Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА

Сковорода-баснописец - обличитель общественных недостатков

Творчество Г. Сковороды, выдающегося мыслителя-гуманиста и писателя-демократа - драгоценное достояние прогрессивной культуры.

Общественная и литературная деятельность Г. Сковороды приходится на время обострения социальных противоречий, обусловленных началом разрушения феодальных устоев и развитием капиталистических отношений в России и в Украине. Жестокий крепостнический гнет вызывает подъем антифеодального движения; на защиту угнетаемого народа активно выступают представители передовой общественно-политической мысли: Д. Фонвизин, О.Радіщев - в России, Г. Сковорода, Я. Козельский и др. - в Украине.

В своем творчестве Г. Сковорода провозглашал идеи демократизма и гуманизма, выступал против господствующей тирании, высказывал свободолюбивые помыслы и чаяния простого народа, утверждал веру в светлое будущее Отечества.

Общественным идеалом Г. Сковороды была республика, где не будет вражды и раздора», «все будет общее». Яркое обнаружения эти взгляды нашли в поэтическом творчестве, в частности в сборнике «Сад божественных песней...», куда вошло тридцать песен, написанных в разные годы.

Заметное место в творческом наследии Г. Сковороды занимают стихи социального плана. Обличая пороки тогдашней действительности, уродливый мир эксплуататоров-крепостников, переживая трагизм существования угнетаемого народа, Сковорода выступает во многих своих произведениях истинным просветителем-демократом, убежденным гуманистом. Поэт-философ превыше всего ставил свободу, считал ее высшим благом человека, страстно желал ее прежде всего для закрепощенного народа. Особенно ярко он воспел свободу в стихотворении «De libertate».

Идея свободы в творчестве Г. Сковороды органично соединенная с антимонархічними тенденциями. Писатель порой достаточно откровенно высказывает свое негативное отношение к царизму, к тирании. Его произведения насыщены общественным пафосом. Сильнее всего этот пафос оказался в 10-й песни «Сада божественных песен» - «Всякому городу нрав и права...», что справедливо считается классическим образцом социальной сатиры в древней украинской литературе. Средствами язвительного смеха, воинствующего сарказма писатель клеймит здесь социальные отношения в Украине во второй половине XVIII ст., высмеивает представителей разных господствующих сословий. Сатирическое острие песни направленное против помещиков и казацкой старшины, которые стремятся захватить как можно больше чужих земель, против алчных купцов-ростовщиков, которые грабят человека труда, против панской распущенности, против пьянства, картярства и др. Нарушает поэт в песне и такие злободневные на то время вопрос, как несправедливое судопроизводство, схоластичність официального образования. В ряде других произведений из сборника «Сад божественных песен» Г. Сковорода гневно осуждает и паразитическое существование духовных феодалов, лицемерие служителей церкви.

Как первый «профессиональный» украинский баснописец Григорий Сковорода выступил в сборнике «Басни Харьковские», куда вошли тридцать произведений. Написаны они прозой, каждая басня состоит из двух частей: лаконичной фабулы и «силы», то есть морали.

Основным источником баек были собственные жизненные наблюдения автора над современной ему феодально-кріпосницькою действительностью, изучена им за много лет бродячей жизни народная мудрость. Исходя из интересов народа, Г. Сковорода выносит приговор недостатков тогдашнего общества, в сатирических тонах изображает помещиков, чиновников, охваченных жаждой наживы, чинов, высоких должностей. Показательна в этом плане одна из лучших басен «Оленица и Кабан». В морали этой басни поэт осуждает самохвальство, тупоумие господ и підпанків, которые пытаются «войти в благородное сословие», «продраться в чин, совсем им не сродный».

В басне «Пчела и Шершень» Г. Сковорода в образе Шершня олицетворяет паразитические элементы общества, что живут «хищенієм чужого» и рожденные «на то одно, чтоб есть, пить и протчая». Пчела же становится образом трудового народа, который всю жизнь отдает труда не только ради своего существования, но и ради блага других.

О тех, кто берется за дело, которое противоречит врожденным наклонностям, Г. Сковорода пренебрежительно говорит в баснях «Собака и Кобыла», «Орел и Черепаха» и др.

В ряде басен Г. Сковорода, метко пользуясь средствами аллегории, предупреждает представителей привилегированных слоев, что паразитический образ жизни может привести их к печальному концу. Так, к примеру, Чиж попал в плен, соблазнившись «сладкой пищей да красной клеткой» («Чиж и Щегол»); Щука, «напал на сладкую ядь», проглотила вместе с ней и «удку, увязшую во внутренностях» («Щука и Рак»), В других баснях поэт корит «славолюбие» («Сова и Дрозд»),

Большинство басен Г. Сковороды, благодаря их демократической направленности, гражданским мотивам, безусловно, выдающееся явление, оригинальное и своеобразное в истории этого жанра в древней украинской литературе. И. Франко высоко оценил байки украинского мыслителя, отмечая в частности, что они «писаны хорошей, декуди даже грациозной прозой».