Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Романтизм в ранних произведениях Т. Г. Шевченко

Становление поэтического творчества Т. Г. Шевченко может быть рассмотрен как краткий пример становления новой украинской литературы, развития и обогащения литературного украинского языка. Шевченко, как великий национальный поэт, не ограничен в творчестве, он питает свою поэзию мировыми достижениями, строит ее в русле литературного процесса своего времени. Поэтому начало его творчества несет на себе отпечаток мощной литературного течения - романтизма.

Характерный для романтизма жанр баллады был переосмыслен в первых произведениях Шевченко в национальном духе. В балладах великого украинского поэта учтен богатый опыт российского мастера - В. Жуковского. Но если Жуковский сюжеты своих баллад берет из иностранной литературы, Шевченко создает

образцы действительно национальной поэзии - и по сюжету, и по колориту, используя народные песни и легенды.

Первая баллада - «Причинная» - строится на поверьях, преданиях, царящие в украинском селе. Девушка-сирота становится жертвой борьбы таинственных и зловещих сил. Она превращается в причинную, поскольку ее «русалки защекотали». Фантастический сюжет разворачивается среди присущих народной поэзии образов-символов. Здесь и красная калина, и зеленый явор, и высокие ивы, и величественный Днепр. Романтическая трагедия двух влюбленных, которые не могут быть счастливы в этом прозаическому мире, перестает быть литературной условностью, ибо герои ее - обычные крестьянские девушка и парень. И интонации поэта трогательные и простые, как у слепых кобзарей, что поют на базарной площади для всякого люда.

Вторая баллада - «Тополь» - еще знайоміша по мелодике и поэтичности, еще ближе к народной песне. Фантастика, ворожба и колдовство не имеют здесь преимущества над реальностью. Образ девушки, что ее мать хочет отдать за немилого, образ матери, что хочет для девушки доброй судьбы, но добро это - жить со «старым, богатым», «властвовать» - взяты из жизни. Но сила поэзии и песни превращают обычную ситуацию на волшебную сказку: девушка обращается к колдунье, и дает зелье, чтобы вернуть красоту и милого. И так девушка вызывает своего казака, так поет сердце, сравнивая себя с одиноким тополем, что случается чудо:

Зелье чудо наделало -

Тополем стала.

Не вернулась домой,

Не дождалась пары;

Тонкая-тонкая и высокая -

До самой тучи.

Романтическая литература часто обращается к героическим временам национальной истории. Так и в поэме Шевченко «Гайдамаки» нарисован образ свободолюбивых героев, мужественных народных повстанцев. Чтобы обострить эмоциональный и сюжетный состояние, Шевченко использует романтические приемы: напряженный сюжет, обострение конфликта между личным и общим - Ярема Галайда бьется вместе с гайдамаками, освобождает свою невесту, но не может остаться с ней, потому что битва продолжается. Но литературность не делает героев фантастическими, лишь помогает глубокому раскрытию характеров, романтизм изображение событий в Шевченко не противоречит исторической правде. И это потому, что, как и в балладах, в исторической поэме поэт опирается, с одной стороны - на народную песенную традицию, а с другой - на глубокое изучение исторических фактов.

Романтизм раннего творчества Т. Г. Шевченко стал закономерным степенью развития его поэтического мастерства, а связь с народным творчеством помог поэту изобразить верные и поэтические образы.