Статья
Жизнь и творческий путь Романа Федорива
(1930 г. рожд.)
Он пришел в прозу из журналистики и через журналистику. И это отчетливо заметно на его первых книгах - «Октябрьская соната» (1959), «Тайна подвига» (1961), «Колумбы», «Капеллан желтого льва» (1962). Хотя критика встретила их в целом благосклонно, но и не бралась утверждать, что в лице автора вызревает действительно серьезный прозаик.
Экзальтация, открытая дидактика, велемовність и перечуленість, романтическая поляризация характеров, доведенные до схематической сухости контрасты, надуманность конфликтов - всего этого очень тяжело избавлялся от Роман Федорив еще и в следующих книжках «Евшан-зелье» (1966) и «Арканове круг» (1967). Он писал очерки, похожие на рассказы, и рассказы, похожие на очерки.
Посвященный Алексею Довбуша роман в легендах «Жбан вина» (1968) стал новым этапом в творческой биографии автора. Это произведение, в котором гармонично узгодилися между собой материал и стиль. Метафорическая изысканность и патетический тон не кажутся здесь неуместными, поскольку легендарный разбойник живет в народной памяти действительно романтично возвышенным, любовно реализованным.
Особенно плодотворным был для Федорива период от начала 70-х и до конца 80-х. Именно тогда появились книги его эссеистики и повестей «Цветение папоротника» (1970), «Колыбель из яворового деревья» (1970), «Знак кіммерійця» (1972), «Яровое зерно» (1974), «Танец Чугайстра» (1984). Широкий тематический диапазон всех этих произведений: в них говорится о народном искусстве, судьбе культурных и исторических памятников, заиления источников духовности.
Почти все тогдашние повести Федорива имеют исторические сюжеты. Это неоднократно затрудняло жизненную ситуацию писателя - сокрушительное «партийной» критики подверглись его «Знак кіммерійця», а также повесть «Рыжий Разбойник» (1984).
Монументальным, действительно эпическим полотном из жизни Галицкой Руси конца XII века стал роман «Отчий светильник» (1976). Двое людей увековечивают деяния княжеские в «Отчем светильнике». Первый - Ян - плетет паутину лести, изображая правителя самым храбрым, самым мудрым, самым честным, самым справедливым и др. И его нисколько не волнует, что он презирает правду. Янов антипод - Иван Русин - трудно, в сомнениях и муках, доискивается правды, видит много непонятного в окружающей жизни: «Странно мне, что порой мудрые окружают себя дураками, странно мне, что время милосердные милосердия оказывают жестокими руками». Отчетливая пульсация в произведении таких «вечных» морально-этических вопросов, богатая инвариантность человеческих характеров, высокая художественная пластика - все это дает право поставить «Отчий светильник» в ряд высочайших художественных достижений украинского исторического романа.
Параллельно с другими книгами создал Г. Федорив и романічну тетралогию - «Каменное Поле» (1978), «Жернова» (1983), «Ворожба человеческая» (1987) и «Иерусалим на горах» (1993). Хоть в «Иерусалиме...» не встречаем героев из трех предыдущих романов, все же произведение родственный с ними и проблематикой, и острыми коллизиями, которые прежде всего связаны с вопросами духовного бытия народа и сохранения его исторической памяти. Г. Федорив любит разворачивать повествование несколькими потоками. Это видим во всех четырех романах о судьбе западноукраинского села XX века. Здесь имеется современная для рассказчика событийная плоскость, а кроме того, существует и «нижний ярус» - ретроспективная линия, которая много проясняет в судьбах героев и всей логике событий. Именно в этих широких ретроспекціях подробно воспроизведен драматическую историю поиска истины Якова Розлуча, которому не суждено было переиначить мир, и он усомнился, можно добротой изменить его.
Критика постоянно относила Г. Федорива в последовательных и ярких представителей «причудливой» прозы. Этим не во всем точным определением охватывались писатели, склонные к метафорически яркой стилистике, фольклорных аналогий, различных параллелей и приемов сказочной фантастики. Все эти отличительные черты прозы писателя не потерялись и в его новом романе «Иерусалим на горах», хотя здесь автор не зашифровывает текст, а, как говорят, называет вещи их именами. В произведении говорится и о преследовании людей, которые пытаются беречь нашу историю и культуру, и о зверствах коммунистического режима с ними, и о облудливо-демагогический советскую пропаганду, и об обреченности тех, кого называли диссидентами (погибает главный герой романа в неравном поединке с власть имущими). Если «Каменное Поле», «Жернова» и «Волхвования человеческую» для упрощения определений можно назвать «романами вопросов», то «Иерусалим на горах» в таком случае можно назвать «романом ответов».
Новейшие произведения Романа Федорива - романы «Чудо святого Георгия о зміє» (в кн. «Черная свеча от Їлени», 1996), «Лисицы лают на щиты». Вдумчивому читателю «Отчего светильника» название последнего произведения напомнит слова из манускрипта Ивана Русина, который в финале «Отчего светильника» написал: «Князь умер... Что теперь будет с землей галицкой? Хотел бы я верить присягам и крестном цілуванню боярскому, хотел бы... и не могу, не имею права. Слышу-бу: лисы воют на черленії щиты». Как художник Федоров верный своим творческим интересом, последовательный в своих замыслах и их воплощении в художественные произведения.
|
|