9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ
Сатирическое изображение помещиков, чиновников в «Энеиде»
И вариант
«Энеида» И. Котляревского дает широкую картину украинской жизни со всеми его хорошими и отрицательными сторонами. Так же за образами Энея и троянцев, богов и царей узнаются украинцы разных слоев общества. В частности, значительное место в поэме отведено изображению помещиков и чиновников, их леность и праздность, жизнь и обогащения за счет других.
Боги только и делают, что пьют, гуляют и ругаются. Собственно все несчастья Энея связаны с тем, что на него разгневалась Юнона. И она пытается сделать все, чтобы уничтожить его. Идет к Эола, отца всех ветров, и, обещая ему «девку чорнобриву, смачную, хорошую, уродливу», просит устроить на море бурю. Таким образом, Юнона откровенно дает ему взятки. Эней же, увидев, что попал в беду, тоже не растерялся и обещает Нептуну півкопи денег. «Нептун издревле был дряпічка», - характеризует автор морского бога. Итак, оказывается, что в мире богов, как и в мире людей, победит тот, кто даст большее взятки.
Разозлившись на богов, Эней произносит своеобразную «молитву», которая больше похожа на проклятие. Он говорит, что они никак не интересуются судьбой простых смертных. Вот, например, как он характеризует Плутона:
Завел братство с дьяволами
И в мире нашими бедами
Не погорює ни на время.
Итак, боги очень напоминают господ, которых не волнует судьба бедных крестьян, они только и умеют, что пользоваться их трудом, собирать налоги и жертвоприношения.
За то, что паны жили нечестно, они оказались в аду:
Господ за то там мучили
И жарили со всех сторон,
Что людям льготы не давали
И ставили их за скотов.
А теперь они в аду вынуждены делать всю ту работу, что выполняли за них крепостные возили дрова, косили камыш. Есть, правда, господа и в раю, и только немного сего чуда, не торопятся на это они!»
Значительная часть грешников в аду - это чиновничество, то есть ратманы, бургомистры, судьи, підсудки, писари. Они тоже получают по заслугам за то, что судили не по правде и брали взятки.
И. Котляревский высмеивает их за взяточничество, ненажерство и тщеславие и в духе народных представлений верит в то, что после смерти одни будут наказаны, другие - награждены: холопы попадут в рай, а господа - в ад.