Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Василий Барка
Семья Катранників в романе Василия Барки "Желтый князь" - воплощение ужасов голодомора


Все изменится! Будет без
насилия, нищеты, лжи. Хотим
- не хотим, изменится...
Потому что на небе Солнце.
/ Василь Барка /
В мировой истории не зафиксировано голода, подобного тому, что выпал на долю Украины - одной из самых плодородных и найблагословенніших стран мира. Житницей называли Украину на протяжении многих веков. Но хищнически грабили ее, не давали свободно дышать. За то и была Украина убогим и обездоленным, как шевченковская Служанка, и была она всегда сильной духом. Хотя и выпало на долю нашего народа самое страшное - голод. Умерших от голода 33-го года более чем в два раза больше, чем погибших в войну. Вымирали семьи, села. Жутко становится, когда читаем воспоминания тех, кто пережил это зло, когда знакомишься с архивными документами, а еще больше замирает сердце, когда вместе с семьей Катранників становишься свидетелем голодомора, проникаешься их ужасом, болеешь за них.
Едва ли не единственным из всей украинской людности, кому художественным словом удалось впечатляюще воспроизвести не виданную еще нигде в мире, а пережитую, страшную картину голодных лет, был Василий Барка (Василий Костянти новичи Тростник). Медленно возвращаются к нам произведения украинских писателей из диаспоры, а, бесспорно, i В. Барки, которого в Украине не то что не читали, а даже и не вспоминали, потому что сложилось так, что его имя попало под многолетний запрет. Голодомор вернул нам забытое имя. Именно его роман "Желтый князь" растревожил нашу историческую память о голоде 1932-1933 годов.
Писатель раскрывает перед нами два духовные миры: дьявольский мир желтого князя и христианский - семья крестьянина-земледельца Мирона Даниловича Катранника и его жены Дарьи Александров ны. День за днем автор рассказывает о жизни хозяина и его семьи. Какой же была эта семья? Какие жизненные принципы исповедовала? Чем жила? О чем думала и мечтала? Как восприняли политические события эпохи гвалтівної коллективизации и искусственного ужасы голодомора в Украине? Какими были последствия этих событий? Как автор относится к своим героям? Все это панорама жизни семьи Катранників, что попала, как и другие - под безжалостное колесо голода. Как и все голодные, семья ела ночью кашу из еще пока что скрытого пшена, а голод становился еще сильнее; потом ели все, что осталось в поле - свекла, подсолнухи, мерзлую конину, зерно, відловловлених Мироном и Андреем сусликов, воробьев, скворцов. Но спасения нет. Смерть голодная хватает в свои объятия семью. Первой умирает берегиня рода, семейного уюта, бабушка Кристина Григорьевна. Она щедро наделяла всех любовью, теплотой, мудрыми советами - взрослых, сказками - детей. Она учила доброте, человечности и своих детей и внуков, и чужих. Вторым забирает смерть старшего сына Николая, умного, доброго, справедливого. Это он дает меткие названия людям и нелюдям, в зависимости от того, как они зарабатывают свой хлеб на пропитание: хлебо-труды, хлебо-кусы, хлебо-проси, хлебо-телеги, хлебо-даны...
Острый конфликт возникает между хозяином рода Мироном Катранни ком и представителем большевистской власти Григорием Отроходіном. Хотя они - люди одной эпохи, одного времени, но у каждого своя цель в жизни. У Мирона - христианская вера в Бога и он всеми своими силами, но только не за счет кого-то, стремится сохранить жизнь своей семьи, а в Отроходіна - партийно-большевистская вера в Сталина, который готов истребить целый народ ради так называемого "светлого будущего". А потому остро столкнулись интересы Мирона i Отроходіна на чаше. Почему Мирон молчал? Ведь его молчание - это смерть семьи. Мог бы и признаться ради своих детей. Никто бы и не узнал. Все равно через некоторое время село вымерло бы, а Катранники остались бы жить. Почему же он так не поступил? Ибо человеческая этика, мораль села не дают права выбора. Односельчане проклянут его и всю семью. Ничто не может заставить Мирона выйти за пределы народной морали. Он получил в наследство от своей нации самое главное - веру в Бога, которая дает прочную духовную силу. Сам страдает, а других защищает, никогда не стоит в стороне от чужой беды. Вспомним, как Мирон находит у мертвого хлеб. Он хоронит мертвого. Хоть и позорно, но можно забрать хлеб у мертвого, как это сделал Мирон, можно убить суслика, собаку, съесть их. Однако есть вещи, через которые переступить невозможно. Когда переступишь - ты уже не человек. Поэтому Мирон делится кониной, не отгоняет немощного, слабого, старого. А замислюва лись мы, почему так поступает и Андрей? Откуда такое поведение у обоих?
Корни ее - в извечной семейной педагогике, в основе которой лежит глубокое уважение к человеку, соблюдение законов христианской морали. В семье Катранників все жили друг для друга. Высокая этика семейных отношений передавалась детям, потом внукам. А шли они от бабушки Кристины Григорьевны.
Василий Барка, проникаясь болью, рассказывает, какими средствами кровавая большевистская власть разрушала извечные укладе жизни украинцев. Первый удар приняла обычная крестьянская изба, во время обыска все разгромили, разбросали. Это было первым шагом к уничтожению, потому что дом для крестьянина - это надежное семейное гнездо, залог мира, благополучия, оберег. А ее разрушение - это начало собственной смерти, как физической, так и духовной. Второй удар направлен на ломку веками устоявшегося украинского семейного устоя, обрубки родственных корней. Постепенно вымирает семья Катранників, потому что ее традиционный кормилец - отец не способен удержать семью. Умирает дочь Елена, мамина радость и надежда, умирают все Катранники, кроме Андрея. Село доведенное до отчаяния, есть больше нечего - начинается людоедство. И все же, чего в романе больше: людоедства или человечности? Хотя людьми правит во время голода зло, страх, безнадежность, но человечности больше. Люди как могут поддерживают друг друга.
Автор глазами Дарьи и Мирона видит, что исчезает красота и души, и природы. А они умели видеть в жизни. Знали они, что именно красота питает человеческое сердце, душу. А тираны хотели ее, красоту, убить, но не удалось.
Василий Барка верит в возрождение жизни людей, а потому и оставляет в произведении живым младшего из Катранників Андрея. Он оживает, возвращается к жизни, потому видит уже красоту синего утра, слышит запах мяты. Его сердце не равнодушно к красоте, а значит, и к жизни. Писатель верит в неуничтожимости души, которая воспитана в красоте, гармонии взаимоотношений человека с природой и человека с человеком. Церковная чаша символизирует в романе свет, вечность жизни, а следовательно, и вечность Украины, которая возродится, несмотря ни на что.