УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Николай Бажан 
Оправданным является утверждение о преобладании в творчестве М. Желаемая эпических элементов над лирическими? 
 
Творчество М. Желаемая отличается разнообразием тематики, жизненного, литературного, художественного, исторического материала. Эхо войны и проблемы национального прошлого, его нравственных уроков, события и факты современности и философское осмысление человеческого бытия - все это материк поэзии М. Желательна. Важное место занимают в нем вопросы культурологические. Это и постижение языке поэзии архитектурных форм (триптих «Здания»), и музыкальных тем, интонаций («Мицкевич в Одессе», «Ночные концерты»), и скульптурных и живописных шедевров мастеров прошлых эпох («Итальянские встречи»). Сложные отношения художника и общества волнуют поэта, когда он обращается к осмыслению неординарной, даже таинственно-загадочной фигуры немецкого романтика Гофмана (поэма «Гофманова ночь»), жизнь лирников XVIII века (незавершенная поэма «Слепцы»), вариаций на тему Рильке («Четыре рассказа о надежде»). Такое пространное описание действительности свидетельствует о эпическое начало в творчестве М. Желательна. Это подтверждает и особая склонность поэта к эпических форм повествования, в частности к созданию сюжетов. В основе многих его стихов лежит событие, смысл которой можно перевести. Даже пейзажная лирика нередко обозначена отдельными сюжетными элементами, событийности. Так, стихотворение «Дорога» начинается с динамического описания вечера, когда «тени составлен в решетки», «чіткіш легли черты ветвей». Это описание перерастает в размышление поэта о смысле человеческого существования:  
 Дорого встреч и тихая путь прощаний.
   Человеческая дорого. просто стелься.
   Отбив на холодных рельсах
  Огне ночей и прикосновения світань!
  Эпические формы свойственны и большим циклам, таким, как «Сталинградский тетрадь», «Итальянские встречи», «Здания». Тяготение к таких форм проявляется и в максимальной объективации героя-рассказчика, как это мы видим в поэме «Полет сквозь бурю». Здесь история молодой девушки, изображенная средствами эпического повествования и внутреннего монолога, предстает через осмысление прошлого и современного, трагедийного и героического. Вот четкий рисунок военных дорог, полон вместительными деталями, их прихотливым сплетением:  
 Дымящиеся просторы. Гремучие дороги.
   Поля испепеленные жарой. Спалахнуті стога
  . Массных палениськ пелехата юга.
  Привалы. Бомбьожки. Проклятья. Тревоги
   Избитые, тряпьем окутаны ноги.
   По воду, по хлеб, по надежду очередь.  
 Однако М. Бажан никогда не был беспристрастным рассказчиком. Его поэзия эмоциональная, в ней бьет мощная струя лиризма, особенно когда автор говорит о пережитом и выстраданном. Так, теплым, задушевным словом вспоминает он своего учителя П. Шест («Кларнет Тычины»):  
 ...О, как же было мне нужно
   певучего слова доверия,
   И как меня светом промкнули,
   мой Учитель, Ваши кларнеты!
  Им дано жаданно звучать,
   промінно и органно греметь
  Осанною дня сиянию,  
 эхом бездонной сферы..
  В цикле «Ночные концерты» царит широкий спектр человеческих чувств: с одной стороны, это те переживания и эмоции, которыми обозначены музыкальные произведения - «герои» цикла, с другой - переживания, ассоциации, мысли автора, вызванные любимыми, хорошо известными мелодиями. Такое сложное кружево чувств творит особую атмосферу экспрессивности: от отчаяния, безнадежности к вере в торжество человеческой души. Тайна мира, его достойна удивления величие и простота, очарование жизнью - такие мотивы поэзии М. Желаемая последних лет. Он часто обращается к воспоминаниям, которые придают его произведениям искренности и нежности, щемяще-исповедальной интонации.  
 Талант поэта многомерный, и каждое «измерение» - монументальный, философский, лирический обогащает его творчество.
 
  | 
 
 |