ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ (01.04.1809, с. Большие Сорочішці, теперь Миргородского р-на Полтавской обл. - 04.03.1852, Москва) - писатель - мыслитель мирового масштаба, самый выдающийся среди романтиков «украинской школы» в русской литературе первой половины XIX века.
Родился в семье драматурга В. Гоголя. Детские годы прошли на Миргородщине. Учился в уездном училище в Полтаве (1818 - 1819), в Нежинской гимназии высших наук (1821 - 1828). Формировался как творческая личность в уникальной духовной атмосфере края и его интеллектуального центра - «полтавского Петербурга». Собирал фольклор, лексикографические материалы. Сочинял стихи, пробовал силы в разных литературных жанрах (ранние произведения не сохранились).
В 1828 г. переехал в Петербург. Через год издал поэму «Ганц Кюхельгартен», которая получила неодобрительные отзывы критики. После неудачной попытки стать артистом служил чиновником, одновременно посещая Академию художеств. Вошел в круг ведущих деятелей российской интеллигенции, общался с В. Жуковским, А. Пушкиным, Плетневым и др. С 1834 г. - адъюнкт - профессор университетской кафедры всеобщей истории. Годом позже написал историческое исследование «Взгляд на составление Малороссии». В начале 30-х годов М. Гоголь выступил в «Отечественных записках» с повестью «Басаврюк, или Вечер против Ивана Купала», начала «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Цикл приобрел широкой популярности, принес молодому автору большой успех и всеобщее признание. После выхода книг «Миргород» и «Арабески» (1835) писателя было признано «главою литературы, главою поэтов» (В. Белинский). Однако при этом тогдашний авторитет ограничивал русло гоголевского реалистического романтизма несколько раздраженным отрицанием фантастического начала «Вия» и «Портрета». Гоголь же «вполне естественно» и только «на время сделался далеким от всего современного», «взявшись за свою внутреннюю утверждение, отдав долгое время Библии, Моисею, Гомеру, законодателям прошлых веков, читая историю событий прошлых и відживших, желая глубже познать человеческую душу и зустрінувшись по этой дороге с Тем, Кто больше всех нас знал человеческую душу».
Четыре тома рассказов Гоголя на украинские темы вживили свежую струю в русскую словесность. Глубокое знание истории, фольклора, бытовых обычаев жизни Украины в «олітературеній» большого таланта вылилось в бесподобном воспроизведении поэзии народного бытия, творении масштабно-романтического образа украинской родины, колоритных характеров ее сыновей и дочерей, пластического образа ее заманчивого природы. Такое постижение поражает тем более, что прозаик не стремился этнографической или исторической достоверности (это ставил ему в вину П. Кулеш). Интересуясь не так социальной жизни украинского села, как, прежде всего, внутренней гармонией и традиционной философией его обитателей, М. Гоголь сумел мастерски соединить лиризм и юмор, черты сказочно-фантастические и реальные.
Опоетизована и этично привлекательная демократическая стихия повестей сборника «Миргород» контрастирует с чиновничьим миром, животінням «маленького человека». Иронично-реалистичный стиль цикла «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», повести «Старосветские помещики», сформировавшись в знаменитую манеру «смеха сквозь слезы», не исключила момента симпатии к патриархальной старины и устоявшихся форм дворянского быта, отходили в прошлое. Духовный образ действительно величественного и славного прошлого в борьбе Украины за свободу, цельные характеры отважных патриотов и людей широкой души изображен в романтической повести «Тарас Бульба» (1835). Картины прежних исторических соревнований возвышенно здесь, по оценке Д. Чижевского, до уровня высокой эпопеи, сочетавшей элементы стиля народных форм с творческой манерой Гомера и В. Скотта.
Из «Арабесок» и цикла петербургских повестей М. Гоголь создает городской образ. Крупный столичный город под его пером предстает средоточием ужасных контрастов, местом унижений и трагического одиночества «маленького человека» (от «Записок сумасшедшего», «Шинели»), месячным миром «человеческого пакля» (Г. Бердяев). Такое внимание к теневых явлений имперского жизни обусловлена неприятием вражеских красоте и гармонии беспорядка и безумия, бессмысленности существования многих людей, сказывалась мечтой указать путь от ненастоящего мира «мертвых душ» к реальности «душ живых», человеческой духовности. Ключ к ним, в связи с Гоголем, - в собственных душе и сердце как главных факторах жизни и творчества (типичная черта украинского менталитета и мыслительной культуры).
С петербургским циклом связаны замыслы первых пьес из жизни чиновничества и дворян («Владимир 3-й степени», «Утро делового человека», «Женитьба»). Огромное значение в русском писательстве имела знаменитая комедия «Ревизор»
,в которой выставлено напоказ «все дурное в России», раскрыто этическую деградацию столичного и провинциального чиновничества. Нападки на постановку «Ревизора» властных структур, болезнь писателя простелили перед ним дорогу за границу. Среди западноевропейских краев особенно поразил его итальянский - солнечная природа юга, наследие античности дарили высокое эстетическое наслаждение, даже чувство близости «к божеству». М. Гоголь написал здесь повесть «Рим», работал над драмой из истории Запорожской Сечи. в 1840 г. в Риме завершил первую часть поэмы - романа «Мертвые души». Опубликован в 1842 г. произведение всколыхнуло всю Россию.
Архитектоника поэмы позволила автору представить все русское общество, вывести сатирически-гротескные типы, которые приобрели нарицательного значения. Деградированные помещики и чиновники (Ноздрьов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка и др.), новорожденные хищники (Чичиков) явили миру то, что искажало в них образ и подобие Божие. Это был показ «всей глубины современной мерзости общественной с целью обращения общины к свету, всего высокого и прекрасного» для пробуждения душ живых. Однако после публикации первого поэтому отношение к нему со стороны российской общественности начало меняться к худшему. Беспощадное разоблачение имперской действительности вызвало унісонні упреки в нелюбви к русским людям, жизни, природы, что С. Венгеров пояснил органичностью его украинского мировосприятия. Оно, в частности, породило в воображении художественный М. Гоголя символический аналог России - причудливый, почти кінцесвітний образ фантастической тройки лошадей, несущийся неизвестно куда в исчезающую даль, наводя ужас.
Несмотря на искреннее авторское стремление создать «позитивную картину» русской жизни, выставить «живые души» во втором и планируемом третьем томе поэмы-романа, М. Гоголь, хоть и работал болезненно и трудно, преодолеть духовного кризиса не смог. Незадолго до смерти он во второй раз уничтожил рукопись второго тома, от которого осталось лишь несколько фрагментов. «Платой» за наполовину совершен эпохальный творческий замысел стала потеря хотя бы симпатий петербургских знакомых: по свидетельству С. Аксакова, ни один из них в полной мере тогда не ценил автора «Ревизора» и «Мертвых душ».
Стремясь зарятувати ситуацию, М. Гоголь в 1847 г. вещает свою последнюю работу - «Выбранные места из переписки с друзьями». Этот результат глубоких и часто болезненных размышлений над жизнью, призванием человека, путями общественно-духовного обновления России стал, однако, мишенью саркастически-острого «Письма к Гоголю» (1847). Белинского, вслед за ним - осуждения со стороны М. Чернышевского, А. Герцена. Кроме того, выступление Гоголя стал объектом нестихаючої полемики между тем большинством, что оценила «Выбранные места...» как плод болезненного состояния автора, а то и как акт отречения от высоких демократических и гуманистических идеалов, с одной стороны, и теми, кто адекватно воспринял рассуждения Гоголя как исстрадавшуюся исповедь честного художника - гражданина, сущностные размышление мыслителя над многими вечными проблемами историю - и релігієсофського прозирання в будущее, в конце этическое завещание, адресованное каждому: лелеять свое душевное хозяйство, ограждая его от очерствіння, вносить труд, мир, лад, добро и красоту в мир, идти за правдой, что является Богом.
Ментальная несовместимость Гоголевої творчества с мировоззренческой ориентацией его российских современников вызвала и его личную трагедию. Он, «переполовинений, полный противоречий и контрастов... упал под тяжестью жизни как жертва своей дводушності» (С. Ефремов). Ориентация на Россию как Русь требовала перехода к цивилизации, существенно отличной от украинской, а это означало для Гоголя «моральную смерть», «культурно-национальное самоубийство» (Есть. Маланюк). По этой причине после волшебной экзотики «Вечеров...» начал захмарюватися горизонт его творчества.
Вернувшись 1848 после паломничества в Иерусалим окончательно в Россию, Г. Гоголь периодически проживал в Петербурге, Одессе и Москве. И через тяжелое состояние здоровья прожил уже недолго. Однако главное свое предназначение он уже выполнил, и именно из гоголевской «Шинели» вышла новая, мировой славы, русская литература Толстого и Достоевского. Ей большой полтавец привил органически не присущ экзистенциальный дух украинской ментальности. Писания Г. Гоголя можно рассматривать и как примечательную этому духу способность понять другие (российские) природу, человека и народ. Он выделял окремішій «свойства характера каждого народа», на которые по-разному могут влиять те же события. Весьма интересный писатель и с мовностильового стороны: за чрезвычайного словесного умения оригинальность употребления украинской фразеологии, в частности фольклорного происхождения, делают его своеобразным двуязычным автором. Хотя большую часть жизни М. Гоголь прожил далеко от Украины, его мысли были связаны с тем краем, что дал ему сюжеты и образы, наснажив неповторимой творчеством народа.
Лит.: Гоголь и украинская литература XIX в. К., 1954; Рыльский М. Наш Гоголь // Тульский Максим. Сочинения: В 3 т. К., 1956. Т. 3; Крутикова II. М. В. Гоголь и украинская литература. К, 1957; Чижевский Д. Очерки по истории философии на Украине. К., 1992; Мюнхен, 1983; Маланюк Есть. Гоголь - Гоголь // Слово и время. 1991. № 8; Ефремов С. Между двумя душами: Г. Гоголи. // Ефремов Сергей. Литературно-критические статьи. К., 1993.
В. Бычко, В. Погребенник