ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Драматургия
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
ВЛАДИМИР
(Отрывок)
Хор
Андрей-апостол с ангелами
Нынче день засветился - в радость
премнога,
День пришел, что звістився для меня
от Бога.
Да, это свет, духом прислать
видимо,
Обещал тебе, граде, Києве любим.
Был во тьме ты раньше, хотя перед
миром
Светлым делом преславный, но еще
кумирам
Темным ты повиновался, был черный в
безверии,
Так себя светом ты озари
невечірнімі.
Но где я? Что вижу? Которые еще летом,
Царь вечный, откроешь? Он свет от
света
Вижу, умножается весьма, вот так-то
сначала
С гор ручеек стекает, но
наостатку
Он, слившись с другими, соединив
ручьи,
Уже широким потоком течет. Я вижу
Такое чудо в славе твоей, граде Божий,
А на мучених крови в тебе растут
рожке.
Борис, Глеб - вот ветви корни
святого.
Ярость! Брата мечет бис проклятого
того,
Уже, вижу, он копья и ножа выбирает,
Но радуйся, граде! Только украшает
Эта скорбь твой образ. А это что, в
странное
Чудо! Горы от юга! Вон свет
разливное
И большое появилось. Так сединой,
Мужи честные, появились вы передо
мной,
И не кроет земля вас, что творите там
вы,
В свете двух усматриваю, друг с другом
стали,
Вижу, риєте пристально глибокії ямы
Пересохшими из поста своими руками.
Сколько людей приходит с краев
разных, многих
И князья славородні - о чудо! - в
убогих
Старцев хотят богатства набрать. Я
честных
Вижу лиц здесь немало. Не столько из
небесных
Сфер получается свет, как из пещер
темных,
Ты-потому, Русіє, небо в прірвах
подземных!
Горы киевские, следовательно, собирают
бесценную
Утварь ізвідусюди. Я везде
благотворительную
Красоту вижу, словно венцы дорогостоящей,
Бисеры по всем горам - это храмы
святые.
Но горе! О царь, гневливость
придержи!
Что прощение это мне? За страх мой не
гримай!
Граде, гнев это большой, тот
огнестрельный
Божий суд? Знаю, будешь от того
печален.
Потому каком-то Батыю1 подаст
меч огненний,
Им поглумлений будешь и им
посіченний.
Цвет людей упадет-потому и быстро
завянет,
И не будешь забыт дорешти,
возстанеш,
Богом избранный, встанешь, Бог подаст
возрождение,
Вернет доброту и прославишься снова.
Седьмой век тебя, граде, светила
премногі
В золотой колеснице провозят ед
Бога.
Мужей мудрых я вижу учительних,
сильных,
Прехоробрих в брани и
багатодільних,
Среди них две самые большие
светила
Сияют ясно. Волосами один побілілий,
Золота ему митра седины2
пречесні
Украшает, во втором знаменательные небесные
Вижу черты: там звезды и луна с
собой
Соединились вместе с рваной стрелой.
А росийская церкво! Тебе множество
света
От этих светил пребудет в наши лета.
Вижу: Второй воинскую броню крепкую имеет3,
Пламенный весь он, вдохновенно
пылает
Гневом. Зрю я: вон купні полки так
многие
Зловредные страшит, ломает им рога.
Вижу и се: Махомета ворожії грады4,
Трасучись, сохнут, не имеют
отрады.
Лев какой-то роз'ятрився на сильного
мужа,
Точит когти, и яристь твоя не
подужа,
Звіре гордый! Поспешно, о вожде
большой,
Иди поспешно и будет жестокий и
дикий
Хищный зверь тот растерзанный от тебя
вскоре,
Ну, а ты наречешся Самсоном
преславно.
И у меня для этого оружие прохаєш
Зачем? Ты же благородство в щите своим
имеешь -
Крест Господень, чтобы на все
супостаты
Будь страшным. Да, думаю, он хочет
сказать:
"Твоим воином быть зволяє,
Андрей,
Царь Петр5, помощи от
тебя предпочитаю!"
Посприяй, оружниче! Содействуй, вожде
крепкий,
Чем способен, тем буду для тебя
помогает.
Ну, а это что за образ за ним
спешит,
Видно очертание следующий; его же
представляет
Предвидение Божие! Многочисленное и
чудесное
Я видовисько вижу. Здесь рівнонебесний
Монастырь Печерский, каміннії
стены
Вивишає, а потом в своей полной тени
Разворачивает палатку, палатку света
полный -
Это Мариино жилье6, офис
духовный.
Другое чудо явилось: забытый давно,
Словно его не бывало, - а это
безосновательно, -
Словно престол, что валявсь -
переяславский7 - судьбы,
Предстает весьма красиво, и на том
престоле
Уже посажено мужа8, а
он благотворен,
Древним пастырям ревностным он, ревностный,
подобный.
Вот многочисленные дома я заметил святые,
А из всего лучшее зрелище зрію:
Дом ученый9 выводят. О,
дней тех блаженных
А Русь наша! Та сколько мужей
доброденних
Дом этот создаст. Над ними, строениями
теми,
Этих хоромин зиждитель Иван
всеславимий,
Словно вычерченный, мечтает. О Боже
большой,
Ты открой мне радость, и свет,
словно реки,
Пусть на меня польется! Дай прочность
и силу,
Дай длительность до того, дай всякому
делу
Ты благоприятный успех, и брань дай
побідну,
И здоровье, государство и тишину безбедную
Дай избраннику твоему, Петру-царю,
Вірноносному также Ивану-вождю10.
1 Батый
(Бату, г. н. невод. - 1255) - хан, внук Чингисхана, возглавлял опустошительную нашествие
на Северо-Восточную и Юго-Западную Русь в 1236-1243 гг. Войска Батыя полностью
разрушили Киев.
2 Речь идет
об киевского митрополита Варлаама Ясинского, который занимал митрополичью кафедру
с 1690 по 1707 г.
3 Речь идет
об Иване Мазепе.
4 Махомета
ворожії грады... - турецкие города.
5 Петру-царю
- имеется в виду Петр.
6 Мариино
жилье - речь идет о Успенский собор на территории Киево-Печерской лавры.
7 ...престол...
переяславский... - речь идет о Переяславскую епархию, восстановленную в начале
XVIII ст.
8 Речь идет
о Захарии Корнилевича, который стал в 1701 г. первым епископом Переяславской
епархии.
9 Речь идет
о строительстве нового корпуса Киевской академии, начатое 1703-1704 гг.
10 Ивану-вождю
- имеется в виду Иван Мазепа, которому посвящен "Владимира".