Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Величие и бессмертие великого гения украинского народа Т.г.шевченко




Цель: Раскрыть величие и бессмертие украинского поэта, мирового гения, непревзойденного мастера слова Т.Г. Шевченко, показав красоту и непревзойденность его произведений.

Осветить проблемы социального неравенства, тяжелой судьбе Украины под властью российского самодержавия.

Показать величие и силу народного гнева, изображены Т. Шевченко в произведениях о славных страницах истории украинского народа, который боролся за свою свободу. Подчеркнуть место Т. Шевченко в украинском национальном возрождении, показать большое значение его творчества в наше время, время развития украинской государственности.

Воспитывать у учащихся любовь и уважение к Великого Кобзаря, к историческому прошлому Украины, к страницам истории народа, который боролся за свою свободу, уважительное отношение к достижениям украинской культуры.

Вид внеклассного мероприятия: конференция.

Оформление класса.

На доске надписи:

«Народ знает Тараса, любит Тараса, поет его песни, пересылает их из уст в уста сказания о нем, как о живом современника и участника нашей действительности».

(Максим Рыльский). «Он был сыном мужика и стал обладателем в царстве Духа.. Он был крепостным и стал великаном в царстве человеческой культуры».

(Иван Франко)

«Тарас Шевченко! Достаточно было одного человека, чтобы спасти целую нацию»

(Остап Вишня).

«Произведения Шевченко переживут века и вечно будут будить в сердцах людей благородные, большие чувства» (Константин Станиславский).

«Шевченко - это голос души украинского народа, его крик, слезы, стон и вместе с тем зов гнева»

(Бранислав Нушич).

Народные пословицы о Т. Шевченко:

«Произведения шевченко сияют языков ясные зори».

«Шевченко кто прочитал, тот богаче сердцем стал»,

«Тарасу слова - то правда жива». Художественное оформление: Портрет Т.Г. Шевченко, иллюстрации к некоторым его произведениям.

Выставка литературы о Т. Г. Шевченко:

Кирилюк С. Тарас Шевченко. Документы и материалы. - К., 1963.

Шевченко в документах и материалах» - К., 1992. Рыльский, О. Дейч «Тарас Шевченко. Биографический». - К., И964.

Альбом «Тарас Шевченко. Жизнь и творчество в портретах, иллюстрациях, документах». - К..1991. «Кобзарь»-К., 1995. «История украинской культуры» - Нью-Йорк, 1990. Большаков Л. Повесть о вечной жизни. - К., 1990.

Справочник Украинская литература в портретах и довод-К., 2000.

Шаров И. 100 выдающихся имен Украины. -К., 1999.

Сценарий внеклассного мероприятия:

Учитель. Среди великих литературных творцов имя Т.Г. Шевченко, годовщину от дня население которого мы отмечаете бессмертной любовью и славой. Тарас Шевченко - великий легендарный поэт сказочного края, художник-мыслитель, пламенный защитник социальных и национальных интересов украинского народа, великий борец за свободу своего народа, своего края, отстаивал права украинского народа на его свободное суверенное развитие. Его бессмертное наследие - это вершина человеческого гения.

Ученик. Тарас Григорьевич Шевченко - непримиримый борец против любого угнетения человека человеком, поэт-гуманист, глубоко народный поэт. Писать стихи начал еще до освобождения из крепостничества, ибо до 24-х лет был крепостным. В 1840 г. вышел первый поэтический сборник Тараса Шевченко "Кобзарь». Самим названием автор пытался показали, что он выступает певцом народа, его стремлений, надежд, мечтаний о лучшей судьбе. «Кобзарь» 1840 г. проникнуто стихийным протестом против той несправедливости, которая существовала в Украине. Из большой любви поэта к Украине, к своему народу выросла правдивая, неповторимая поэзия «Кобзаря»

Я так ее, я так люблю

Мою Украину убогую,

Что прокляну святого бога,

За нее душу погублю!

Т.Г. Шевченко видел и понял, как тяжело Украине, какую обиду причинил ей российский царизм и украинские паны: Ободранная, сиротой над Днепром, Тяжело - тяжело сиротині. А никто не видят - Только враг, смеется...

С большой скорбью и думой Украину поэт пишет: Украино, Украино! Сердце мое, ненько! Как вспомню твою судьбу, Заплачет сердце!

Учитель. Большое значение и вес для украинского национального возрождения имеют те поэмы Т. Шевченко, где звучит гнев и обида, осуждение и сокрушительная критика, когда поэт обличает обидчиков народа - царей, господ, тиранов, показывает бедственное, тяжелое и скудное жизнь крепостного села. Это было рабство целого народа, его беспросветные нищета, полный упадок, ужасное состояние его духовного порабощения.

...везде на славной Украине

Людей у ярма запрягли

Господа лукавые...

Ученик. Большое народное горе, несправедливость, нищета и народную обиду увидел Т. Шевченко, когда он после освобождения из крепостничества посетил Украину.

Пребывание поэта на родине было для него большим испытанием, ведь он увидел Украину угнетенным, больным, в ярме крепостного тяжелого труда, в запустении, увидел убогое, беспросветное жизни крепостных крестьян, находившихся в полной темноте и нищете.

Поэт выступил с протестом против национального и социального угнетения. Большинство стихов на эту тему было написано в 1843 - 1845 гг., в начале 1846 p. T. Шевченко свел в большую рукописный сборник «Три лета», в которую вошли такие произведения, как «Разрытая могила», «Слепой», «Наймичка», «Сон», «Еретик», «Кавказ», «И мертвым, и живым...» и др. Во времена заключения Шевченко сборник «Три лета» было отобрано у него, и она пролежала в департаменте полиции до 1905 года, пока не была передана Черниговском музея Т. Г. Шевченко.

Ученица. Поэтические «Три лета» является вершиной творчества Т.шевченко как глубоко народного, национального украинского поэта. Ужасные картины жизни украинского села обрисовал Т.Шевченко. Поэт активно отрицает крепостническую действительность:

Чернее черной

Блуждают люди; усох

Сады зеленые, сгнили

Беленькие хаты, упали

Ставки бурьяном поросли.

Село неначе погоріло,

Как будто одурели,

Немые на барщину идут

И деточек своих ведут.

Ученик. Поэма «Сон» (І844 г.) - это политическая сатира на тогдашнюю действительность, на самодержавную монархию, на крепостнический строй. Поэт описывает фантастическое путешествие из Киева в Петербург во сне. Поэт летит в сонных мечтах за совой над землей и видит прекрасный, неповторимый образ рассвета на Украине:

И все то, вся страна,

Повита красою,

Зеленеет, умывается

Мелкой росой;

Испокон веков умывается,

Встречает...

И нет поэтому почина,

И края нет.

Среди такой сказочной, замечательной Украины поэт видит страшные картины человеческого горя, большого насилия: «Как с калеки снимают свитину, как беззащитную вдову распинают за то, что не платит подушного налога, как ее единственного сына, последнюю надежду заковывают в кандалы, отдают в армию на 25 лет, видит мать, что на барщине жнет, а ее ребенок с голоду умирает». Шевченко ищет выхода и озабочен насущным вопросом здеградованої действительности:

Долго на том свете

Палачам властвовать?

Поэт летит дальше над страной и слышит лязг оков под землей. Это каторжные работают на тяжелых работах, «чтобы глотку залить неситому» (царю). Пролетает поэт над Москвой и задерживается в Петербурге, где видит «плюгавих оборотней», тех украинцев, которые старательно прислуживали колонізаторському режима царского самодержавия, видит «гадкие сцены рабства, пресмыкательство», видит царя и царицу, которых беспощадно высмеивает. Царь «неситы глазом за край света заглядывает», а сам «как будто из берлоги медведь вылез», А царица: «...как засушенный опенок, тонкая, длинноногая», «хита головой», «языков и цапля между птицами». Оба: «как сычи надутые».

Своим гневным словом, словно громом, поэт критикует тех, «что правдой торгуют», «людей запрягают в тяжелые ига», «продают или в карты проиграют простых людей» и «дерут шкуру» с меньшего брата.

Ученица. В поэме «Сон» Т. Шевченко вспоминает и историческое прошлое, сколько казаков погибло на строительстве царской столицы. Великим гневом пылает Т. Шевченко, видя памятник Петру i, поэтому установила Екатерина II. За колонізаторську и крепостническую политику поэт осуждает Петра i, Екатерину II, а также правящего на то время Николая i:

Это, тот, Первый,

что распинал

Нашу Украину,

А Вторая доконала

Вдову - сиротину.

Палачи, палачи, людоеды!

Наелись оба,

Накрались!

Поэту слышится голос гетмана Полуботка, которого царь Петр И замучил голодом в тюрьме за то, что добивался, чтобы Украине вернули ее прежние вольности.

Ученик. Беспощадную критику российского «темного царства» дал Шевченко в поэме «Кавказ» (1845 г.), где описал борьбу, которую вела Россия в 1843-1859 pp. с черкесами. Эта борьба с свободолюбивими жителями Кавказа была долгая, затяжная и с огромными обоюдными жертвами. Автор показывает огромные страдания, трагедии народа, трагедии войска, посланного царизмом завоевывать Кавказ:

Легло костьми

Людей муштрованих немало,

А слез, а крови? Напоит

Всех императоров бы стало

С детьми и внуками, утопит

В слезах удов'їх. А девичьих,

Пролитых тайно среди ночи!

А матерных горячих слез!

А папиных старых,

кровавых

Не реки - море разлилось,

Огненное море!

В символическом образе Прометея показал несокрушимость народов царской России, а в образе орла-хищника - царизм, который человек «наказывает» и пьет кровь трудящихся.

Как гимн непреодолимости народа звучат слова поэта:

Не умирает душа наша,

Не умирает воля.

И Шевченко призывает:

Борітеся - поборете...

Учитель. Показ исторического прошлого Украины Шевченко использовал для пропаганды национальных свободолюбивых идей.

Ученик. В поэме «Гайдамаки» поэт изобразил крестьянское восстание 1768 г., которое вошло и в историю под названием «Колиивщина». Тарас Шевченко вознес главарей восстания М. Зализняка и И. Гонта, которые более се любили волю, были упорными, стойкими борцами, прославили простой народ, кий восстал против произвола господ. Поэма звучала как призыв к борьбе против существующего строя.

Учитель. Т. Шевченко любил свой край, в своих стихах воспел не только красоту украинской природы - Днепра, полей, степей, садов, но и историческое прошлое украинского народа, его тогдашняя жизнь, а также выражал тревогу за будущее Украины. Он верил, что:

Встанет Украина и развеет тьму неволи,

Мир правды засветит,

и помолятся на свободе

Невольничі дети.

Ученик. Опираясь на исторические источники: «Историю русов», исторические труды Бантыш-Каменского, Николая Маркевича изобразил поэт буйное казацкое жизнь, смелые военные казацкие походы, тосковал по величественными фигурами украинских гетманов. Шевченко гордился героическим прошлым украинского народа, верил, что казацкая Слава не ляжет! Не ляжет, а расскажет, Что творилось в мире, Чья правда, чья обида И чьи мы дети.

Ученица. В поэме «К Основьяненко» Шевченко сравнивал современную ему жизнь с прошлым Украины. Он подчеркивал, что она теперь «ободранная, сиротой плачет за своими детьми». «Грустно скулит чайка над буйными степями, которые покрылись высокими могилами, свидетелями былой славы». Поэт убежден, что нация, которая имеет таких героев, такое прошлое, не может погибнуть.

Наша дума, наша песня Не умрет, не погибнет. Вот где, люди, ваша слава, Слава Украины! Воля, борьба с ордой, турками, поляками, смелые походы на прибрежные турецкие города, чтобы освободить невольников - вот содержание его первых исторических произведений. В них величие и красота наших славных рыцарей - казаков, которая будет жить в веках, их храбрость, высокая мораль, любовь к родной земле является источником национального достоинства украинцев.

Ученик. В поэме «Иван Подкова» поэт с большой тоской вспоминает о славных временах, когда на Украине «ревели пушки», а запорожские казаки «умели властвовать»:

Было когда - то-а Украине

Ревели пушки;

Было когда - запорожцы

Умели властвовать.

Царили, добывали

И славу, и волю,

Прошло, остались

Могилы по полю.

Но с древней казацкой славы остались лишь могилы «немые свидетели древности», что с «ветром ведут разговор о былых временах». Поэт увлекался казацкой удалью, их рыцарством, их храбростью, как они упорно и настойчиво плывут своими чайками, чтобы освободить невольников из турецкого ига. И закономерно ставит вопрос:

Где делось казачество,

Красные жупаны?

Где делась судьба - воля,

Бунчуки! Гетманы?

Ученица. Живые образы казацкой смелости и отваги, свободного, буйного, беззаботной жизни дал Т. Шевченко в поэме «Гамалия» (1843 г.).

Начинается поэма плачем невольников в турецкой тюрьме, которые просят ветра, чтобы «осушил их слезы, развеял тоску, просят моря, чтобы принесло на своих волнах казацкие чайки», умоляют бога «чтобы позволив им еще услышать казацкую славу».

Ученик. Т.Г. Шевченко - поэт-борец, поэт-бунтарь. Он воспевал свободу в условиях крепостнического государства, в условиях самодержавия, среди будней жандармской действительности. Он обрисовал непобедимость человеческого духа и стремление к свободе, бесстрашных борцов и певцов свободы. И поэтому:

Встанет правда! Встанет воля!

Поэт любил повторять:

Где нет святой воли,

Не будет там добра никогда...

И Шевченко призывает:

Добра не жди,

Не жди ожидаемой воде -

Она заснула: царь Николай,

ее усыпил.

А чтобы пробудит

Хиренну волю, нужно миром,

Громадою обух закалять,

Та добре вигострить сокиру -

Да и заходится уже будит.

Учитель. Крепостничество ненавидел Т. Шевченко всей душой, а потому увлекся идеями Кирилло-Мефодиевского братства и присоединился к нему. Целью радикальной части общества было свержение самодержавия, ликвидация крепостного права, объединение славянских народов в федеративную парламентскую республику.

Ученик. Судьба членов Кирилло-Мефодиевского братства не миновала Т. Шевченко.

Был заключен в 1847 г. в Петропавловской крепости, а затем сослан простым солдатом в Оренбург «за составление революционных и смелых стихов» («Сон», «Кавказ»), «за вызывающее оскорбление царской семьи» («Сон»). Царь Николай i собственноручно на приговоре дописал: «Под самый пристальный надзор с запрещением писать и рисовать».

Ученица. Среди тяжелых работ и еще более тяжелых моральных издевательств в полном духовном одиночестве продолжал писать свои стихи. Он все время думает о своей родной Украине: Что она сделала? За что она погибает? За что ее дети в кандалах молчат? Поэт не повинуется судьбе, он несгибаемый в своих взглядах:

А думы мои! О, слава злая!

Тебя напрасно я в чужом краю

Караюся, мучаюсь... но не каюсь!...

Ученица. Из ссылки вернулся Шевченко больным, обессиленным, уставшим, но не покоренным. Аресты, преследования, ссылки, солдатская муштра подорвали здоровье великого поэта. Он умер преждевременно 10 марта 1861 г. В мае 1861 г. тело поэта перезахоронили в Украине, неподалеку от Канева, над Днепром, на высокой горе, как этого желал он в «Завещании»:

Как умру, то поховайте

Меня на могиле,

Среди степи широкой,

На Украине милой;

Чтобы поля широкополые,

И Днепр, и кручи

Было видно, - было слышно,

Как ревет ревучий!

Нас восхищает глубина содержания, искренность сумму, величие «Завещания», слова которого положены на музыку, которую написал полтавский учитель Гордей Павлович Гладкий. Украинцы Шевченко «Завещание» всегда слушают стоя, чтобы почтить память великого сына своего народа. (Звучит исполнения «Завещания» Т. Г. Шевченко.)

Учитель. Поэзия Шевченко живет, расцветает! Со страниц гениальных произведений перед нами встает бессмертный образ великого сына Украины, которым мы гордимся, восхищаемся, которого высоко ценим и любим. Большое наследие поэта продолжает служить людям, восхищает нас своей мелодичностью, своим богатством, красотой слова, поэтичностью, составляет нашу национальную гордость и славу. Его поэзия, его гений и лава принадлежит украинскому народу, всем честным людям на Земле.

Ученик. Произведения шевченко - самая любимая поэзия многих украинцев. Его стихи пронизаны верой в несокрушимость человеческого духа, в непобедимость человека, в лучшее будущее. Т. Шевченко предсказывал торжество будущего свободного общества, где не будет эксплуатации и угнетения: И / на обновленной земле

Врага не будет, супостата,

А будет сын, и будет маги,

И будут люди на земле.

В наши дни с большой силой осознаем величие творчества Шевченко для украинского народа, для всей мировой культуры. Тарас Шевченко поднес украинскую культуру на высочайший уровень мировой культуры и обеспечил ее международное признание. Поэт предсказал, что

Встанет Украина

И развеет тьму

Мир правды засветит...

И мы с гордостью можем сказать, что он - один из гигантов мировой культуры, мы пишаєося ним, изучаем его творческое наследие:

И теперь, поэт дорогой,
Из семьи вольной, новой

Тебя вспоминаем с любовью

Теплым, искренним словом.

Сейчас в независимой Украине мечты Шевченко постепенно, хоть и медленно, осуществляются. Поднялся уровень национального сознания, возрождается казацкая слава, дух рыцарства, утверждаются национальные идеалы, дух нации, его душевная щедрость, воскресает украинская песня, нет препятствий для утверждения украинского языка. Актуально в наше время звучат слова великого поэта:

Учитесь, читайте,

И чужому научайтесь,

И своего не цурайтесь...

Слова поэта обращены и к тех украинцев современности, которых экономическая нужда погнала на чужбину, чтобы они помнили:

Нет Украины

Нет второго Днепра.

А вы претесь на чужбину

Искать доброго добра.

В наше время пламенное слово Шевченко нам очень нужно. Необходимые его внутренняя сила, правдивость, идеалы добра, равенства, его политические убеждения, красота и мелодичность его стихов, его большое стремление к свободе, любовь к своему народу, к своей Родине, мечты о будущем.

Максим Рыльский писал:

Сбылись твои слова пророческие,

И время обновления пришло,

И темные глаза просветились

Вчерашний раб стал всесильным.

Пророческое наш,

Мы верим, что придет день -

И троны падут последние,

Под звуки громовых песен!

Учитель подводит итог урока, подчеркивая, что нам все время нужно возвращаться к наследию Великого Кобзаря. Ученики получают задание - повторить такие вопросы:

1. Участие Т.Г. Шевченко в Кирилло-Мефодиевском братстве.

2.Значення Кирилло-Мефодиевского братства для развертывания национально-освободительного движения.

3. Место Т.Г. Шевченко в украинском национальном возрождении».