Статья
Жизнь и творчество Ивана Сенченко
(12 февраля 1901 - 9 ноября 1975)
Рядом с Юрием Яновским самый прочный (хоть и противоположный ему стилем) беллетрист младшей, второй по революции, генерации, которая родилась уже в 20 веке и проявила себя только во второй половине 1920-х годов. Влюблен (хотя нисколько не ослеплен своей любовью) наблюдатель современной ему жизни и человека, Сенченко создал себе собственное стилевое лицо, сочетая зрелый реализм с романтизмом, лирический струя с сатирой и юмором.
Иван Сенченко родился в 1901 году в селе Натальївка (Шахматка) возле Червонограда на Полтавщине. Его отец Ефим, деклясований через малоземелье крестьянин, был одинаково и человеком села, и человеком города, работая в Червонограде чернорабочим, садовником, билетером кинотеатра, церковным регентом и т.д. Иван Сенченко окончил сельскую и высшую начальную школу, а затем учительствовал в своих родных местностях. Учился в Харьковском университете (тогда ХИНО), работая одновременно в редакциях харьковских газет и журналов. Волновой первый оценил как следует талант Сенченко, привлек его к ВАПЛИТЕ и до ближайшей сотрудничества в возглавляемых им журналах «ВАПЛИТЕ» (1927), «Литературная ярмарка» (1929), «Пролітфронт» (1930).
В своих лучших произведениях («История одной карьеры» и другие рассказы, Харьков, ДВУ, 1926, с. 78; «Путешествие до Червонограда» - журнал «ВАПЛИТЕ», 1927, ч. 5, с. 78 - 117; «Червоноградский портреты» - «Литературная ярмарка», февраль 1929, кн. С, с. 94 - 152; «Дубовые гряды», 1928) Сенченко ввел в литературу свой Червоноград, словно Гоголь - Миргород. О Червоноградщину, - пишет в шутку Сенченко, - «при всей большой охоте тяжело что-то сказать, кроме: я люблю тебя безотвітною любовью». Эта конкретная «омісцевлена» любовь и мастерство писателя создали образы физически сильных (как у Рубенса) и характерных людей - бедных и зажиточных крестьян, грузчиков и мельников, торговцев, рабочих и всяких людей сельской и городской провинции, что после отмены политики военного коммунизма в условиях нэповской относительной хозяйственной свободы оказались в роли создателей своеобразного социально-экономического возрождения Украины. Сенченкова Червоноградщина, на плодородных равнинах которой перехрестились железной дороги Харьков - Херсон, Полтава - Донбасс, - дает в его произведениях свежий посмак того сильного хозяйственно-творческого разгона, который могла бы дать Украина в условиях хоть немного более длительной и хотя бы частичной свободы от помпы колоніялізму и склерозы бюрократизма. Некоторые из червоноградских портретов Сенченко напоминают своей підприємчивістю людей американского запада, а при всем том они остаются гоголівсько-украинским человеком в произведениях Сенченко, которым не хватает ни речевости и соковитости реализма, ни романтического лиризма, приперченого самым теплым юмором или острым сарказмом. Позже наклон до юмора проявился у Сенченко также в его исторической повести «Черная брама», чем-то напоминает «Коля Бруньйон» Ромен Ролляна.
Рассказы Сенченко 1923 - 1925 годов во время его початкування в союзе крестьянских писателей «Плуг» (Рассказ, Харьков, ДВУ, 1925, с. 184) были неприкметні. Переход Сенченко с массового «Плуга» к элитарной Ваплите (1925) сопровождался его быстрым ростом как беллетриста и эссеиста, а вслед за тем и нападками на него партийной критики, на которые Сенченко умел отвечать литературно-публицистическим контрударом.
Особый гнев упал на Сенченко после появления его знаменитой сатиры «Из записок» (жур. «ВАПЛИТЕ», 1927, ч. 1, стр. 3 - 11; отдельное издание в библиотеке Ваплите), которую он назвал в одном месте также «Холуєві записки». Красно-малороссийская критика поспешила расшифровать образ Великого Холуя как «пролетарскую литературу» и саму КП(б)У - подвластны верховному Пієві («Пий - все сущее над нами»). На самом деле Сенченків образ Холуя - исчерпывающе всеобъемлющий для всех тех покорных и жестоких слуг всякого деспотизма и диктатуры, что живут по принципам, которые формулирует в своих записках Холуй: послушание, смирение, молчание, пресмикання, а также: бояться сильнейшего - безжалостно бить слабого, подставлять лицо под плевки, быть (охотно) ослом, не волноваться, не думать, держаться единомыслия, смотреть в глаза Пієві («его глаза - ваши глаза»), смотреть в рот Пієві («его слова - ваши слова»), презирать и бить (имея «за спиной всемогущого Пия») всех потомков Прометея, в том числе и родного отца...
Беспощадный арапник Сенченкового «Холуя» врезал по лицу украинское и всесоюзное холуйство в то время, когда оно становилось основой социально-политической системы СССР и когда еще не все знали, что в Москве уже родился новый всемогучий Пий - Сталин. Впечатление от этого произведения, что возвышается до уровня сатирических шедевров Салтыкова-Щедрина и мировой сатиры, было большое. Интересно, что киевская «Литературная газета», которая в чч. 7 и 12 за 1927 год просто упала была в гістерику и называла «Холуєві записки» беспримерным клеветой на «пролетарскую» литературу и членов КП(б)У, через тридцать лет вместила в своем номере за 4 июля 1958, нимало не шутки (так же до 40-летнего юбилея КП(б)У!) лирическое стихотворение львовского молодого поэта Дмитрия Павлычко «Партия - глаза мои», в котором просто повторены формулы «Холуєвих записок»:
Партия - глаза мои!
Партия - речь моя!
. . . . . . . . . . . . .
Идет Украина - заря моя.
Партия - сердце ее!
Ум ее - партия!
Такая просто головокрутна метаморфоза образа, насквозь сатирического своей сутью, природой, формой, функцией, на образ лирический произошла следствием тридцати лет «культа личности». И парадокс в том, что Павлычко родил этот гимн холуя уже после «ликвидации культа личности», когда, собственно, Сенченкові должны были бы дать премию за «Холуєві записки». Вместо того к старой обиды Сенченко, избитого когда за свое оригинальное произведение, добавилась еще и вторая - плагіят! Его обокрали, да еще и таким способом! А его самого заставили писать в стиле «соціялістичного реализма» произведения, в которых он такой же серый и скучный, как и все остальные 500 украинских советских писателей, среди которых под серым покрывалом соцреализма уже не отличишь таланта от бездарности.
|
|