Статья
ЛЕСЯ УКРАИНКА
Урок украинской литературы Леся Украинка "Боярыня"
Тема: Леся Украинки "Боярыня"
Цель. Ознакомить учащихся с содержанием произведения, исследовать, как сквозь призму личной жизни героев раскрыты трагедию родного края; развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать прочитанное; воспитывать любовь к Украине, к ее историческому прошлому.
Тип урока. Урок-поиск.
Оборудование. Текст пьесы, таблицы.
Ход урока
И. Организационный момент.
II. Объявление темы, цели, задач урока.
Не смогу я покинуть и уйти
Куда-то одна, куда глаза глядят от тебя
На чужбине что смогу я найти,
Где все чужое, чужие земля и небо?
Галина Стеценко
(слова записаны на плакате)
Сегодня на нашем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Леси Украинки. Рассмотрим ее драматическую поэму "Боярыня".
Эпиграфом урока будут слова Галины Стеценко, которые, я думаю выражают не только одну из главных проблем драмы "Боярыня", а и. К сожалению. Реалии нашего сегодняшнего дня. А также эти слова подводят к пониманию одной из причин внутренней драмы главной героини пьесы - Оксаны.
Сегодня на уроке, знакомясь с городом произведения нам нужно раскрыть трагедию родного края сквозь призму личной жизни героев.
А также доказать. Что в произведении показано сутки Развалины и руины человеческих душ.
(Задания написаны на доске).
По жанру "Боярыня" - драматическая поэма Словарная работа.
Драматическая поэма - преимущественно небольшая по размеру стихотворная пьеса, в которой сочетается драматическое и лирическое раскрытие темы, изложение материала отличается краткостью, все внимание сосредоточено на раскрытии идейного конфликта а момент его наибольшего обострения:
Драму "Боярыня" Леся Украинка написала в 1910 г., находясь на лечении в Египте. Это единственное произведение поэтессы, построенный на материале исторического прошлого Украины, - действие происходит во второй половине XVII века.
Драматическая поэма "Боярыня" имела нелегкий путь до читателя, была опубликована уже после смерти поэтессы в 1914 г. В советское время произведение было судебного запрещено режимом за антироссийское звучание, поэтому пришел к современного читателя только в 1989 г.
В драме "Боярыня" отражена эпоха Руины и гетманства Петра Дорошенко. Что вы знаете из истории о буд. Руины? Обратимся к наших юных историков.
(Рассказ подготовленных учеников о сутки Руины, зачитывание материалов по "Истории Украины-Руси" н. аркаса, труда "тысяча лет украинской культуры" М.Семчишина, комментирование таблицы.)
Украина
Швеция
Польша
Турция
Московия
Рассмотрение сюжетной канвы произведения, определение основных элементов композиции.
Экспозиция - знакомство семьи казацкого старшины Алексея Перебійного с сыном его боевого собрата Степаном - боярином.
Завязка - согласие на женитьбу Оксаны.
Развитие действия - жизнь главной героини в Москве, ее невозможность вжиться в роль боярыни.
Кульминация - осознание Оксаной собственной бездеятельности, упрек Степану по поводу своей и его пассивности.
Развязка - опустошение молодой украинской патриотки, готовность принять смерть как неотвратимость судьбы.
Работа с текстом произведения.
- Вы прочли произведение? Какое впечатление произвел?
- Какие проблемы поднимает Леся в поэме? (человек и эпоха, семья и государство. Добро и зло, отцы и дети, верность и предательство, ответственность за судьбу Родины).
- Ссылаясь на текст, покажите. Какими предстают две семьи (перебійного и Степана)? Почему в семье Алексея Перебійного отец и сын по-родному относятся к Переяславской рады и до клятвы, данной русскому царю?
- Как вы понимаете слова "Сутужна, сын мой, украинская дело...".
- Какие общественного-политические идеалы исповедовала Оксана?
- Выразителем взглядов которых был Степан?
- В чем суть легенды о Каине Авеля?
- Что поразило Оксану на чужбине? Или она надеялась, что ее положение будет таким унизительным и тяжелым?
- Изменилось ли отношение Оксаны к своему мужу во время пребывания в Москве?
- Что больше всего угнетало главную героиню?
- Как вы понимаете крик Оксаны: "да И противна мне эта Москва?
- Как можно объяснить то, что она не отослала подруге - братчиці деньги, не обозвался с чужбины ни к родным, ни к брату хотя бы одним письмом? Или о сою безопасность она заботилась?
- Почему Оксана пришла к мысли о побеге? Или осуджуєте вы ее стремление?
- Можно считать благородством Степана тот поступок, что, несмотря на любовь к своей жене, он был готов "вернуть присягу" жене?
- Героиня воспринимает свою вынужденную бездеятельность за измену?
- Какую болезнь обнаружил немец-врач у Оксаны? Что могло вернуть ее к жизни?
(Инсценировка последнего диалога Оксаны и Степана).
- Какие чувства, впечатления от услышанного?
- Что предложил Степан больной Оксане?
- Почему Оксана считает возвращение на Украину невозможным?
- Чем покрыты "чистые" Степану руки? С чем сравнивает их Оксана?
- Как понимаете образ заржавілої сабли?
- Как вы понимаете последние слова Оксаны? Какова главная идея заложена в них?
- Что привело Оксану к гибели? Ностальгия?
- В чем трагедия Оксаны?
- Раскрыть противоречия жизненной судьбы героини (на что надеялась? Как сложилось?).
Выбери позицию
1. Томас Джефересон говорил: "дерево свободы должно время от времени поливаться кровью патриотов".
2. Все мы знаем библейскую заповідь6 "Не убий". В драме вспоминается легенда о Каине и Авеле. Ваше отношение.
В чем угрозе отступничества?
Семья Степана.
Отец (казак, умер в кафтане)
Мать (не забывает о родной, но повинуется обстоятельствам)
Степан (раздвоенность образа: отступничество от Украины и верность зрадженій присяге).
Анна (Ганнушка) - родилась на Украине, традиций не знает.
Ванька - родился в Московии, традиций не знает - москаль.
Отец - казак, сын москаль.
Семья Перебійних
Олекса Перебойный, отец - казак
Мать - придерживается обычаев
Иван - патриот, отвез хоругвь в Чигирин - наверное погиб.
Оксана - боярыня. Отступничество, измена, чувство беспомощности приводит к гибели.
Продолжение рода нет.
Завершить предложение
Оксана не смогла жить на чужбине, потому что... (там рабство).
Не смогла смириться с унизительным положением мужа, ибо ... (воспитанный на свободолюбивых идеалов).
Не смогла возвыситься над обстоятельствами (вжиться на чужбине), потому что... (то было в приспособленчество).
- Оксана руководствуется принципом "Что я дала Украине?". А что Украина дала Оксане?
- Что вам дала Украина? А что вы ей?
- Как в драме воспроизведено сутки Развалины и руины человеческих душ? В чем взаимосвязь?
Судьба героев тесно связана с событиями на Украине. От действий самих украинцев и зависит судьба государства.
В драме воспроизведено сутки Руины. Историческая канва произведения: описываются церковные братства, в которых принимали участие и женщины (Оксана принадлежала к девичьего братства, где была изготовлена хоругвь); упоминаются притеснения москалей (речь об этом вел гость-казак, когда приезжал к Степану); рассказывается о том, что украинская старшина "понадилась на соболе московские" (Иван, Оксанин брат, забрасывает это Степану и его отцу); говорится и о недоверии к Дорошенко, который привел на Украину татар (слова эти говорит Степан, когда характеризует братоубийственную войну на Родине).
- Как вы понимаете слова Оксаны и матери Степана:
Оксана. Бывало, там, батенька, все снится, что я летаю... А здесь не снилось ни разу.
Мать. Видишь, милый, как снится, что летаешь, то растешь... теперь же ты уже не растешь.
(Речь идет о прекращении духовного роста, как плата за предательство).
- Где на Пирамиде жизни вы ю разместили образ Оксаны? Аргументировать.
- Имя Оксана в переводе с греческого означает "чужестранка", а Степан - "круг венец". В чем символичность имен?
Имя Оксаны прозрачное; замкнутый круг, в который Степан себя добровольно затичив, терновый венец на его голове (тоже круг) символизирует страдания и муки, на которые он обрек себя, свою жену и, частично, народ.
- В чем трагедия украинского народа?
- В чем актуальность произведения?
(и сейчас наша жизнь чем-то напоминает руину, а политические дебаты подобны соревнований за булаву украинских гетманов; и сейчас многие украинцы находятся на чужбине).
В. Симоненко писал: "Можна все на світі вибирати, сину, вибрати не можна тільки Батьківщину".
(Звучит песня).
Итог урока. Заключительное слово учителя.
- Каждый человек сам строит свое счастье. И кое-кто мечтает найти его на чужбине. И какими бы богатствами человек не обладал, оказывается, что для полноценного, богатого духовного жизни ей нужно связь с родной землей. Помните Антея?
(рассказ о Антея, который был непреодолим, касаясь земли. Его победил Геракл, подняв над землей).
Подтверждения могут быть и слова Б.Лепкого: "Земли держаться надо, потому как оторвемся от нее, то будет, но ей без нас, и нам нехорошо без нее",
Домашнее задание.
- Написать сочинение-размышление на одну из тем:
- В чем трагичность образа Оксаны, Степана?
- Прочитав драму "Боярыня".
- Мотив национально пассивности, измены и мотив ностальгии в произведении.
- Подготовиться к тематическому оцениванию.
На свете есть одна Вкраина,
Родная моя земля
Шевченкова единственная боль
И Лесина сторона.
Вкраина, которая помнит
Победоносные бои казаков,
Вкраина, что прославляет
Мудрость веков и родителей.
Вкраина, что без своего Богдана
В водовороте междоусобной войны
Эта незаживающая рана -
Виобрювання булавы.
Казацкая ее старшина
На службе у Москвы
Верность присяге несокрушимую
Соблюсти должны они.
Уже предал Степан Украину
Не героем - стал отступником
Забыл мать единую,
Сменил скин на кафтан.
И гнется гордая воля
В Заблуждения в душе молодой
Тяжелая недоленька-судьба
В рабстве на чужбине.
Эти дети твои, Украина,
Не зная пути борьбы
В рабство добровольно ушли
Московское Ярмо надеть.
И гетман Петр Дорошенко
Почувствовав сразу Москвы,
Чтобы братской кровь не пролить
Отказался от булавы.
Утихомирилась Украина
Почему разрывается сердце и душа
Руина, развалина, руина.
История наша праздника.
|
|