Статья
Жизнь и творческий путь Андрея Малышко
(14 ноября 1912 - 17 февраля 1970)
Андрей Малышко - поэт-лирик от Бога. Его голос, то нежный и взволнованный, как первые слова любви, то гневен, полон страсти взрывной силы, нельзя спутать ни с чьим другим. Даже в ряду выдающихся талантов, которых дала украинская поэзия миру в двадцатом веке - Максим Рыльский, Павел Тычина, Евгений Маланюк, Богдан Игорь Антоныч, Василий Стус, - фигура Андрея Малышко не блекнет, отличается глубокой поэтической самобытностью, собственным видением мира, органическим єдинокорінням с народнопоетичною творчеством, интимным тоном звучания, даже когда он говорит о мировые, общечеловеческие проблемы. А еще - пісенністю своей поэзии, тем, что каждый ее строка звучит по камертоном украинской народной песни.
Конечно, каждый человек, поэт тем более, формирует себя сама. И все же и жизнь, особенно детство, где закладываются первые и самые прочные устои любви, духа, характера человека, где отец с матерью, первые друзья, тоже весит так много в судьбе человеческой.
Детство поэта было тяжелым, хотя и благополучным. Из тесной крестьянской избы в небольшом поселке Обухове недалеко от Киева, где родился 14 ноября 1912 года, вынес он прежде неизменную любовь к родной земле и матери, к родной песне и слова, изреченного «в колыбели из лозы, Чтобы вечным окаянным должником Его нести, страдать и любить». В той хате услышал он впервые и думы Шевченко...
Жилось семье Самуила Малышко не роскошное. Земли было две десятины, а семья немаленькая - только одиннадцать детей. Поэтому приходилось хозяину и сапожничать, и на заработки в Таврию ходить. Вот и малый Андрей пособляв чем мог. Ходил богаче по хозяйству помогать, играл на свадьбах на гармонии, так же имел и талант музыки.
Подросши, пошел в семилетку, затем учился в медицинском техникуме. И звали его другие мечты, жил в юнаковой душе тягу к прекрасному, к песне, к поэзии. Поэтому и привел Малышка на литературный факультет Киевского института народного образования (теперь - Киевский университет им. Т. Шевченко), где взял его под свое могучее крыло Максим Рыльский, который там преподавал и вел литературную студию.
По окончании ИНО некоторое время молодой учитель преподает литературу в Овруче, Житомирской области, позже работает в газете «Советское слово». В 1934 - 1935рр. служит в армии, а затем переходит на творческую работу.
Тяга к творчеству у Малышко проснулся очень рано и имел своеобразный характер. Мать поэта, Ивга Базилиха, как ее звали «по-вулишному», прекрасно пела. Андрей Самойлович в «Автобиографии» (1959г.) вспоминал, что ее песни врезались в память на всю жизнь. Только одно в них не удовлетворяло парня: грустные концовки. Не могло его чувственное сердце мириться с трагической гибелью казака, которому черный ворон глаза клюет... И тогда Андрей перекомпоновував песню по-своему: нет, не убили казака ранены, вылечили его добрые люди, и вернулся он додомоньку.
А чуть позже начал и сам стихи сочинять, записывать в клейончатого тетради... Но отец, а был он человеком крутым, не полюбил увлечения сына.
И жажда сочинять, творить не утихала, и, собственно, она его и повела из Обухова в Киев. Первые печатные стихи студента А. Малышко увидели свет на страницах журнала «Молодой большевик» (теперь - «Днепр»). А потом появляется коллективная сборник трех авторов - «Дружба» (1935), и уже в следующем году выходит книга стихов «Родина», что показала незаурядный талант молодого поэта. Следующие сборники - «Лирика», «Из книги жизни» (1938), «Рождение сынов» (1939) и другие - стали щабелями заметного творческого роста.
Тематика довоенных произведений разнообразна: труд хлеборобов, события революции и гражданской войны, замечательные пейзажные стихи, где картины природы гармонируют с лирическим настроением, с расцветом первой любви («Зимнее», «Пейзаж», «Дождь упал на край широкий»). Героями произведений Малышко является «земледельцы и сеятели», простые рабочие люди. Оживает в его произведениях и историческая память народа. Встают из строк цикла «Запорожцы» славные прадеды наши, кровью своей защищали родной край от врагов.
И это была только прелюдия. Патетической симфонией, призывным звуком горна звучит поэзия А. Малышко в годы войны против фашистских захватчиков. Для него, как, собственно, и для всей литературы, это были годы высокого взлета. Тогда появились «Украина в огне» А. Довженко, «Слово о родной матери» и «Жажда» Г. Рыльского, «Любите Украину». Сосюры. Из-под пера А. Малышко вылилась страстная, жгучая и нежная песня о любви к родине - «Украина моя».
Еще накануне войны он написал замечательную лирическую поэзию «Червоновишневі зари предвещают погожий восток...», где интимное «ты может, меня и забыла: не видела столько лет...» - тесно переплелось со строго-солдатским: «Друзья идут полками, и я среди них - трубач». Сыном Украины, трубачом, поэтом и журналистом пошел А. Малышко на фронт. Как призыв к битве, как плач над растерзанной Матерью-Родиной зазвучали его сборника: «К бою вставайте», «Свыше пожары», «Украина моя!», «Битва»... И цикл «Украина моя» - не самый сильный из всех, наполненных болью и любовью к родной земле могучих произведений его собратьев-поэтов. Широкие эпические картины прошлого и современного, пророческие видения будущего переплетаются с личными воспоминаниями и переживаниями поэта. Романтическая приподнятость, и реалистическая выразительность, гневная инвектива и нежный лиризм образуют широкое многоцветное художественное полотно впечатляющей силы нежности и любви:
Украина моя, дальше, грозами свежо пропахшие,
Полевая моя мрійнице. Капля в солнце с весла.
Я отдам свою кровь, свою силу и нежность до капли,
Чтобы из огня ты встала, тополем в небо росла.
О силе воздействия этой поэзии можно судить из письма Василия Стуса, который 13 декабря 1962г. писал Андрею Малышко: «Я знаю, что ради счастья родного народа я мог бы пожертвовать всем, я знаю, что здесь я воспитан родным духовным хлебом - «Жаждой» М. Рыльского, Вашим стихотворением «Родина моя».
Может удивить то, что Стус называет стих несколько иначе - «Родина моя». Это уже дело рук компартийных цензурно-издательских органов. В те огненные годы вышла-таки «Украина моя», вышла и позвала сынов Украины к бою. А потом, после войны, спохватились - а где же здесь «великий, единый»? И вместо «Украина моя» появилось «Советская Украина» или просто - «Отчизна». Поэт вынужден был дописать строфу о «сыновей России», с которыми рядом стояли украинцы... А еще позже зазвучали и обвинения в «украинском буржуазном национализме». Хотя поэт с уважением и любовью относился ко всем нациям, включая и русский. Достаточно вспомнить его поэму «Прометей», где раненый солдат-русский, порятований украинской матерью, учится в Шевченко Прометея мужества и несокрушимости, а после того, как все село, рискуя свободой и жизнью, признает его земляком, тоже находит в себе силы отдать жизнь за спасителей.
По войне поэт интенсивно работает, выходят - как отголосок войны - сборники «Ярославна» и «Четыре лета» (1946г.), а дальше новые книги, в которых Малышко создает широкую картину народной жизни, изображает простых тружеников - не как бездушных «винтиков», а как неповторимые творческие личности, влюбленные в землю, труд на ней, обращается к прошлому Украины.
В сборнике «Вещий голос» (1961г.) Малышко создает монументальный образ Тараса Шевченко, причем слышит в вечном Кобзаревому голосе не только призыв «добре вигострить сокиру», но и прежде всего большую человеческую любовь, которая и ведет его в жизни:
Поэтому столько надо таит любви
В своей скорби, в солдатской беде,
И так затятись на віщім слове,
Чтобы из него тлели и кандалы углу.
С годами голос Андрея Малышко креп, наливался силой. Поэт начинает присматриваться к жизни, глубже углубляться в сущность сложных вечных проблем, видит общечеловеческое, «идя по Дороге под яворами», как назвал он сборник (1964г.), что ее в определенной степени можно считать этапным на творческом пути, как и внутренне связанную с ней «Руту» (1966г.).
В циклах «Песня дороги», «Песня яворов», «Сонеты обуховской дороги» поэт как будто взрослым возвращается в свое детство, с вершин жизненного опыта и мудрости осмысливает прошлое и современное, размышляет над будущим. Он задумывается над своими корнями, в ряде «Сонетов обуховской дороги» это видно уже из их названий: «Я из тех краев, где синие оболони...», «Я из тех краев, где за Днепром курганы...», «И ты с такого же поля» и др. В этих же сборниках А. Малышко создал яркую галерею поэтических портретов своих учителей и друзей, которые назвал песнями: «Песня Тараса Шевченко», «Песня Максима Рыльского», такие же песни Остапа Вишни, Александра Довженко, в частности искреннее и теплое «Песня Александра Довженко», близкого друга, с которым Малышко делил и хлеб, и песню, и жизненные невзгоды. Да и в стихотворении «Строки о Довженко» (сб. «Прозрачность», 1962) в немногих словах раскрыта и мировое величие гениального писателя и кинохудожника, и его страдальческий жизненный путь.
Углубленный философский подход Малышка ко всему, что легло ему на душу и перо, характерный для последних сборников - «Синяя летопись» (1968), «Август души моей» (1970), которая вышла уже после смерти поэта. Страстный лирик несколько уступает поэту-мыслителю, поэту-философу, хоть лирическая амплитуда стихов не приходит. Чаще встречаются характерные названия стихов: «Размышление», «Медитация», «Дума», «Память».
Андрей Самойлович сосредотачивается на самых сложных философских проблемах бытия, ищет первопричин, истоков всего, что творится в мире. В цикле стихов о сложный, насыщенный болями, преступлениями, войнами двадцатый век поэт-гуманист с надеждой всматривается в то, как он, этот жестокий век, «качает миллионы люлек, Чтобы детей не разбудить», призывает его прийти в мир пахарем, а не строить «тюрем за решеткой».
Малышка всегда волновала проблема исторической памяти народа. Ряд стихотворений на эту тему - «В завійну ночь с неизведанных дорог...», «Приходят предки, добрые и бесхитростные...» - кажутся написанными в наши дни - настолько актуально они звучат. Остро, болезненно ощущает поэт свой, наш долг перед далекими предками, которых беспокоит, какими мы стали.
- Ты не стал расщепленным, как атом,
Недовірком, схизматом или прелатом,
Ярижкой ничтожным, псом на влові?
Деточка наша, ягодо с любви!
Поэт чувствует свой долг перед прошлым и будущим, перед всем на свете сущим, - черным хлебом и скромной родительским домом, ручаєм и сосной, счастьем влюбленных... «А уже больше, слышите вы, мамо, Я вам задолжал и не отдал Ни гроша за первое родное слово...» - признается поэт. Этот мотив долга, обязанности перед целым белым светом ли не громче всего звучит в поэзии последних лет. Об этом чудесная медитация - стихотворение «Размышление» («успею Ли я этот камень обтесать»). Уже где-то на последнем кромке задумался художник: а я отдал все долги, «успею ли я этот камень обтесать?», потому что «поезд мой вечерний на долине Не может долго ждать...» А из камня он вырубает Человека - как Бог творит Вселенную. И вот уже на камни обрели глаза и налились синевой», уже «уста человеческие жаждой задрожали и ожили...» И все одно - это еще мертвый камень. Как же вдохнуть в него душу, жизнь? «Вытесать хоть единое слово и вложить в глаза, в губы каменные», - вот чего добивается поэт. Без языка все мертвое. Без языка нет жизни.
Поэтому и любил Малышко родной язык, родное слово и песню над все. Этой любовью озарена поэзия последних лет, где он как-то по-новому постиг их суть и значение. Когда еще в довоенные времена он видел поэта лишь как «трубача», «правофлангового рядового, запевалы первого» - и такое видение все же как-то сужало роль искусства, то в стихотворении «Поэзия», которым открывается «Синяя летопись» (1968), она уже становится всеобъемлющей, приобретает вселенского значения - «И черным пеплом, и паростю Стоит извечно коло хаты», ее ничем нельзя купить - «ни цветом провесен, ни горлом, ни образом», потому что она прежде всего - «дело совестливое».
Как поэт-лирик, чьи стихи отличаются необычайной музыкальностью, А. Малышко неизбежно приходит к песне. Собственно, большинство произведений его интимной лирики - это песни, положены или не положены на музыку: «Ты меня накличешся ночам», «Я тебя вимріяв, нежную и страстную...», «Я забыл, что и плачут с поцелуя...» Любовь - словно какая-то сверхъестественная сила, которая все может, когда любишь и веришь:
Крикну: приди! - и придешь неизбежно,
Крикну: спасай! - и воскресну в спасении.
Не удивительно, что многие Малишкових песен стали поистине народными в полном смысле этого слова. И прежде всего это - «Песня про рушник», которую народ все-таки называет по-своему, любовно «Рідна мати моя...» Это - достойный памятник Матери вкраїнській, который благодарен сын свел на веки вечные. Эта песня глубоко национальная, ее нельзя адекватно перевести на другой язык, ибо образность ее держится на вышитом украинском рушнике, с которым у нас связано все - от рождения до последнего пути. Кто будет суженым девушке? «- А кто тее ведерко достанет, тот со мной на полотенце станет». Полотенцами перевязывали молодых, а когда у них сын рос, шел в жизненную дорогу - или добрую, или злую, военную, - то нес с собой материно благословение - полотенце вышито... И наконец - «полотенцами, что приобрела, спусти меня в яму». И краснеет он на кресте над могилой... Вот поэтому и говорит поэт, что на нем оживает все, знакомое до боли», всю жизнь, и пройдено, и то, которое еще суждено прожить. Попробуйте-ка перевести хотя бы на русском: «Песня о полотенце...» Немного во всей мировой литературе песен, где так искренне и любовно возвеличено мать.
В большинстве песен Малышко - размышления над человеческой судьбой, воспевание светлого чувства любви, живет красота природы, красота человека труда. Вот «Огонек». Лирическое воспоминание о родной дом, свет в ее окне, тополину под окнами, а главное - отец и мать, «та, что на свете одна». Как много говорит эта песня благодарному сердцу. Замечательные лирические песни, созданные в основном в содружестве с композитором Платоном Майбородой, сопровождалось - да и сейчас сопровождают - молодость целых поколений. «Мы пойдем, где травы наклонные...», «Киевский вальс», «Запливай же, роженько веселая», «Песня о киеве» («Белые каштаны»), «Цветут осенние тихие небеса» (замечательную музыку к которой написал А. Билаш)... Трогательной песней «Учительница моя» А. Малышко низко поклонился всем вчительству по его многотрудну работу.
В песнях Андрея Самойловича такие сокровища чувств, буйство красоты, тепло любви, что сами они принесли бы поэту бессмертную славу.
И кажется не случайным, что и последним произведением поэта, написанным в больнице за неделю до кончины 17 февраля 1970 года, была знаменитая «Тропа» («Почему, сказать, и сам не знаю...»), в которой он раздумывает над человеческой жизнью, вспоминает родную тропинку, с которой оно начинается, которой нет ни конца, ни поворота, человек смертен, а народ живет вечно.
|
|