Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ

Народность поэмы «Энеида»

Уже более двух веков поэма И. Котляревского «Энеида» не теряет популярности среди украинских читателей. И это не удивительно, потому что, взяв классическое произведение римской литературы, Котляревский сделал на основе этого сюжета настоящую украинскую поэму, полную юмора и героизма.

По римской мифологии, Эней был сыном троянца Анхиза и богини Венеры, который после гибели Трои долго путешествовал, выполняя волю богов, пока не остановился в Лаціумі. Впоследствии потомки Энея основали великий Рим.

А вот как начинается «Энеида» Котляревского:

Эней был парубок моторный

И парень хоть куда казак,

Притворился на всеє зле проворний,

Близкий од всіх бурлак.

И сразу - где тот Рим! Наш, украинский парень, веселый и немного озорной, смелый и сообразительный. И товарищи его - разве же это греки? И песни они поют украинские, и обед у них - «с салом галушки», «лемешка и кулеш», и водку и брагу пьют они, как настоящие казаки. А боги ведут себя, как очень знакомое господа - дергаются, ругаются, обманывают друг друга, не чураются взятки (Нептун за півкопи денег соглашается прекратить шторм).

Эней и его друзья очень похожи на тех древних вояк из казачества, что умели хорошо поесть и выпить, любили женщин, но и воевали отважно и так, как будто мимоходом, без ложной пышности, основывали города.

Когда Эней и его воины попадают к Дидоны, это как казацкая ватага после боев отдыхает - танцует, ест и пьет, вроде и жениться готовы. Но вот раздается «воля богов» или казацкой судьбы - и ничто их не остановит.

И плывут они через синее море, распевая украинские песни - о Сагайдачном, о свободной Запорожскую Сечь.

Полна народного юмора и остроумия изображения ада и его обитателей в третьей части поэмы. В ад автор отправил очень знакомых украинским крестьянам персонажей, которые отравляют мирную семейную жизнь - злых свекровей и мачех, бранных золовок, невесток. Далее стоят «пиявки человеческие», что тоже известны народу не из мифологии, а из повседневной жизни: начальники, десяцькі, соцькі, судці, стряпчі. Не обходит Котляревский тех, что притворяются святыми, бродяг, пьяниц, неверных жен.

А в самом ужасном месте размещен народных палачей: господа, что с людьми обращаются хуже, чем с животными, попы, что обманывают народ, жулики-купцы, сутягах.

Действие поэмы разворачивается дальше, вместе с Энеем мы видим наконец праведников. Но и рай там не поповский, а казацкий:

Для них все праздники были;

Трубки курили, полягавши,

Или водочку пили...

Попав наконец к берегам Тибра, Эней и его товарищи осваивают эту землю. Немало событий и боев еще случается, пока не вмешиваются боги. Драка на земле переходит в драку на небе - и там богини ведут себя, как бранные соседки, что дерутся за какой-то хлам:

Венера лайки не стерпела,

Юнону стала кобенить...

Заканчивается «Энеида» победой Энея и осуществлением пророчества. Но мы неохотно покидаем героя, что вместо дальнего троянца предстал перед нами в образе веселого, отважного парня, вигодуваного Сечью.

Котляревский сделал свою поэму действительно народной. И это не только потому, что герои одеваются и едят как украинцы, а и потому, что в их характерах он отразил важнейшие черты украинского народа: смелость, упорство, чувство юмора, умение посмеяться над некоторыми своими недостатками, жизнерадостность.