Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Какие жанровые признаки романа Олеся Гончара «Тронка»?

В романе «Тронка» Олесь Гончар стремился художественно постичь найживотрепетніші вопросы современности, ее сложные проблемы и впечатляющие контрасты. Замысел писателя заключался в том, чтобы показать жизнь конкретного человека в тесных связях с бытием планеты, а планетарные проблемы спроецировать на индивида. Такой масштабный взгляд требовал особой формы. Сам Гончар высказал по этому поводу следующие соображения: «Сильный смысл сам должен искать и найти себе наиболее подходящую форму, невимучену: дайте ему волю, и он найдет природную пластику и красоту линий или цветов, отольется именно в ту форму, которая надо...» Такой жанровой оболочкой «Тронки» стала форма романа в новеллах, мастерски разработанная Ю. Яновским в «Всадниках», ее использование этими выдающимися художниками слова закономерное и обусловленное одинаковым замыслу - воплотить, синтезировать эпоху в ее главнейших проявлениях.

Олесь Гончар часто обращался к новелле как самостоятельного жанра. Она привлекала его концентрацией событий, подчеркиванием существенных черт в событиях, размышлениях, характерах, композиционным совершенством, стремительностью развития сюжета. Двенадцать новелл «Тронки» - это двенадцать завершенных историй, объединенных авторским замыслом, а также то общим героем, то проблемой, темой. Так, в новеллах «Азбука Морзе» и «Железный остров» действуют одни и те же герои - Тоня и Виталик. Другие новеллы выстраивают костяк отдельной сюжетной линии, ее узловые моменты. Например, живописанию «динозавра культівської суток» майора Яцубы, его отношений с дочерью посвящены разделы «Пікетажистка», «Здесь много неба». Этим достигается целостность произведения, наскрізність его сюжета. Зцементовує роман и пространственная точка, изображенная писателем,- то конкретный уголок таврической степи, где живут и работают радгоспники, строители канала, ракетчики. Временные измерения произведения охватывают современное, прошлое и будущее. Это эпизоды богатой событиями истории причерноморских степей, годы Великой Отечественной войны, которые проецируются на сегодняшний день, «одно лето человеческой жизни». Такая параллель ярко иллюстрирует-мнение писателя о связи времен и поколений, помогает глубже понять проблематику современности.

Каждая из новелл исследует определенный характер - старый Горпищенко, Дорошенко, Лукия, Виталик, Тоня, Уралов; показывает его сущность через отношение к самых острых вопросов середины XX века: созидание и разрушение, экология, гармония природы и человека, отношение человека к труду как мерило духовности, взаимоотношениях родителей и детей, война и мир. Именно жанровая специфика произведения дала писателю возможность свободно оперировать богатым жизненным материалом, положенным в его основу, масштабно воссоздать панораму жизни.