Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жизнь и творчество Архипа Тесленко



(2. III. 1882 - 28. VІ. 1911)

СКВОЗЬ ТЕРНИИ

Архип Тесленко - одна из самых трагических фигур в украинской литературе. И не только потому, что непрестанно барахтался в тенетах бедняцкого глухого села, скитался по судах, этапах, в тюрьмах, ссылках, заболел туберкулезом, - и прожил короткую жизнь: всего-то 29 лет. А еще и потому, что в силу многих объективных и субъективных причин писатель избрал трагическое как средство эстетического воспроизведения действительности. В начале XX века в своем творчестве он стремился художественно постичь процессы, происходившие на селе, и отражал в своих произведениях стихийный, традиционный наймитський протест против кулачества и мелкого чиновничества. В новых условиях освободительного движения в трактовке смысла бытия и небытия социально и эстетически писатель выступил в русле революционной демократии, хотя поиски идеала давались нелегко. В бесконечных стычках с социальной действительностью, что кончались для него, как правило, поражением, А. Тесленко все чаще склонялся к мысли о страчене жизни как протест против этой действительности. Такая философия - следствие жизненной практики именно наймитського прослойки украинского села, который не имел перспективы, представители которого в подавляющем большинстве были обречены на жалкое существование, и лишь отдельные становились на путь сознательной борьбы.

Классовый конфликт между богатством и бедностью углублялся. Политические силы фиксировали его, но радикальных путей выхода из положения не предлагали. К тому же сельская глубинка была отрезана от идейно-политических центров. Этой политической неграмотностью крестьян умело пользовались зажиточные слои и сельский старшина. А. Тесленко принимает участие в революционных событиях на Лохвиччині. В полицейских бумагах его характеризуют как человека крайних взглядов. Он верил в неизбежность демократических преобразований, боролся против черносотенства, не разделял взглядов либералов-народников.

Но почему же тогда идейная программа А. Тесленко кажется на первый взгляд ограниченным? Почему жизненная позиция большинства его героев основывается преимущественно на суждении: «...для чего так жить?!» и почему такие невнятные мечты его положительных героев о «нечто хорошее, большое»?

В начале XX в. крестьянская демократия на селе была уже серьезной общественной силой. Писатель занимается крестьянским демократизмом, имеет связи с социал-демократами, включается в культурно-просветительскую деятельность, создает театр для крестьян, распространяет политическую литературу.

Выступления крестьян против господского произвола были единичны. Они стоголосою эхом раскатывались из края в край, будили мысль, объединяли крестьян к организованной борьбе за свободу, против самодержавия. Шел 1905 год. В села проникало слово социал-демократов. Оно было близким наймитству.

Но вероятно, что были села, особенно в глубинках, где идиотизм крестьянского бытия был слишком законсервирован, где протест был молчалив, а на деле «ни слова, ни полслова», где люди обречены «страдать и бояться смерти, скулить, хвататься за полы жизни, чтобы только жить, не зная для чего и зачем...»

Значение творчества Архипа Тесленко заключается в том, что он чрезвычайно проникновенно отразил идиотизм деревенской жизни, трагедию классового расслоения, стремления передовых крестьян к чему-то лучшему, а это лучше - мечты о землю, свободу, демократию и образование. Значение в том, что писатель поставил себе цель показать трагизм батрачества. «Немилосердное небо судило родиться мне в заглохшей сельской глуши, вот не видавших света стебельков, - напитаться их хладными, черными соками и отчуждаться от всего живого, ведущего к цели жизни - к плодотворности. Врученная мне проказница-судьба не дает ни малейшего проблеска света. Все кроет, заволакивает глаза тучами непроницаемой мглы и определила быть мне подножием престола величия безумной, внимать и преклоняться перед бессмысленными капризами заносчивых себялюбцев», - писал в 1900 году А. Тесленко в примечании к своего первого стихотворения. А через десять лет в одном из писем о рассказы, которые прислал «Совета», писатель пишет: «Оба на темы, которые меня интересуют, - ничтожность бытия». Трагическим было жизни самого писателя, и это, бесспорно, отразилось на его произведениях. Не в этом ли ключ к познанию идейно-эстетических поисков Архипа Тесленко?

Лохвитчина - батькивщина Архипа Ефимовича Тесленко. Здесь родился он 18 февраля 1882 года в селе Харківцях. Отсюда его будущие герои: батраки, крестьяне, писари, учителя, искатели правды. Картины природы тоже отсюда: убогие дома, долины, рощи, выгоны. Здесь он черпал и социальные конфликты. На этих землях состояла философская и эстетическая концепция писателя.

А. Тесленко выбрал для художественного исследования тех, кто в наймах родился, в наймах рос, у наймах и родителей похоронил. «Я с тринадцати лет в наймы пошла» («Хуторяночка»). Другого пути детям сельской бедноты нет. «Плачь не плачь, а ничего не поможеться... наймайсь и нас будешь піддержувать» («В огороде»).

Наемники - это люди, лишенные каких-либо средств на существование. Это люди, которые продают свои руки, чтобы иметь кусок хлеба. Не поступив, они снова вынуждены возвращаться в своих нетопленных домов, до голодных детей. «Чем ты будешь кормить детей?.. Что ты за отец такой?» («За пашпортом»). «Ну, кормить их, зодягать надо... а чем?» («Дед Емеля»), «Разве кто поверит, что ты только раз вчера кормила ребеночка скориночками?..» («Наука»). Судьба батрацких детей особенно трагична. «И старшеньких было семеро, и все же и на том свете... с папой» («У схимника»), «Сколько они уже деток похоронили, повиряджали на тот свет!» («Погоняй до ямы!»).

Изредка кому из батрацких детей везло на некоторое время попасть в школу. Тех учеников, кто докапывался до всего, интересовался, хотел знать больше, чем давала школа, исключали. Исключали также за мудрствування: «...плевелов нам в пшенице не надо» («Погоняй до ямы!»), за то, что «розсуждав, залезал в ересь» («Нет мамочки!»). Другие-за нужды школу бросали. Классическим на тему школы есть рассказ «Школьник». Одаренный Николай жадно тянется к учебе. И именно через школу конфликт дома. «Школа... школа - вымогательство, школа - грабеж... Школа последнюю рубаху стянет с тебя». Коля вынужден бросить школу и водить старцев, потому что «есть нечего, топить нечем, удягтися... Так меня в поводаторі это...»

Есть ли какие в жизни дороги наймитам? Есть. Тесленко их прослеживает. Одна из них - заробитчанская. Оставляет человек свое село и нанимается по хозяйствам, по экономиях. Заработки! Это - «оды-давите, нырнут в темноте, в грязи» («Погоняй до ямы!»). Многие из них в найме пополняли ряды безработных, нищих, добывали себе болезни, кормили клопов в ночлежках. Как правило, кончали жизни самоубийством. Много самоубийств в произведениях А. Тесленко, начиная с первого неопубликованной пьесы «Не стоит жить». «Погоняй до ямы!», «И это называется жизнью!», «Эх, жизнь, черти бы забрали тебя!», «Эх, не для меня этот мир, не для меня...» - так часто думают герои рассказов.

Вторая дорога - поиски правды, дорога сложнее, опаснее. На этой дороге писатель видит писарчуків, сельских учителей, молодых людей, исключенных из школ и семинарий. Общественные взгляды каждого из них в отдельности - невнятные. Но все они вместе создают коллективный портрет разбушевавшегося общественными движениями села. Героя рассказа «Погоняй до ямы!» исключили из школы за то, что в Бога не верил и «до веры докопувавсь». А что книги читал, заступавсь за людей, то его объявляют мятежником, «демократом, забастовщиком» и осуждают. Дорога у него одна - в яму. Такая же судьба героя рассказа «Нет мамы». В рассказе «Прощай, жизнь!» кончает с жизнью учитель, которого уволили с работы и объявили неблагонадежным. Более полно очерчены характеры протестантов в произведениях «Истинно русский человек» и в «В когтях у человека». Появление на селе новой, демократической интеллигенции связана с революционными событиями 1905 года. Такой есть учительница Леночка из повести «Страчене жизни». В соревнованиях с местными богачами, «сытыми, тупыми», сломалась ее идея работать для народа, сломалась и она сама.

Не только отдельных представителей чиновничества, духовенства развенчивает писатель. Он разоблачает институты: волостной старшина, сельские школы, монастыри, суды, полицейские учреждения, земские собрания, казенные палаты, постоялые дома, канцелярии, тюрьмы, церкви, Думу - все, где не находит трудящийся человек защиты. Именно в этом широта программы А. Тесленко.

В письме к редактору журнала «Нова громада» (1905г.) А. Тесленко восторженно пересказывает решение крестьянского схода: «А наше село какую штуку вдрало - приговор сделало вот что: «Мы, нижеподписавшиеся крестьяне и казаки с. Харьковец, быв сего 4 декабря на сельском востоке... постановили... голодного и обездоленного народа... нельзя накормит, просветить и упокоить штыками, пулями и нагайками... оставит народа полученных им свобод стремятся те, кто все время угнетал и угнетает народ... мы постановляем требовать немедленной отмены усиленной охраны во всей губернии, иначе спокойствия не будет и пролитая кровь падет на головы тех, кто усиленную охрану вызвал». Приговор вызван верой крестьян в царский манифест 17 октября. Идеалы приговору - это идеалы А. Тесленко.

Красные рассветы осяювали 1905 год, крестьянские массы волновались, восставали. На это время Тесленко уже сложилась рукописный сборник из пяти рассказов - «Хуторяночка», «За пашпортом», «Маруся», «Мать», «Дед Омелько», - он повез ее в Киев. «Киевская старина», куда обратился он, отклонила первые произведения писателя, и они были переданы журнала «Нова громада», а разочарованный автор возвращается в Харьковцы. Здесь его арестовывают за распространение литературы, сидит он в лохвицкой тюрьме. Вина не была доказана, и его выпускают на волю. «Не знаю, где моя воля и к вечеру будет», - писал А. Тесленко в письме к Грінченків летом 1906 года. Местные богачи установили за Тесленком постоянный надзор, устраивали обыски, натравливали крестьян и даже родного отца на бунтовщика.

Движение крестьян распространялся, организационно окреп - в гуще его был А. Теслекко. В декабре 1905 года в Лохвице вспыхнуло крестьянское восстание, которое потерпело поражение. Начались массовые аресты зачинщиков и подозрительных. А. Тесленко без паспорта и денег уходит в Киев, где скрывается по монастырям и ночлежках. Летом 1906 года возвращается домой, а осенью его вновь арестовывают и высылают в ссылку в В'ятську губернию. Местные кулаки сфабриковали на «вора» и «поджигателя» общественный приговор, который и сыграл на суде решающую роль.

Вернувшись из тюрьмы, А. Тесленко продолжает писать. В письмах к Грінченків он все время вспоминает смерть. Нет, писатель не разочаровался. Он так же разоблачает куркульню, темноту, направляет в киевских изданий сообщения, в которых защищает демократическое движение, развенчивает настоящих врагов трудящегося крестьянства («Демократы», «Блюстители порядка», «На селе»). Появляются печатью «Страчене жизни», «Школьник», «Прощай, жизнь!», «Что делает?». По совету Грінченків Тесленко записывает фольклорные обрядовые произведения, внимательно следит за литературной жизнью.

И здоровье было подорвано и в 1911 году Архип Тесленко умер.

Биографические моменты в произведениях Тесленко выходят за пределы сугубо личностного, ибо отражают типичные обстоятельства тогдашней действительности, которая на повестку дня вынес вопрос: «Для чего так жить?» Затравленный писатель действительно не видел выхода. Личный трагизм А. Тесленко сказался на трагизме его художественных произведений.

В публицистических попытках Тесленко наталкиваемся на замыслы, которые дают основание полагать, что он в дальнейшей работе мог бы реализовать их: «Голь стала мать голос в обчестві, стал рабочий дороже», «сельские Мироеды упевняють людей, что это все «домократи», то есть кто побывал в ссылке за участие в освободительном движении».

Лаконизм, разговорные интонации, рассказ от имени рассказчика из народа, наполненность каждой фразы соціальністю, контрасты, драматические диалоги - такие стилевые особенности прозы А. Тесленко. Волнуют нас его образы, держат в плену психологические и социальные картины, заставляют переживать человеческие судьбы.

Эстетика трагического в А. Тесленко, может, не соответствует классическим литературным образцам, в которых смерть героя проектировалась на текущую (бесконечность) жизнь вообще и, так сказать, добавляла оптимистического звучания произведению. Трагизм в Тесленко в тупике и как следствие - «страчене жизни», оптимизма же в произведениях очень мало. Идейная и эстетическая программа А. Тесленко в гуманизме, в идейной и моральной чистоте простых людей.