Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Философские мотивы лирики Л. Костенко

Философичность, интеллектуальность творчества Лины Костенко всегда привлекала к себе внимание мыслящего, глубокого читателя ее поэзия богата мотивами и образами, темами и проблемами, над которыми человечество задумывается протяжении всех времен. Вместе с тем мы не найдем в стихах Костенко некой чрезмерной закодованості, особых хитросплетений, надуманности, нагромождение непонятностей и ребусов. Произведениям поэтессы присуща та простота, которая кажется (и есть!) гениальностью. «Поэт естественен, как природа», - так она вполне могла бы сказать и о себе. Кто-то что-то похожее искал и находил, чьи-то мысли перекликаются с ее откровениями, но так о важнейших в человеческой жизни вещи не говорил до нее никто («все слова были уже чьими-то, а ты их должен произнести впервые»).
Пожалуй, основной философский мотив поэтического творчества Лины Костенко - это мотив непрерывного связи времен («мой прадед, и прапрадед, и пра-пра - все идут за тем, как за плугом»). Это непостижимое ощущение дает ее стихам силу генетической памяти, к которой приобщается читатель. Оно также дает веру в будущее, в то, что мы продовжимося в грядущих поколениях. Поэтесса часто задумывается над проблемами бытия и небытия - что они для человека. Это словно отголосок шекспировского «быть или не быть», просуществовать ли состояться как личность в этом сложном мире. Лина Костенко не имеет сомнений: способность прожить достойно, честно, жертвенно, заботясь не только о собственном комфорте, но и о вкладе каждого в казну высших общечеловеческих ценностей является лучшим залогом бессмертия человеческого духа:
 
Не надо думать ничтожно.
Бессмертие есть еще где-не-где.
Кто перевіяний, как зерно,
В почву поэзии упадет.
 
Собственно, поэзии, Слову она придает наибольшее значение в смысле сохранения для истории, вечности человека, рода, народа, человечества. И поэтому такими серьезными и болезненными являются размышления автора над ответственностью художника за то, что он оставит по себе, за неподкупность, мудрость и смелость поэтической Музы.
Мир действительно сложен и жесток. Порой одному человеку бывает многовато его испытаний, его зла. Особенно если этот человек занимается ближними и дальними, мелкими незлагодами окружающей жизни и глобальными проблемами мира. Но есть лекарства против усталости, отчаяния, разочарованности, депрессии. Они - в общение с природой, понимание которой в поэзии Лина Костенко также обнаруживает благодаря глубокому философскому мышлению и просто человечности:
 
Почему леса ждут меня снова,
На щит подняв солнце и зарю?
Я их люблю. Я знаю их язык.
Я с ними тоже молчанием говорю.
 
Поэтесса среди спокойствия природы - как дома. Это напоминает новеллу М. Коцюбинского «Inermezzo», в которой писатель (лирический герой), переутомился от человеческих несчастий и нареканий, убегает далеко от города, чтобы искупаться в солнце, тишины, полевых прохладе и с новыми силами вернуться к людям и к рабочему столу. В стихах Костенко также находим этот мотив:
 
Поедем побеседовать с лесом,
А уж тогда я могу и с людьми.
 
Но как бы не приближалась неотвратимо время от времени безнадежность или грусть, скорбь или гнев, все же сквозным мотивом тематически разных стихов поэтессы является витализм, прославление жизни. Даже если оно испытывает человека, даже если изменяет белые полосы - черными, все равно подарком небес счастье жить, чувствовать, мыслить, любить:
 
Мой белый мир, крепкие твои сети, -
Страдаю, мучаюсь, погибаю, а живу!
Страдаю, мучаюсь, и живу, и погибаю,
Благословляю боль твоих тенет.
Эту комочек тепла - в
Вселенной - человека!
И Вселенная это - аквариум планет.