| 
 
Только учитель вошел в класс, сейчас увидел, что там делается что-то неопределенное. Школьницы и школьники гурьбой окружили кого-то и о чем-то горячо и громко болтали. Ропот был неласкавий, сердитый. Понять пока ничего нельзя было. Слышно только было, что на кого-то дети сердились, кому-то упрекали.  
 Сейчас же кое-кто увидел учителя и послышалось промеж детьми:
  - Василий Митрович пришел... Учитель пришел. Дети стихли и все повернулись к учителю. Учитель подошел и спитавсь:
  - Что тут у вас творится?  
 Все молчали, стоя кругом возле одной парты. На той парте сидела Александра.
  Александра была школьница первого года, дочь сельского писарчука-пьяницы. Она сидела, низко понурив голову и уставившись в свой стол. ее белокурые, все в веснушках, лицо было белое, как мел. Она ухватилась руками за стол, словно боялась, что ее будут тянуть куда-то силой.  
 Учитель еще раз спитавсь:
  - Что тут у вас произошло?
  Спросила Приска, - подруга и приятельница Олександрина. Отец Ее был в экономии приказчиком. Приска была девушка сыта, хорошо годована - она всегда приносила из дома хорошую еду: пирожки, лепешки, лепешки и т.д. Она плохо училась, но была очень веселая и не могла говорить не сміючися. Она и теперь, осміхаючись, загомоніла.  
 - И Александра...
  Приска начала и засмеялась не договорив. Учитель спитавсь:
  - Александра?
  - Украла у меня хлеб! - доказала Приска и совсем зареготалася, и ее неразумные серо-синие глаза со смеха аж спрятались за сытыми щеками.  
 Эта весть очень поразила и удивила учителя. Такого в школе еще не было. Учитель знал, что некоторые из детей еще дома, прежде чем в школу начали ходить, были в чем-то грешны, но в школе пока никто в грех не прыгнул. На Александру он тоже никогда ничего не думал. Она была просто девушка робкая - видимому, напугал ее отец-пьяница.  
 Учитель взглянул на Александру и спитавсь:
  - Александр, правда?
  Она молчала и сидела неподвижно, как каменная. Учитель понял, что Приска говорила правду. А Приска уже не молчала и тараторила:  
 - Она не впервые это ворует. Она несколько раз у меня таскала. Только бросишь сумку с пирогами - так и потянет. И я все молчала. А вот уже сегодня... Вижу, схватила хлеб и побежала из школы во двор, и зашла за дерево, да и ест. Я прибежала к ней, а она испугалась. Не говори, говорит, учителю, я тебе рисунок дам...  
 Учитель еще раз спросил:
  - Александр, правда?
  Но и теперь Александра молчала и сидела неподвижно. Один большой школьник, не совсем умный и не очень добрый, зашумел:
  - И что там ее питаться? Разве и так не видно, что правда. Ишь что придумала - воровать! ее надо выгнать из школы!  
 Школьники загудели:
  - Надо! Надо! Учитель сказал:
  - Почему же это так?
  - А потому, что она ворует, а вы или мы на кого будем думать по-дурацки.
  Другие говорили:
  - Это ничего не можно будет и положить в школе, если будут воровать.  
 - А разве оно красиво, как будут говорить на школьников, что они воруют, - добавляли третьи.
  Учитель сказал:
  - Вот что, девушки и парни. Вы вон уже наладились изгонять Александру из школы, а еще не знаете толком дела. А может,  
 оно и не так было? Надо послушать первое, что Александра скажет.
  Тот же великий школьник начал снова:
  - Да что там слушать, разве и так не видно?..
  Но его сейчас же спинено:
  - Цыц! Василий Митрович правду говорят. Уже же надо знать, что она сама скажет.  
 Все лица повернулись к Александре, все глаза уставились в нее. Все ожидали от нее слова. Но она и теперь сидела, словно скам'янівши. Она спрятала голову между плечи и прищулилась, как будто надеялась, что ее вот-вот ударят, хотя знала, что в школе не дерутся.  
 Учитель спросил:
  - Что же, Александро? Говори - мы ждем.
  Молчит. Учитель:
  - Не думай, что мы все хотим нападатися на тебя. Нам надо только знать правду. Может, это еще и не так, как говорят, и я думаю, что не так.  
 Бледное лицо у Александры сделалось сразу как жар красное. Но она молчала. А учитель говорил дальше:
  - Да, я думаю, что это не так. Мне кажется, что Приска как-то ошиблась и что ты не виновата.
  Олександрине лицо наклонилось вплоть до стола.  
 - Сказала, то ты свой хлеб ела, ибо я никогда не поверю, что ты можешь украсть.
  Громкое горькое рыдание розітнулося в школе. Это плакала Александра, припав головой к столу. Школьники сразу притихли. Глаза им как-то широко раскрылись, и они молча, затаив дух, смотрели на Александру. А учитель говорил:  
 - Не плачь! Когда неправда...
  - Правда!.. Правда!.. - вскрикнула Александра. - Я украла!
  И она зарыдала еще сильнее. В великой классовой доме стояли шестьдесят школьников молча, не шевелясь, а среди их, припав головой к столу, горько плакала маленькая белокурая девочка.  
 Долго она плакала, и все молчали, пока она немного успокоилась. Тогда учитель, сев возле нее, спитавсь:
  - Зачем же ты это сделала?
  Она молчала снова и снова похнюпилась. Учитель видел, что сказать то, через что она это сделала, ей так же трудно, как было трудно признаваться. И она победила себя. Несколько раз она начинала говорить, шевелила губами, но останавливалась. Наконец произнесла:  
 - Я кушать хотела.
  - Разве ты дома не ела?
  - Не ела.
  - Почему?
  Она снова замолчала и... совсем неожиданно вп'ять зарыдала.
  - У нас... у нас... нечего есть... Отец ничего... не приносят из волости... все пропивают... Мы едим су...су...сухари уже вторую неделю.  
 И больше она ничего не могла сказать за слезами. Давно было время начинать учиться. Учитель тихо взял Александру за руку и, сказав ей несколько ласковых слов, повел в свой дом, чтобы она там успокоилась. Как он вернулся в класс, то с десяток рук протянулось к его, и в каждой руке была какая-то еда.  
 - Нате! дайте ей! пусть попоїсть!
  Учитель взглянул на детей. Ребята были ни в сих ни в тех, некоторые девушки плакали. Он забрал все, что дети предоставляли, и понес Александре. Но она ничего не хотела есть и все плакала.
 
  | 
 
 |