Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ГЛЕБОВ ЛЕОНИД (03.1827, с. Веселый Подол, теперь Семеновского р-на Полтавской обл. - 10.11.1893, Чернигов) - баснописец, поэт - лирик, драматург, публицист, издатель.

Родился в семье управляющего помещичьего имения. Сельское окружение привило юноше глубокое ощущение живого украинского народного языка, знание фольклора. Уже в 13 лет начал писать стихи. Первые русскоязычные произведения, изданные в 1847 г. под названием «Стихотворения Леонида Глебова» (меценатом выступил хозяин - домовладелец Василий Прокофьев).

Учился в Нежинском лицее (1849 - 1855), где познакомился с украинской литературой, в частности с «Кобзарем» Т. Шевченко, «Поговорками» Есть. Гребенки. В 1856 - 1858 гг. учительствовал в уездной школе с. Черный Остров на Подолье, с 1858 г. преподавал географию в Черниговской мужской гимназии. В Чернигове развернул широкую литературную деятельность как поэт - лирик, баснописец, прозаик, драматург, фельетонист и фольклорист. Печатал свои произведения в журнале «Основа» (1861 - 1862), издавал еженедельник «Черниговский листок» (1861 - 1863).

Общественной и литературной деятельности Л. Глебова способствовали его дружеские связи с А. Марковичем, И. Корчевським, М. Кибальчичем. Принимал активное участие в культурно-образовательном движении, в частности организовывал воскресные школы, публиковал актуальные статьи по вопросам общественной жизни. За печатание в «Черниговском листке» «неблагонадежных материалов», связь с членами народнической организации «Земля и воля» в 1863 г. уволен с должности учителя. С 1867 г. заведовал в Чернигове земской типографией.

Жанровый диапазон произведений Л. Глебова достаточно широк: лирические стихи и стихи для детей, сатирические стихотворные произведения, пьесы, очерки, рассказы, статьи, театральные рецензии и т.д. Наибольшую славу ему принесли басни и отдельные лирические произведения. В жанре басни интенсивно работал с 1853 г. (только за один этот год в «Черниговских губернских ведомостях» опубликовал 25 басен). Впоследствии издал три сборника (1863, 1872, 1882), в которых остроумно, в широком «смеховом» диапазоне - от иронии до сатиры - корил человеческие и общественные пороки. В «странствующие» мировые сюжеты активно вводил специфически украинские черты (мовностильові средства, в частности идиомы и фразеологизмы, юмористические сценки, пословицы и поговорки, пейзажные картины с национальными топонимами, характерные бытовые детали и т. п.).

Творчество Л. Глебова 50-х - начале 70-х годов направлена прежде всего против крепостничества, произвола господ, жестокого эксплуатации ими крестьян (басни «Волк и Ягненок», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи» и др.). Жестокое самодурство власть имущих сатирически осуждается в баснях «Мельник», «Волк и Кукушка». Тип байкового конфликта здесь вполне новаторский, оригинальный, «персонажи отдельных басен изображены в момент самых острых антагонистических столкновений» (Г. Бондарь). По такому же принципу построены басни, где высмеиваются взяточничество чиновничества, общее казнокрадство («Щука», «Мышиная совет», «Лиса и Суслик» и др.), показывается расписание и упадок крепостнических хозяйственных отношений («по швам», «Мельник»).

Как типичный просветитель Л. Глебов значительное внимание уделял морально-этическим проблемам. Пороки общественной и человеческой морали осуждаются в произведениях «Пан на всю губу», «Волк и Мышонок», «Мышиная совет», «Мышь и Крыса», «Две кумы», «Троєженець», «Купец и Мыши», «Кукушка и Петух», «Чиж и Голубь» и др. В 80 - 90-х годах углубляется морально-этический аспект его басен. Объектами насмешек становятся безделье, паразитическое жизни господствующих слоев, вымогательство и корыстолюбие, стремление к наживе, прислужничество перед высшими и грубом произволе в отношении низших, развращена мораль «вседозволенности» («Лев на облаве», «Хозяйка и Слуги», «Старец», «Кундель», «Сила», «Танцы», «Лягушки», «Скоробагатько» и др.).

Средствами народного юмора, тонкой, наблюдательной иронии Л. Глебов корит недалекую тщеславие и чваньковитість підпанків («Кукушка и Горлица», «Лиса и Виноград», «Дуб и Прут», «Осел и Соловей», «Петух и Жемчужина» и др.). В отдельных байках высказываются мнения о возможных путях общественного развития. Писатель проявляет себя сторонником эволюционного пути, доказывает, что революция, которая истребит все до тла («Огонь и Гай»), а усердный «пожиточна» труд (в том числе образовательная, культурная) преподнесут общество на высший уровень («Жук и Пчела», «Соломенный Дед»).

Юмор, иронические и сатирические сценки в баснях живые, искрометные, выразительные, выхваченные из гущи народной жизни. Широко использует писатель приемы драматургического искусства - монологи и диалоги, риторические вопросы и восклицания, оборванные фразы и т.д. Нередко мораль басни формулируется в четком афоризмові, что впоследствии будет восприниматься как пословица: «Глупый порядок - глупое и дело», «Кто выше слезет, сильнее пада», «Чего не поймешь - не берись» и др.

Ранние лирические стихотворения Л. Глебова («Полтава», «Пловец», «Узник», «Мелодия», «Вечер в деревне», «Осень») обозначены элегическим унынием. Любовные мотивы сопровождаются размышлениями о меркантильности мира, обывательскую ограниченность. Украиноязычная медитативная и пейзажная лирика окрашена в тоскливые тона («Вечер», «Скажите мне, добрые люди» и др.). В Л. Глебова есть немало песен - романсов («Моя веснянка», «Зоренька», «Ой не цвести калиноньци» и др.). Любимой народной песней стало стихотворение «Журба» («Стоїть гора високая...»), положенная на музыку М. Лысенко. И. Франко относил ее к «истинных жемчужин украинской лирики». Гражданский пафос имеющийся в стихотворении «Не плачь, поэт!», где звучит мысль о служении поэтическим словом людям. Свободолюбивые мотивы характеризуют стихотворение «Над Днепром». Любовь к родному краю пронизывает поэзию «В степи».

С 90-х годов Л. Глебов начал писать стихи для детей («Веснянка», «Цветочная свадьба», «Птичка», «Зимняя песенка»), которые прививали читателям любовь к природе, труду, творчеству, подносили высокие моральные качества, учили любви к родному языку, и красоты и благозвучия.

Определенное значение для историка литературы должен проза Л. Глебова. Несколько рассказов и очерков на русском языке под псевдонимами Одинокий, П. С. и др. («Пролесок», «Шурочка», «В деревне», «Лихач») отражают бездуховность, задушливість провинциальной жизни в традициях «натуральной школы» М. Гоголя. На основе сюжета О. Шаховского «Ссора, или Два соседа» писатель создал одноактівку - водевиль «До мирового» (1862), где высмеял мелочность и духовную ограниченность обывателей. Другие произведения - легкая, развлекательная пьеса «Хуторяночка» и п'ятиактна пьеса «Типические пьесы с живыми картинками» (1967), сюжет которой заимствован у «Ревизора» М. Гоголя, - также нарушали морально-этические темы.

Лит.: Бандура А. Изучение творчества Л. И. Глебова в школе. К., 1958; Гурьев Б. М. Леонид Глебов. К., 1965; Сиваченко Г., Деко А. Леонид Глебов. К., 1969; Пильгук И. И. Леонид Глебов. К., 1977; Деркач Бы. А. Леонид Глебов. К., 1982; Бондарь М. П. Леонид Глебов // История украинской литературы XIX ст.: В 3 т. К., 1996. Кн. 2.

Л. Демьяновская