Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Речь грустная стихотворная и прозаическая


 

Произведения художественной литературы по особенностям организации поэтического языка делятся на прозаические и стихотворные. Они имеют свои особенности и закономерности. Употребление их не является явлением случайным, зависимым лишь от желания автора, а обусловлено рядом определенных факторов. Например, лирические произведения, как правило, пишут стихами, а романы, повести, рассказы - прозой. Выбор автором формы языка (прозаической или стихотворной) связан с эстетическими задачами, которые он перед собой ставит.

На различие прозы и стихов указывает уже само происхождение этих терминов. Слово проза происходит от латинского прилагательного prosus, что означает свободный, прямой, несвязанный. Слово стих происходит от латинского versus, что означает оборот, ряд, строка. Отсюда французское le vers, польское wiersz, белорусское вєрш, украинское стихотворение. Российское стих происходит от греческого stichos, что тоже означает ряд, порядок, строй. Действительно, стихотворной речи присущ определенный порядок, порядок в самой стройке, тогда как прозаическая речь такого строя не имеет. Язык художественных произведений вообще эмоционально окрашена. А грустная стихотворная речь - это форма особенно наснаженої художественного языка. Что же придает стихам повышенной эмоциональной выразительности?

Грустная стихотворная речь, в отличие от прозаической, ритмически организована. Ритм присущ многим явлениям и процессам. Он означает равномерную последовательность определенных движений, ударов, действий. Например, есть свой ритм в движении Земли вокруг Солнца, в притоке и оттоке морей, работе сердца. Значение ритма в жизни и труда очень велико. Соблюдения его облегчает движение, работу, а нарушение - затрудняет. Большое значение имеет ритм и в разных видах искусства, в частности в музыке и литературе.

Элементы ритма есть и в прозе языке, но здесь они незначительны. Они вытекают из требований произношения в сочетании со смысловым и синтаксическим делением языка. Разделение прозаической речи на отрезки (речевые такты) нерегулюється какими-то твердыми нормами и границами. Речевые такты в прозе, как правило, не соизмеримы: один длиннее, другой - короче.

Другое дело - грустная стихотворная речь. Ритмичность ее основана на соблюдении тех или иных требований. Стихотворный ритм заключается в закономерном повторении определенных соизмеримых речевых единиц, которые при чтении выделяются паузами.

Относительно зрительного восприятия, грустная стихотворная речь отличается от прозаической строением строк: прозаическая речь представляет собой сплошной непрерывный текст, а грустная стихотворная - делится на отрезки - строки. Каждая строка кончается паузой, независимо от того, требуется ли она на основе строения предложения, или нет. Эти паузы называют ритмичными. Они иногда совпадают с грамматическими и логическими, а иногда не совпадают.

При громком чтении віршового произведения интонируемая разделение текста не только на смысловые и синтаксические отрезки, а на стихотворные строки. Ритмические паузы в конце строк интонационно выделяют, подчеркивают те слова, которые стоят в конце стихотворных строк. Часто звучание этих строк усиливается еще и рифмами. Рима (созвучные окончания слов в стихотворных строках) усиливает эмоциональную выразительность віршового текста, хоть она и не обязательна, - бывают стихи без рифм.

Ритмическая организация стихотворной речи является одним из важных факторов ее эмоциональной выразительности. Для иллюстрации этого положения проведем небольшое исследование.

Вот начало известного стихотворения Шевченко:

 

Проходят дни, проходят ночи,

Проходит лето. Шелестит

Пожелтевшие листья, гаснут глаза,

Заснули думы; сердце спит...

 

Достаточно изменить порядок слов, чтобы стих зазвучал уже не с той эмоциональной возвышенностью, которая свойственна авторовому текста:

 

Дни проходят, ночи пролетают, лето проходит.

Листья пожелтевшие шелестит, глаза гаснут,

думы заснули, сердце спит...

 

Потеря ритмичности в звучании данного текста ведет и к уменьшению его эмоциональности. Получается, ритмическая организация речи выполняет определенную эстетическую функцию.

Художественной особенностью прозы является и то, что она имеет другие способы и формы словесной образности, чем стихотворные произведения. Так, различные виды тропов, которые играют большую роль в стихотворной речи, занимают в прозе значительно меньше места. Зато прозе присуща прежде всего взаимодействие разных способов изложения художественного материала: язык автора, рассказчика, персонажей. Сама художественно-словесная ткань в прозе, по сравнению с поэзией, прозрачная, будто непосредственно изображает определенную действительность. С этой языковой ткани мы непосредственно воспринимаем поступки, обиды, переживания героев; восхищаемся точностью и красотой слова. Соответственно этому в прозе большее значение имеет сюжет, последовательное развитие действий; ярче выступают характеры и обстоятельства. Проза имеет тяготение к эпосу, а стихи - к лирике.

Віршову язык часто называют музыкальной; именно в применении к стихам часто говорят о «музыку слов», «музыку звуков». Относительно слов и звуков эти определения нельзя принимать иначе, как метафору. Однако грустная стихотворная речь имеет элементы, которые роднят ее с музыкой, а именно: мелодию, ритм. Конечно, музыкальная мелодия и мелодия стихотворной речи не одно и то же, и хоть в ритме поэзии и ритме музыки есть общие черты, но еще больше отличий.

Ритм музыки непрерывный, в него включаются не только те звуки, которые поются или играют, но и паузы. Ритм поэзии начинается с каждого отдельного строки. В музыке удары могут без конца делиться: могут быть цели удары, половины, четверти, 1/8, 1/16, 1/32 и т. д. Звуковая экспрессия музыки и стихотворной речи хоть и имеет нечто общее, однако по природе своей они отличные. Носителем эмоции в музыке есть звуки и их сочетания, а в стихах чувства передают прежде всего с помощью семантики слов и словосочетаний. Звуковая форма стихотворной речи в выявлении настроений и чувств играет вспомогательную, а не основную роль.