План
1. Бессмертная искра Прометея.
2. Первые дела в жанре драматургии.
3. Драматические произведения:
- "Вавилонский плен";
- "В катакомбах";
- "Осенняя сказка";
- "Руфин и Трісцілла";
- "На поле крови";
- " В пуще";
- "Лесная песня"
4. Достойная дочь своего народа.
5. Список использованной литературы.
Мир не знал такой поэтессы. Бессмертная искра Прометея запала глубоко в ее сердце и загорелась огнем. В свете этого огня мир познал творения украинской поэтессы, проникнуты философскими размышлениями о человеке ожидаемого будущего, исполненные незборимої силы отрицания зла и утверждение добра, Эта поэтесса Леся Украинка.
Она проводила недолгий век, но это было прекрасное жизнь человека, весь свой талант, каждую минуту сознательного существования отдала народу в борьбе за его социальное и национальное освобождение. Слово было дня нее оружием в борьбе, а без борьбы она не видела жизни.
Первые попытки Леси Украинки в жанре драматургии касаются середины 90-х годов. Это написанные прозой драма «Голубая роза», диалог «Прощание». «Голубой розой» Леся Украинка доказывала возможность и потребность писать для украинского театра драмы из жизни украинской интеллигенции.
Первым драматическим произведением Леси Украинки, написанным стихами, была «Ифигения в Тавриде», произведение о тяжелом и почетный наследие Прометея. Его, как должное, принимает Ифигения ради родной страны.
Следующие произведения написаны на сюжеты из времен древней Иудеи и Вавилона. Это «Одержимая», «Вавилонский плен» и «На руинах» - страстное отрицание покорности и мучительные размышления над призванием певца.
Что делает певец, когда народ в плену? Что он будет делать, когда народ поднимется на решительную борьбу, перейдет в наступление на поработителей? Где тогда место певца? Эти вопросы составляли одну из постоянных проблем творчества Леси Украинки. Они появились и в «Вавилонском плену», и в «На руинах». На вавилонских торжищах певец не должен продавать свой талант, но он имеет право и должен говорить о незгаслий огонь борьбы в своем народе, говорить о его непоколебимость и ежеминутную готовность к борьбе. Не всегда народ понимает своих певцов, и призвание поэта-певца - терпеливо разъяснять народу пути, которые приведут его к борьбы и освобождения. Певец должен бороться за полное освобождение человека от уз всякого гнета - социального, экономического, национального, духовного.
Призывом к духовного прозрения, освобождения трудящегося человека из тенет рабства полна написана в дни первой русской революции драматическая поэма «В катакомбах». Неофит-раб, ища путей к восставших рабов, визволяючись из оков духовного рабства, мечтает увидеть картину будущей «свободной общины без пастыря, дозорный и без господина». «В катакомбах» принадлежит к величайшим антирелигиозных произведений в нашей литературе. Железная логика и убедительность суждений Неофита и его решение идти до восставших рабов имели большую революціонізуючу силу. Поэма говорила о возможности полной победы материалистических взглядов над христианством, о необходимости духовного прозрения трудящихся, особенно важное в условиях начала XX в., когда борьба с различными реакционными теориями за освобождение мнения рабочего класса приобрела особую остроту. Трудно было бы во всей мировой литературе того времени найти художественное произведение на подобную тему, что мог бы силой своей убедительности и ясности поставленной цели сравниться с поэмой «В катакомбах».
Не случайно Неофит, осознав, что он не пойдет умирать ни за царя, ни за тиранов, ни богов, ни за загробное царство, провозглашает знаменательные слова:
Я честь отдам титана Прометея,
что не творил своих людей рабами,
что просветил не словом, а огнем,
боролся не в повиновении, а упорно,
и не мучился три дня, а без счета,
и не назвал своего тирана отцом,
а деспотом всемирным, и проклял,
предвещая всем богам погибель.
Я вслед ему пойду.
Философская поэма «В катакомбах» направлена на . пропаганду революционных взглядов. В значительной степени этим руководствовалась Леся Украинка и тогда, когда писала свою «Осеннюю сказку» - окончательно не викінчену фантастическую драму, в которой отразились первые события революции 1905 года и размышления поэтессы над ходом восстания. В письме к А. Крымского Леся Украинка в ноябре 1905 года писала о тот настрой, который овладел ее в дни революции: «...в поэзии я теперь одаренная неожиданной гармонией настроения моей музы с общественным настроением (это далеко не всегда бывало!). Мне как-то не приходится даже приказывать сей своевольной богини о ее «общественные обязанности», так обмарив ее строгий багрянец красных хоругвей и гомон бурливої толпы».
Это настроение видно и в «Осенней сказке». В образе Рыцаря Леся Украинка гениально раскрыла пути падения всяческих мелкобуржуазных «революционеров», которые начинали с пылких речей о свободе, «распинались за хлопов» и угрожали тиранам, но их «революционность» ограничивалась высокопарными словами. Потом эти «революционеры» при первых же неудачах теряли веру, отговаривали других от борьбы и, в конце концов, кончали тем, что грязью и грязью обкидали честных борцов, а сами приспосабливались к правящим кругам, сдаваясь на их милость.
Видное место в фантастической драме принадлежит рабочим. Они штурмуют ледяную гору - крепость самодержавия, выступают как разрушители старого мира. Вожак рабочих Строитель указывает путь к победе. Это путь вооруженного восстания под красным флагом. Хоть какая тяжелая борьба, но борцы уверены, что их справедливая дело «кончится настоящей весной». В «Осенний ' сказке» впервые в дооктябрьской украинской литературе, богатой на образы рабочих, выведено работников как представителей сознательного класса для себя, а не класса в себе.
Поэтесса, что одной из главных тем своего творчества выбрала тему призвание поэта, певца, его места в освободительной борьбе, не могла обойти этого и в произведении, посвященном движущим силам революции. В поступках Принцессы, которая отчаялась в Рыцари и вместе с рабочими пошла на приступ ледяной горы в борьбе за свободу, указан путь, которым должен идти поет. ее слова, обращенные к рабочим, это слова самой поэтессы, которая еще в 1901 году писала в цикле «Ритмы»:
Непереможно стремлюсь я поставит
там высоко красную короговку,
где и сам орел гнездо не смеет свить!
Через четыре года Принцесса вручает рабочим красное покрывало со словами:
Возьмите мое красное покрывало,
не день, не два его я шелком шила,
а золотом рубила в неволе,
распевая невольничьи песни,
ожидая просветлой часа.
Нонче время - пора покрасоваться
мережанці.
Писательница большого творческого диапазона, Леся Украинка в своих драмах бурных лет революции главное внимание уделила самым острым вопросам политической, идейной борьбы трудящихся масс.
1905-1907 годы в драматургии Леси Украинки - годы небольших произведений, одно - или двоактних поэм, диалогов. В эти годы поэтесса производит безупречную технику диалога, основанного на железной логике развития мысли. Закончился период становления драматурга, отныне Леся Украинка уже будет выступать как зрелый мастер драматургии, каждое произведение ее составит выдающееся явление в истории украинской литературы.
Крупнейший свое произведение - драму «Руфин и Присцилла» - Леся Украинка писала в течение 1906-1910 годов. В «Руфини и Прісціллі» она развенчала основы, теорию и практику христианства как религии усмирения, социально враждебной прогрессу.
Вопросы, поднятые в «Руфини и Прісціллі», и далее беспокоили мнению великой поэтессы. Тема больших перепутий и поиски единственно верного пути к социальному освобождению определенной мере воплотилась и в произведениях, написанных в период реакции, в частности в драматических поэмах «На поле крови» и «Иоганна, женщина Хусова».
В драматической поэме «На поле крови» Леся Украинка заклеймила народным презрением предателей и саму возможность измены, чем решительно выступила против тех писателей-декадентов и ренегатов, которые старались «оправдать» предательство.
1909 года Леся Украинка окончательно закончила начатую еще в 1897 году драматическую поэму «В пуще» - трагическую повесть о «одважного, свободного и непримиримого, покорного только правде и красоте» скульптора, талант которого похоронен в рощах Северной Америки, повесть о «погребенного артиста» (один из вариантов названия произведения). Это произведение убедительно доказывает, что личной свободы художника не достаточно для того, чтобы его талант рос и развивался. Личная свобода художника в капиталистическом мире иллюзорная, ложная.
Давняя мечта Леси-Украинки - написать сочинение, в котором бы она щедро использовала богатства народной фантазии, воплощенной в поверьях, преданиях, легендах и песнях, хорошо известных ей еще со времен быта на Волыни, была осуществлена в гениальной драме-феерии «Лесная песня», написанной летом 1911 г. в Кутаиси. В ней воплотилась любовь поэтессы к родной Волыни, ее красоты, размышления над судьбой и бессмертием творческих сил украинского народа. Мавка пробуждает в Лукашу неведомые ему, скрытые чувства красоты, музыки, необычный талант. Мавчина борьба за человеческое в человеке, за человека - венец совершенства природы - будто заканчивается трагически. Бедствие постигло людей. Умер дядя Лев - знаток лесных тайн, воплощение народной мудрости; несчастливым было любви Мавки и Лукаша, а сам Лукаш замерз в лесу. Однако Мавка имеет в сердце «то, что не умирает». Весной опять оживет она зеленой вербицею - и новые люди будут играть новых песен, вслухатимуться в мелодии, возникающие в шелесте ивовых ветвей, в пении флейты. Жизнь нельзя убить, как нельзя убить вечно живет стремление человека к свободе, к счастью, к созиданию красоты. В этом и заключается жизнеутверждающая идея произведения Леси Украинки. «Но и зиме на свете есть конец»,- закончится «осенняя сказка», оживет в новом мире и Принцесса, и Мавка - фигура из другого, желанного мира.
Таким, как Мавка, нет счастья в старом мире, где человека искажают. Нимфы созданы для новой жизни в мире, в котором человек свободно развивать все свои таланты, в котором не будет ни зависти, ни подлости, ни коварства. Где человек будет прекрасная физически и духовно, жить для людей и в этом усмотрит свое наивысшее счастье. Где ее духовное богатство будет такое бесконечно большое, что человека будет огорчать только одно - она не сможет время всю себя отдать людям - и ближним, и дальним. То будет волшебный мир красоты - красоты людей, красоты человеческих отношений, красоты любви, красоты природы, высшей гармонии природы и человека. Мавка возродится в том мире, к которому придет и Лукаш, навсегда лишившись всего, что было в нем от владельческой психологии. Искусство станет неотъемлемой особенностью каждого, труд и творчество станут одним целым. Мавка и была поэтической мечтой о такой жизни. Мавке не можно было только ожидать этого счастья, она боролась за нового человека уже в старом мире, и ее столкновение с этим миром было трагическое. Такая была Мавка, такой был лирический герой Леси Украинки, и в них поэтесса воплотила долю самой себя.)
В последнем монологе Нимфы отражено материалистическое понимание мира, мысль о вечности материи, о том, что в жизни ничего не исчезает, все обновляется и что наступит такое время, когда осуществится полная гармония в жизни человека:
Легкий, рыхлый попілець
ляжет, [придя], в родную замлицю,
вкупе с водой там увеличит вербицю,-
станет началом тогда мой конец.
Будут приходить люди,
нищие и богатые, веселые и грустные,
радости и тоску нести мне,
им провещевать душа моя будет.
«Лесная песня» - шедевр Леси Украинки. Это произведение поистине народный прежде всего в гениальном воспроизведении народных понятий о красоте, гениален в любви к прекрасно что спрятано в жизни и принадлежит трудящій, творчески одаренному человеку, в воспроизведении ее непреодолимого стремления к красоте, превращения самой жизни в красоту. Это произведение о силе, жизненность, гармоничную красоту и творческое бессмертие ее родного украинского народа.
Сберегательная в изобразительных средствах, здесь Леся Украинка явила такую гармонию красок, такую красоту цветов украинской ранней весны, весны, лета, осени и зимы, которых мы не видели до сих пор в одном из ее произведений. Слово здобулось на такую мелодию, которая только может быть в звуках и звукосполученнях певучей речи певучего народа. С печалью радость обнялась здесь в таком пожатии, в котором непреодолимый оптимизм трудового народа відтінюється грустью за лучшей жизнью, к которой всегда стремится человек и которой она достойна.
Леся Украинка принесла в украинскую литературу богатый мир героев с острым умом и пылким сердцем, с горячностью бескомпромиссной борьбы с несправедливостью за правду и человеческое счастье. Девочкой она взяла себе имя Леси Украинки. Была достойной дочерью своего народа, воплощением его стремлений и борьбы и имела полное право на это почетное имя. Потому, что украинская литература заняла почетное место среди других литератур мира, она обязана и Лесе Украинке. Большой талант, отданный передовой делу, глубокое философское проникновение в существенные вопросы времени и прозирання в очертания будущего мира - все это развилось в произведениях Леси Украинки, поставив ее на видное место среди всех тогдашних поэтов мира, сделав ее предшественницей нашей современной украинской советской литературы. Золотая пшеница ее поэзии засіялася в чернозем и сошла пышным руном в творчестве Александра Довженко и Юрия Яновского, Максима Рыльского и Павла Тычины.
Проходят годы и десятилетия, ударом сдвинул коммунар бетонно-мировые подпорки, в небывалой величия свелся Союз Советских Социалистических Республик, а в нем озорена Советская Украина. И с каждым годом ширится группа читателей и почитателей гения Леси Украинки(Она в нашей современности. В искренней и преданной любви украинский народ среди лучших своих сыновей и дочерей называет бессмертную украинку нежным и родным именем Леся.
Список использованной литературы
Издательство "Молодь", Киев 1965 (автор: Олег Бавиш кон) - С. 20-25.
Украинка Леся. Досвітні огне. К.: "Радуга", 1975.
|
|