Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Обряды и верования древних славян

Главное население славянских городов занималось земледелием и скотоводством, ловлей и бортничеством, рыболовством и сбором плодов леса. Поэтому культ природы определял мировоззрение древних славян. Культ наивный, поэтический, рожденный непосредственной близостью человека к земле, к природе. Антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих черт на сферу позалюдську, чтобы приблизить ее к человеческому пониманию, издавна присущий славянскому образному мышлению. Дохристианские культы и представления славян объединялись в сложные комплексы с хорошо отработанной символикой и обрядностью. Невидимые духи - души предков и родственников, предки в образе животных и «оборотни» постепенно «населяют» мир, окружающий древнего славянина. Уже не сам объект становится предметом почитания. Поклонение касается духа «демона», что живет в нем. Не сам предмет, а то, что в нем, положительно или отрицательно влияет на ход событий в мире и судьбы людей.

Славянское язычество проходит стадию полідемонізму - в течение многих веков складывался у славян своеобразный пантеон демонов, или низших божеств. Между демонами существовали отношения, которые отражали семейные и бытовые взаимоотношения людей. В славянских демонов существовала и определенная иерархия: среди них были начальники и подчиненные, старшие и младшие.

Демонические верования приближали наших предков к следующему этапу развития языческой религии - политеизму, т.е. вере в богов. Однако появление новых форм и разновидностей язычества не мешала сохранению старых верований. К концу i тысячелетия н. э. у славян имело место сосуществование всех слоев языческих верований, что было естественным и гармоничным для наших предков.

Будущие боги киевского пантеона не одновременно взошли на свой Олимп, их происхождение - в тех же представлениях и природных культах пра-славян i тысячелетия н. есть. В X веке они уже предстают явно. Это - бог грозы Перун; бог скота, торговли и богатства Велес; Хоре - солнечный диск; Стрибог - бог ветра, бури, вихря; Мокош, или Макош, - женское божество; Симаргл - единственное зооморфне божество славянского пантеона, хранит семена и посевы. Был еще Ярило - бог солнечного света и тепла, Коляда-мороз и т.д.

Относительно обрядов древних славян, то практически все из самых массовых народных действ получили отражение позднее и сохранились до сегодня. Самые известные языческие обряды связанные с основными производственными моментами земледельческого года славян. Эти аграрные праздники сопровождались игрищами, что имели магический характер. Целью таких магических действий было обеспечение благосостояния рода, общины и, в конце концов, облегчения повседневной жизни человека. Не все обряды имели мирный характер. Например, во время голода из-за неурожая волхвы считали, что несчастье постигло людей через «старую гадь» - то есть тех, кто прятал урожай и плохо влиял на скот. Таких людей обычно убивали, принося в жертву богам, или изгоняли из общины, сначала разорив их.

Следовательно, в отличие от греков культ природы не освободил древних славян от страха перед природой, перед ее таинственными силами. Древний славянин не проникся верой в необъятные силы человека. Поэтому быт и искусство наших далеких предков отражают одновременно и любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира, и страх перед природой, силам которой противостояли не личные силы человека, а магия. Поэтому славяне носили на себе большое количество оберегов - деревянных, металлических или костяных фигурок.

Оригинально представляли славяне и потусторонний мир. Смерть для них была простым переходом из мира земного к миру небесного или подземного мира, таких же реальных и приспособленных к существованию, как и земной. Если во время битвы славянину грозила опасность оказаться в плену, он, исчерпав все силы в борьбе за свободу, не задумываясь, кончал с собой, потому что твердо усвоил, что, став рабом на земле, он будет рабом и на том свете. Языческая религия стимулировала развитие и укрепление устойчивых социальных и родоплеменных связей, накопление богатств, достижение высокого положения в обществе, получение военных заслуг. Потому что чем больше капитал человека в земной жизни, тем большей властью, почетом, уважением будет пользоваться она на том свете.

Все в жизни славянина зависело только от него. Даже количество законных жен за лежала от достатка, здоровья и фантазии каждого мужчины, потому что все они переходили в другую жизнь. Однако это не означало принижения роли женщины, она была равноправным членом общества, и никто не имел права отдать ее замуж без собственного согласия. Древнему славянину была известна форма «брачного контракта» - свободного договора между заинтересованными сторонами. Женщины славян могли управлять государством, как, например, княгиня Ольга. Женщины тоже имели своих богов-покровителей, с которыми решали свои сугубо женские проблемы. То есть древние славяне всегда жили в окружении душ близких людей, которые только перешли в другую реальность. Такой строгий уход со всех сторон исключал любую аморальное поведение, увеличивал фактор индивидуальной ответственности не только за слова и поступки, но даже за мысли. Предки помогали славянину, предоставляя достаток, счастье, удачу; и он сам готовился помогать своим потомкам в будущем. Это была логика Жизни в ее высшем понимании.

Именно к этому народу в X веке и пришла монотеистическая религия в виде восточной, или византийской ветви христианства и впоследствии приобрела своего неповторимого колорита.