ

(Сокращенно)

ПЕРЕД ДВЕРЬЮ

Хвала же блаженному Богу, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным.

Нет слаще для человека и нет нужного, как счастье; нет и легче это. Хвала же блаженному Богу!

Царство Бог внутри нас. Счастье в сердце, сердце в любви, любовь же в законе вечного.

Это и есть непрерывная погожість и солнце, которое не заходит, темень сердечной пропасти освещая. Благодарение блаженному Богу!

Что было бы тогда, когда бы счастье, самое нужное и милее всего для всех, зависело бы от места, времени, плоти и крови? Скажу яснее: что было бы тогда, когда бы Бог положил счастья в Америке, или в Канарских островах, или в азиатском Иерусалиме, или в царских дворцах, или в Притворе возрасте, или в богатстве, или в пустыне, или в чине, или в науках, или в здравии?.. Тогда бы счастье наше и мы бы с ним были бы бедные. Кто мог бы добраться до тех мест? Возможно ли родиться всем в одном каком времени? Как же поместиться в одном чине и пола? Или же то счастье утверждено на песке плоти, на ограниченном месте и времени, смертному человеку? Или не это трудное? Эй! Тяжелое и невозможное. Хвала же блаженному Богу, что тяжелое сделал ненужным.

Теперь или же хочешь быть счастливым? Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не путешествуй планетами, не тягайся дворцами, не заискивай земным шаром, не блукай Єрусалимами... За золото можешь купить деревню, вещь трудную, но необходимую, а счастье, как вещь самая необходимая из необходимого, всегда и везде дается дурно.

Воздух и солнце всегда с тобой, всегда и глупы, а все, что бежит от тебя прочь, знай, - чужое, и не считай его за свое, все то чудное и лишнее. Зачем оно тебе? Тем-то оно и тяжелое. Никогда бы он не ушел от тебя, когда бы было необходимо.

Хвала же блаженному Богу!

Счастье ни от небес, ни от земли не зависит. Скажи с Давидом:

"Что мне есть на небе? И от тебя чего захотел на земле?"

Что же для тебя нужно? То, что легче. А что легче? О, друг мой, все трудное, и тяжелое, и горькое, и злое и лживое. Но что есть легкое? То, друг мой, что нужное. А что нужно? Нужно только одно. "Одно есть на потребу".

Одно только тебе нужно, одно только и благое и легкое, а все остальное труд и болезнь.

Что же это такое единое? Бог. Все живое является трухлявина, смесь, сволочь, сечь, лом, круш, бешеный, ерунда, сбивание, и плоть, и сплетни... А то, что дорогое и нужное, единственное везде и всегда. Но это единственное все горстью своей держит - и порох плоти твоей.

Хвала блаженному Богу за то, что все покидает нас и все для нас тяжелое, кроме того, что нужно, и любэ, и единственное.

Многочисленные телесные необходимости ждут тебя, и не там счастье, а для сердца твоего единое есть на потребность, и именно там Бог и счастье - оно недалеко. Близко оно. В сердце и в душе твоей.

И этот корабль поведет и наша десятиглава беседа, как будто через десять дверей, и я желаю, чтобы твоя душа, как Ноева голубике, не найдя нигде покоя, вернулась к сердцу своему, к тому, что покоится в сердце твоем, чтобы сбылось Ісаїне предложения: "Будут основания твои вечные родом родов, и назвешся творителем ограждений, и тропы свои посредине успокоишь"2.

Этого желает и Григорий, сын Саввы, Сковорода.

 

ГЛАВА 1-я

О БОГЕ

 

Весь мир состоит из двух натур: одна видимая, другая - невидимая3.

Видимая натура называется тварь, а невидимая - Бог. Эта невидимая натура, или Бог, всю тварь сквозит и содержит; везде всегда был, есть и будет. Например, тело человеческое видно, но презрительного и удерживающего его разума не видно.

Через это в древних [людей] Бог звался ум всемирный. Ему в них были разные имена: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и прочее.

А у христиан известные ему имена такие: дух, Господь, царь, отец, ум, истина. Последние два имени кажутся принагідніші других потому, что ум является вполне не овеществленный, а истина вечным своим пробуттям вполне противная непостоянной веществе. Да и теперь в некоторой земле Бог зовется іштен4. Что же до видимой натуры, то ей также не одно имя, например: вещество или материя, земля, плоть, тень и прочее.

 

ГЛАВА 2-я

О ВЕРЕ [ВСЕЛЕНСКОЙ]

 

Поскольку и теперь мало кто понимает Бога, поэтому не удивительно, что в древних [людей] часто через общественную ошибку почитали вещество за Бога и затем все свое богопочитание отдали в надругательство.

Однако в том все века и народы всегда погідно верили: есть некая тайна и сила, что по всем разливается и что всем владеет. (...)

 

ГЛАВА 3-я

О ПРОМЫСЛЕ ОБЩИЙ

Эта-потому блаженная натура или дух удерживает в движении весь мир, будто сноровка машиністова часовую машину на башне и, по примеру дбалого отца, сам является бытием каждом творению. Сам вдохновляет, кормит, розпоряджує, восстанавливает, защищает и по своей же волей, которая называется всеобщим законом, или уставом, снова превращает в грубую материю или болото, а мы то называем смертью. (...)

 

ГЛАВА 4-и

О ПРОМЫСЛЕ, ОСОБЕННЫЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Этот чистейший, всемирный, всех веков и народов усезагальний ум излил нам, как родниковый ручей, все премудрости и искусства, необходимых для осуществления жизни.

Но ничем ему не обязан так каждый народ, как тем, что он дал высочайшую свою премудрость, которая есть естественный его портрет и печать.

Она настолько преобладает другие разумные духи или понятия, насколько наследник лучше служителей.

Она весьма похожа на наймайстернішу архитектурную симметрию модель, которая, через весь материал нечуттєво протягиваясь, оказывает целый состав крепким и спокойным, что удерживает все остальные приборы.

Так, слово в слово, и она во всех членах политического тела, которое с людей, а не с камни складывается, тайно розлившись, делает его твердым, мирным и добробутним.

Когда, например, некий род, город, государство по этой модели основаны и установлены, в то время они бывают раем, небом, домом Божьим и т.д. А когда какая-то один человек создаст по тем жизнь свою, в то время бывает в ней страх Божий, святыня, доброчестя т.д. И как в теле человеческом один ум, но по-разному в розмислі разных частей действует, так и в упомянутых співжиттях, связанных этой премудрости, Бог через различные члены творит действа на общую пользу.

Она во всех наших разного чина делах и вещах душа, польза и красота, а без нее все мертвое и гадкое. Рождаемся мы все без нее, однако для нее. Кто к ней естественнее и охітніший, тот выше и острее, а кто чем больше имеет с ней дело, тем действеннее, но непостижимое внутри чувствует блаженство или удовольствие. От нее одной зависит особый промысел в творении рода человеческого. Она-потому что есть прелестная лицо Божье, которым он со временем, отразившись в душе нашей, делает нас из диких и безобразных монстров или уродов людьми, т.е. зверьками, что пригідні к содружеству и упомянутого общежития, незлобивими, повстримними, великодушными и справедливыми.

А когда она уже поселилась в сердечные человеческие склонности, в то время как раз то же же, что и в движении часовой машины темпо (tempo), то есть правильность и верность. И тогда же бывает в душе целомудрие и чистосердечність, будто райский некий дух и вкус, что склоняет к дружелюбства.

Она отличит нас от зверей милосердием и справедливостью, а от скотов повстримністю и умом; и не что другое она является как блаженное лицо Божие, тайно на сердце написанное, сила и правило всех наших движений и дел. В то время сердце наше делается чистым источником добродіянь, что невыразимое звеселюють душу, и тогда ведь мы бываем истинными душой и телом людьми, подобными пригідного для строения четырехугольного камня, из которого живой дом Божий творится, в котором он царствует особой милостью.

Трудно в неописуемый этот клад проникнуть и приметить его, а для одного этого нелегко любить и искать ее. (...)

Не тот верный государю, кто пытается вникнуть в его тайны, но кто волю его бережно выполняет.

Вечная эта премудрость Божия во всех веках и народах невмовкно продолжает речь свою, и она есть ничто иное как невидимое лицо повсеместного естества Божьего и живое слово, которое тайно до всех нас в середину гремит. Но не хотим слушать советов, один за то, что лишен слуха, а подавляющее большинство - за несчастной упрямство, что зависит от плохого воспитания.

Прислушались к нетленного этого голоса премудрые люди, которые назывались у иудеев пророками, и с глубоким опасением выполняли то, что им велели.

Она начало и конец всех пророческих книг: от нее, через нее и для нее все в них написано.

Через то себе различные имена достала. Она называется образ Божий, слава, свет, слово, рада, воскресение, жизнь, путь, правда, мир, судьба, оправдание, благодать, истина, сила Божья, имя Божье, воля Божья, камень веры, Царство Божие и т.д. А первые христиане называли его Христом, то есть царем, потому что она одна ведет к вечного и временного счастья все государства, всевозможные співжительства и каждого по разную. Да и, кроме того, у древних царственным называлось все, что верховным и самым главным считалось.

Провидел был Авраам блаженное свет ее и, увірившись в ней, стал со всем своим родом справедливым, а с подданными счастливым. Однако она и до Авраама в своих привязанностях всегда жила.

И Моисей, якобы сняв план из невидимого этого образа Божия, начертил его просто и грубо наиболее нужными линиями и, основуючи на нем жидовское общество, сделал его счастливым и победным. Он по-тогдашнему написал было его на каменных досках5 и сделал так, что невидимая премудрость Божия, вроде бы видимая и тленный человек, слышным голосом до всех нас речь свою ведет.

Эта речь, поскольку через него разделена на десять размышлений или пунктов, названная за то десятислів'ям.

 

ГЛАВА 5-и

О ДЕСЯТОСЛОВИЯ

И

"Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя богов других!.." т.д.

Яснее сказать так:

Я председатель твоего счастья и свет разума. Берегись, чтобы ты не основал жизни своего на других советах, искусствах и вимислах, хоть бы они из ангельских понимал родились. Положись на меня слепо. Когда же, меня минуя, положишь свой век на другой премудрости, то она тебе будет Богом, но не истинным, а потому и счастье твое будет подобно украденной монеты.

II

"Не создай себе кумира!" и т.д.

Так как на плохом камнях, еще больше не велю тебе строиться на видимостях. Любая видимость есть плоть, а всякая плоть есть песок, хоть бы она в поднебесной родилась; все то идол, что видимое.

III

"Не бери имени!.." т.д.

Смотри же, во-первых, не упади в ров безумья, будто в мире ничего нет, кроме видимостей, и вроде бы это имя (Бог) пустое. В этой потому пропасти живут псевдо клятвы, лицемерия, обманы, лукавства, предательства и все страшилища тайных и явных мерзотностей. А вместо того напиши на сердце, что везде всегда присутствует есть суд Божий, готов на каждом месте жечь и сечь твою невидимую часть, ке минуя ничего, за все дела, слова и мысли, в которых меня нет.

IV

"Помни день субботний!" и т.д.

Это ты повсюду и внутри себя сокрытую величество Божие не забывай прославлять с верой и страхом в день воскресный, а не поклоняйся только пустыми церемониями, но и самым делом, сердечно ему подражая. Его дело и вся забава в том, чтобы ежеминутно помишляти о все живое, и от тебя больше ничего не требует, кроме чистосердечного милосердия к ближним твоим.

А это весьма легко. Верь только, что сам себе берешь в обиход десять [заповедей] то время, как даешь их другим и наоборот.

V

"Почитай отца своего!" и т.д.

Прежде за все отца и мать почитай и служи им. Они потому видимые портреты той невидимой существа, которая тебе столько подает.

А вот кто отец твой и мать: любой, во-первых, верный и дбалий государю, послушный градоначальнику, почтительный к священнику, покорный родителям, благодарен учителям и своим благодетелям. Вот истинный путь к твоему вечному и временного доброденства и утверждения твоего рода.

Что же касается других частей общества, берегись такого.

VI

"Не убей!"

VII

"Не прелюбодействуй!"

VIII

"Не воруй!"

IX

"Не псевдосвідч или не чины клеветы!" Осуждаем виновного, а клевета делаем невиновному. Это есть страшная злоба, а клеветник по-эллински - дьявол.

X

"Не возжелай!"

Но поскольку злой умысел является семьям лихих дел, которым нет числа, а рабское сердце есть незакрытым источником злых намерений, за то во век твой хватит тебе быть честным, когда не ослабишь, чтобы Бог переродив сердце твое. Посвяти же его нелицемерной любви. В то время в тебе вдруг закончится бездна беззаконий. Бог, Божье слово, его слова любовь - все это одно.

Этим триосібним огнем разожженный сердце никогда не грешит потому, что дурного семени или намерений иметь не может.

 

ГЛАВА 6-и

ОБ ИСТИННОЙ ВЕРЕ

Когда бы человек мог быстро понять неоценимую цену той великой Божьей совета, могла бы сразу же ее принять и любить.

Но поскольку телесный, грубый розмисел здесь кладет преграду, для того нужна человеку вера. Она, спрятанное всем советам блаженство, будто издали просматривается в подзорную трубу, из которой и изображается.

При ней необходимо должна быть надежда. Она слепо и насильно удерживает человеческое сердце при этой єдинородній истине, не допуская волноваться простацькими ветрами сторонних предположений, за что изображается в виде женщины, которая держит якоря6.

Эти благотворительности приводят наконец человеческое сердце, вроде бы надежный ветер корабля, в гавань любви и ей поручают.

В то время, открыв глаза, тайно кричит в душе Дух Святой такое:

"Правда твоя-правда вечная, а закон твой - то истина"7.

 

ГЛАВА 7-ю

БЛАГОЧЕСТИЕ И ЦЕРЕМОНИИ - ВЕЩИ РАЗНЫЕ

Вся сила десятословия умещается в одном этом имени - любовь.

Она является вечным союзом между Богом и человеком. Она-огонь невидимый, которым сердце разжигается к Божьему слову или воле, а потому она сама есть Бог.

Эта божественная любовь имеет в себе внешние виды или значки; они зовутся церемония, обряд или образ благочестия. Итак, церемония у благочестие есть то, что у плодов письмо, что на зерне чешуя, что при доброжелательности комплименты. Когда же маска лишенная своей силы, в то время остается одна лицемерная лживость, а человек - гробом раскрашенным.

Церемония - это все то, что может производить и самый несчастный бездельник.

 

ГЛАВА 9-и

О ПРИСТАСТІ ИЛИ ГРЕХИ

 

Страсть есть морове в душе воздух. Она безпутне желание видимостей, а зовется нечистый или мучительний дух. Самая главная из всех - зависть, мать других страстей и беззаконий. Она является главным центром этой пропасти, где душа мучается. Ничто ее не украшает и не делает полезной. Не мил ей свет, не дорогая благотворительность, а жаль такая сладкая, что сама себя десятком съедает.

Жалом адского сего дракона есть весь род грехов, а вот фамилия его: ненависть, злопамятность, гордость, улещання, скука, раскаяние, тоска, грусть и другой июн, не засыпает в душе.

 

ГЛАВА 10-и

О ЛЮБВИ ИЛИ ЧИСТОСЕРДЕЧНІСТЬ

 

Противится этой пропасти чистосердечність. Она является спокойное в душе дыхание и веяние Святого Духа.

Она подобная великолепного сада, полный тихих ветров, сладко-душистых цветов и утехи, в котором процветает дерево нетленного жизни.

А вот плоды ее: доброжелательность, незлобність, склонность, покорность, нелицемір'я, добронадійність, безопасность, удовольствие, бодрость и другие неотъемлемые забавы.

Кто такую душу имеет, мир на нем, и милость, и веселие вечное над головой такого истинного христианина!

Аминь.

Перевод Вал. Шевчука

 

1 Образ двери, как символ входа в что-то, часто использовался Г. Сковородой.

2 Перевод слов из Книги пророка Исаии: "И правда моя пребудет вовек, и спасение мое из рода в род".

3 В этой главе философ проводит мысль о две натуры, которая взята за основу учение о счастье. Идея двух натур берет начало в античной философии, в новые времена ее разрабатывал Спиноза.

4 Очевидно, Г. Сковорода имеет в виду венгерское слово isten (Бог), которое близко по звучанию к слову "истина".

5 Имеются в виду так называемые "скрижали Завета" - десять Божьих заповедей, выбитых на десяти каменных досках Моисеем.

6 Средневековый символ нации.

7 Псалтырь, СХVIII - 142.