9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ
Картины народного быта в поэме «Энеида»
IV вариант
Для написания поэмы «Энеида» И. Котляревский воспользовался опытом своих предшественников. Он придерживается сюжета, заимствованного у Вергилия. Но И. Котляревский не пошел слепо за ним. А лишь взял канву произведения, создав на ней вполне оригинальную поэму.
Хоть бы и не хотел, а должен смеяться, когда представляешь бога, что пьет водку и заедает селедкой, богиню в чепца, царицу, которая в паре с казаком пляшет гопака. Читая «Энеиду», отмечаем немало картин из жизни простого народа: описания вечеринок, похорон, поминок, гаданий, танцев. Картины жизни народа в «Энеиде» создают впечатление, будто находишься в украинском селе. Это достигается большим количеством бытовых деталей, яркостью и обстоятельностью их описания. Народные обычаи, поверья, одежда, посуда, еда описанные в поэме иногда подробнее, чем в специальных этнографических исследованиях. Вот, например, после бури на море Эней с троянцами сели обедать:
Здесь с салом галушки лигали,
Размазню и кулиш глитали
И брагу кружкой тащили.
У Дидоны столы для гостей были накрыты уже богаче: здесь видим свиную голову до хрена, лапшу, индейка с подливой... Пили здесь сливянку, мед, пиво, брагу...
«Энеида» - это настоящая энциклопедия для этнографа. И. Котляревский подает нам сведения и о украинские народные инструменты:
Бандура горлицы бриньчала,
Свирель дуба затинала,
А дудка играла по балкам.
В поэме упоминаются распространены в народе легенды, а также сказочные образы - кобылья голова, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка. А один из самых колоритных образов - Баба Яга - это Сивилла. Поэт с точностью описывает вечеринки в аду, куда Анхіз привел Энея.
Изображая картины ада и рая, автор отражает взгляды народа, его отношение к событиям, явлениям, людям. Среди тех, кто своей жизнью на земле заслужил кару и теперь испытывает ее в аду, на переднем плане - господа:
Господ за то нам мучили
И жарили со всех сторон,
Что людям льготы не давали
И ставили их за скотов.
Далее поэт описывает рай, где живут «праведные души». Живется им здесь очень красиво - есть что есть и пить, они «сидели, сложив руки, для них все праздники были». Блюд в раю - сколько душа пожелает. Но это не барская, а простая, крестьянская еда. В раю было раздолье. Ведь здесь «ни холодно было, ни жарко, а именно так, как в сіряках». Каждый свободен в выборе отдыха: «лежи, спи, ешь, пей, веселись, кричи, молчи...».
Автор благосклонно относился к таким порядкам: ведь это желанный народом справедливый строй, где нет эксплуататоров, где люди живут в достатке, в приязни и любви.
В «Энеиде» И. Котляревского имеющиеся упоминания о казацкую старину, например, о времена Сагайдачного, Дорошенко, о сечи. Поэт показал в произведении мужество простых людей, любовь к Родине, возвеличил героическое прошлое, показал самоотверженных и мужественных воинов.