Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Урок украинской литературы Леся Украинка "Боярыня"




Тема: Леся Украинки "Боярыня"

Цель. Ознакомить учащихся с содержанием произведения, исследовать, как сквозь призму личной жизни героев раскрыты трагедию родного края; развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать прочитанное; воспитывать любовь к Украине, к ее историческому прошлому.

Тип урока. Урок-поиск.

Оборудование. Текст пьесы, таблицы.

Ход урока

И. Организационный момент.

II. Объявление темы, цели, задач урока.

Не смогу я покинуть и уйти

Куда-то одна, куда глаза глядят от тебя

На чужбине что смогу я найти,

Где все чужое, чужие земля и небо?

Галина Стеценко

(слова записаны на плакате)

Сегодня на нашем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Леси Украинки. Рассмотрим ее драматическую поэму "Боярыня".

Эпиграфом урока будут слова Галины Стеценко, которые, я думаю выражают не только одну из главных проблем драмы "Боярыня", а и. К сожалению. Реалии нашего сегодняшнего дня. А также эти слова подводят к пониманию одной из причин внутренней драмы главной героини пьесы - Оксаны.

Сегодня на уроке, знакомясь с городом произведения нам нужно раскрыть трагедию родного края сквозь призму личной жизни героев.

А также доказать. Что в произведении показано сутки Развалины и руины человеческих душ.

(Задания написаны на доске).

По жанру "Боярыня" - драматическая поэма Словарная работа.

Драматическая поэма - преимущественно небольшая по размеру стихотворная пьеса, в которой сочетается драматическое и лирическое раскрытие темы, изложение материала отличается краткостью, все внимание сосредоточено на раскрытии идейного конфликта а момент его наибольшего обострения:

Драму "Боярыня" Леся Украинка написала в 1910 г., находясь на лечении в Египте. Это единственное произведение поэтессы, построенный на материале исторического прошлого Украины, - действие происходит во второй половине XVII века.

Драматическая поэма "Боярыня" имела нелегкий путь до читателя, была опубликована уже после смерти поэтессы в 1914 г. В советское время произведение было судебного запрещено режимом за антироссийское звучание, поэтому пришел к современного читателя только в 1989 г.

В драме "Боярыня" отражена эпоха Руины и гетманства Петра Дорошенко. Что вы знаете из истории о буд. Руины? Обратимся к наших юных историков.

(Рассказ подготовленных учеников о сутки Руины, зачитывание материалов по "Истории Украины-Руси" н. аркаса, труда "тысяча лет украинской культуры" М.Семчишина, комментирование таблицы.)




 
Украина


Швеция


Польша


Турция


Московия

 

 

 

 


Рассмотрение сюжетной канвы произведения, определение основных элементов композиции.

Экспозиция - знакомство семьи казацкого старшины Алексея Перебійного с сыном его боевого собрата Степаном - боярином.

Завязка - согласие на женитьбу Оксаны.

Развитие действия - жизнь главной героини в Москве, ее невозможность вжиться в роль боярыни.

Кульминация - осознание Оксаной собственной бездеятельности, упрек Степану по поводу своей и его пассивности.

Развязка - опустошение молодой украинской патриотки, готовность принять смерть как неотвратимость судьбы.

Работа с текстом произведения.

- Вы прочли произведение? Какое впечатление произвел?

- Какие проблемы поднимает Леся в поэме? (человек и эпоха, семья и государство. Добро и зло, отцы и дети, верность и предательство, ответственность за судьбу Родины).

- Ссылаясь на текст, покажите. Какими предстают две семьи (перебійного и Степана)? Почему в семье Алексея Перебійного отец и сын по-родному относятся к Переяславской рады и до клятвы, данной русскому царю?

- Как вы понимаете слова "Сутужна, сын мой, украинская дело...".

- Какие общественного-политические идеалы исповедовала Оксана?

- Выразителем взглядов которых был Степан?

- В чем суть легенды о Каине Авеля?

- Что поразило Оксану на чужбине? Или она надеялась, что ее положение будет таким унизительным и тяжелым?

- Изменилось ли отношение Оксаны к своему мужу во время пребывания в Москве?

- Что больше всего угнетало главную героиню?

- Как вы понимаете крик Оксаны: "да И противна мне эта Москва?

- Как можно объяснить то, что она не отослала подруге - братчиці деньги, не обозвался с чужбины ни к родным, ни к брату хотя бы одним письмом? Или о сою безопасность она заботилась?

- Почему Оксана пришла к мысли о побеге? Или осуджуєте вы ее стремление?

- Можно считать благородством Степана тот поступок, что, несмотря на любовь к своей жене, он был готов "вернуть присягу" жене?

- Героиня воспринимает свою вынужденную бездеятельность за измену?

- Какую болезнь обнаружил немец-врач у Оксаны? Что могло вернуть ее к жизни?

(Инсценировка последнего диалога Оксаны и Степана).

- Какие чувства, впечатления от услышанного?

- Что предложил Степан больной Оксане?

- Почему Оксана считает возвращение на Украину невозможным?

- Чем покрыты "чистые" Степану руки? С чем сравнивает их Оксана?

- Как понимаете образ заржавілої сабли?

- Как вы понимаете последние слова Оксаны? Какова главная идея заложена в них?

- Что привело Оксану к гибели? Ностальгия?

- В чем трагедия Оксаны?

- Раскрыть противоречия жизненной судьбы героини (на что надеялась? Как сложилось?).

Выбери позицию

1. Томас Джефересон говорил: "дерево свободы должно время от времени поливаться кровью патриотов".

2. Все мы знаем библейскую заповідь6 "Не убий". В драме вспоминается легенда о Каине и Авеле. Ваше отношение.

В чем угрозе отступничества?

Семья Степана.

Отец (казак, умер в кафтане)

Мать (не забывает о родной, но повинуется обстоятельствам)

Степан (раздвоенность образа: отступничество от Украины и верность зрадженій присяге).

Анна (Ганнушка) - родилась на Украине, традиций не знает.

Ванька - родился в Московии, традиций не знает - москаль.

Отец - казак, сын москаль.

Семья Перебійних

Олекса Перебойный, отец - казак

Мать - придерживается обычаев

Иван - патриот, отвез хоругвь в Чигирин - наверное погиб.

Оксана - боярыня. Отступничество, измена, чувство беспомощности приводит к гибели.

Продолжение рода нет.

Завершить предложение

Оксана не смогла жить на чужбине, потому что... (там рабство).

Не смогла смириться с унизительным положением мужа, ибо ... (воспитанный на свободолюбивых идеалов).

Не смогла возвыситься над обстоятельствами (вжиться на чужбине), потому что... (то было в приспособленчество).

- Оксана руководствуется принципом "Что я дала Украине?". А что Украина дала Оксане?

- Что вам дала Украина? А что вы ей?

- Как в драме воспроизведено сутки Развалины и руины человеческих душ? В чем взаимосвязь?

Судьба героев тесно связана с событиями на Украине. От действий самих украинцев и зависит судьба государства.

В драме воспроизведено сутки Руины. Историческая канва произведения: описываются церковные братства, в которых принимали участие и женщины (Оксана принадлежала к девичьего братства, где была изготовлена хоругвь); упоминаются притеснения москалей (речь об этом вел гость-казак, когда приезжал к Степану); рассказывается о том, что украинская старшина "понадилась на соболе московские" (Иван, Оксанин брат, забрасывает это Степану и его отцу); говорится и о недоверии к Дорошенко, который привел на Украину татар (слова эти говорит Степан, когда характеризует братоубийственную войну на Родине).

- Как вы понимаете слова Оксаны и матери Степана:

Оксана. Бывало, там, батенька, все снится, что я летаю... А здесь не снилось ни разу.

Мать. Видишь, милый, как снится, что летаешь, то растешь... теперь же ты уже не растешь.

(Речь идет о прекращении духовного роста, как плата за предательство).

- Где на Пирамиде жизни вы ю разместили образ Оксаны? Аргументировать.

- Имя Оксана в переводе с греческого означает "чужестранка", а Степан - "круг венец". В чем символичность имен?

Имя Оксаны прозрачное; замкнутый круг, в который Степан себя добровольно затичив, терновый венец на его голове (тоже круг) символизирует страдания и муки, на которые он обрек себя, свою жену и, частично, народ.

- В чем трагедия украинского народа?

- В чем актуальность произведения?

(и сейчас наша жизнь чем-то напоминает руину, а политические дебаты подобны соревнований за булаву украинских гетманов; и сейчас многие украинцы находятся на чужбине).

В. Симоненко писал: "Можна все на світі вибирати, сину, вибрати не можна тільки Батьківщину".

(Звучит песня).

Итог урока. Заключительное слово учителя.

- Каждый человек сам строит свое счастье. И кое-кто мечтает найти его на чужбине. И какими бы богатствами человек не обладал, оказывается, что для полноценного, богатого духовного жизни ей нужно связь с родной землей. Помните Антея?

(рассказ о Антея, который был непреодолим, касаясь земли. Его победил Геракл, подняв над землей).

Подтверждения могут быть и слова Б.Лепкого: "Земли держаться надо, потому как оторвемся от нее, то будет, но ей без нас, и нам нехорошо без нее",

Домашнее задание.

- Написать сочинение-размышление на одну из тем:

- В чем трагичность образа Оксаны, Степана?

- Прочитав драму "Боярыня".

- Мотив национально пассивности, измены и мотив ностальгии в произведении.

- Подготовиться к тематическому оцениванию.

 


На свете есть одна Вкраина,

Родная моя земля

Шевченкова единственная боль

И Лесина сторона.

Вкраина, которая помнит

Победоносные бои казаков,

Вкраина, что прославляет

Мудрость веков и родителей.

Вкраина, что без своего Богдана

В водовороте междоусобной войны

Эта незаживающая рана -

Виобрювання булавы.

Казацкая ее старшина

На службе у Москвы

Верность присяге несокрушимую

Соблюсти должны они.

Уже предал Степан Украину

Не героем - стал отступником

Забыл мать единую,

Сменил скин на кафтан.

И гнется гордая воля

В Заблуждения в душе молодой

Тяжелая недоленька-судьба

В рабстве на чужбине.

Эти дети твои, Украина,

Не зная пути борьбы

В рабство добровольно ушли

Московское Ярмо надеть.

И гетман Петр Дорошенко

Почувствовав сразу Москвы,

Чтобы братской кровь не пролить

Отказался от булавы.

Утихомирилась Украина

Почему разрывается сердце и душа

Руина, развалина, руина.

История наша праздника.