Действительность - философская категория, которая означает все сущее, не зависящее от человека, поэтому чаще употребляется в словосочетании "объективная действительность". В традиционном литературоведении с Д. соотносится художественная литература как "образное воспроизведение действительности", а образ трактуется как субъективная картина объективного мира. Но это мало что дает литературоведу. Философские и эстетические категории не могут заменить литературоведческих понятий, которые должны фиксировать специфические реалии творческого процесса писателя и особенности искусства слова, его бытования в тексте и в читательском восприятии. Поскольку почти все, что окружает человека, является результатом деятельности многочисленных поколений людей, общества в целом, а вещи, предметы объективной действительности оречевлюють, опредмечують человеческие "сущностные силы" (знания, умения, чувства, моральные качества), то вообще следует говорить не об их полную "независимость", объективность, а про художественный образ как о субъективную картину объективного мира. Понятно желание в новейших школах литературоведения творить новые понятия и вводить для их обозначения соответствующие сроки (позатекстова и текстовая реальность, эстетическая реальность, интенциональный предмет, представленный мир, интертекст, интеракция и т.п.) и использовать достижения семиотики, теории информации. Проблема заключается в том, как выработать непротиворечивую систему понятий, которая на современном уровне научного знания воспроизвела бы специфику Художественной литературы как одного из элементов Д. в широком значении этого слова, как другу Д., созданную писателем.
|
|