Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ

Обличение общественных пороков и недостатков крепостнического строя в поэме «Энеида»

Несмотря на заимствованный сюжет и античные имена героев, Иван Котляревский в поэме «Энеида» сумел обрисовать жизнь украинского народа с его социальными бедами и историческим оптимизмом, бытом и моральными принципами, предпочтениями и неиссякаемым юмором.

Важное место в идейно-художественной системе «Энеиды» занимает разоблачение пороков феодально-крепостнического общества, осуждение эксплуататорской политики, взяточничества, коварства, моральной розтлінності. В поэме отражены моральные принципы трудового народа, его гнев, направленный против панства, и страстное желание справедливости. Наиболее ярко обличение общественных пороков и крепостнического строя прослеживается в изображении картин ада и рая. В аду «мордуют» панов, «что людям льготы не давали и ставили их за скотов», - так выражается протест против обращения с крепостными, как с рабочим скотом. В поэме тема крепостничества является сквозной. Юнона обещает Эола подарить за услугу «девку чорноброву», то есть крепостную. Намек на закрепощение свободных людей и обращения с ними, как с животными, содержится в изображении злых волшебниц с острова Цірцеї, которые обращали людей в животных. Наказываются в аду и компании, были «девок желающие бить». За народными принципами, правда побеждает зло,потому что:

Господам, підпанкам и слугам

Давали в аду хорошую хльору,

Всем по заслугам...

В ад «поселены» не только господа, но и других носителей общественных пороков. Здесь и «начальники, пиявки человеческие», воры, нечестные торговцы и служители церкви, что носились за наживой и вели аморальный образ жизни. Осуждая взяточничество и продажность, что в произведении показаны как обычное дело, автор отправляет в ад взяточников, тех, «которые по правде не судили, и только денежки лупили - отбирали взятки». Таким способом в произведении раскрыта не только взяточничество, но и «кривосудие» чиновников. В доминирующем среде процветает взяточничество, злоупотребление своим положением, даже боги не чураются взяток. А по словам Сивиллы, «тот, кто с отца сдерет» является «толковым», а тот, кто не берет, - дурак. Не попадают в рай те, «чиновничьи», которые имеют денег полные сундуки, или «в каких толстый живот».

Автором осуждается моральная распущенность, разоблачается супружеская неверность в образах богов, отображается высокая нравственность народа, по представлениям которого в рай должны попасть «девы честные, непорочные».

Иван Котляревский в своей поэме показал «колючую мужичу правду», желание народа наказать, посадить «свою шкуру», отправить в ад жестокое господа, чиновников-хапуг, аморальное духовенство; правдиво отразил тогдашнюю действительность и разоблачил пороки общества.