Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 34. Василий Симоненко (1935 - 1963)

 

Василий Андреевич Симоненко принадлежит к поколение «шестидесятников». Он стремился осмыслить жизнь, обратиться к духовного опыта личности и истории родного народа.

B. Симоненко предстает перед современным читателем выразителем народной совести, правды, надежды и веры. Силой своего поэтического таланта, даром образного обобщения поэт преподнес жизни обычных людей до уровня общечеловеческих идеалов и проблем, приобщил к духовным достижениям мировой культуры.

Реализовал себя как поэт (две поэтические сборники), прозаик (сборник новелл и рассказов), сказочник («Царь Плаксий и Лоскотон», «Путешествие в страну Наоборот», «Сказка о Обманывала»). Доминанты творчества:

- постоянное внимание к обычной человека, ее тревог и проблем, к обыденной жизни;

- протест против бессмысленности эпохи и пустоты человеческого существования, наполненного громких лозунгов или лжи или замалчивание власти;

- позиция: каждая личность представляет собой отдельный космос, самоценный по своей сути, народ - множество неповторимых индивидуальностей;

- утверждение национального достоинства отдельного человека, всего народа;

- контраст между победными отчетами власти и изнурительными буднями сельских тружеников;

- поднятие проблем исторической памяти («Монархи», «Где сейчас вы, палачи моего народа?»);

- глубокий патриотизм, сыновняя преданность («Засматриваюсь в твои зрачки...», «Лебеди

материнства», где звучат мотивы сказочного дивосвіту и дороги как выбора жизненного пути);

- сатирическая направленность сказок;

- интимная лирика - через исследование философии чувств, от романтического

захват к горькому разочарованию; полна глубины и огня искренних чувств, определенного юношеского максимализма, життєстверджувальної энергии.

Лирический герой:

1) романтичный и влюбленный юноша;

2) зрелый человек с большим жизненным опытом, способна к философским размышлениям.

(«Мир! Кружево сказочное...», «Ты знаешь, что ты человек...», «Я», «Она пришла», «Есть в любви и будни, и праздники...» и др.)

Доминанта - основная, господствующая идея, главный, господствующий принцип, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.

«Лебеди материнства»

Поэзия написана в период, когда В. Симоненко работал в газете «Молодежь Черкащины». Ведущая мысль произведения - самым дорогим для каждого человека есть Родина, которую не выбирают, как и родной мать, а любят такой, как она есть. В начале произведения предстает волшебный мир сказки, что манит и смущает маленького героя. Далее - напутствие матери сыну, котором когда придется отправляться в жизненную дорогу и стоять перед выбором. Монологическая форма повествования придает авторской интонации искренности, откровенности, доверчивости. Особого темпоритма произведения достигнуто благодаря разной силы интонациям: то плавным, спокойным, убаюкивающим, то импульсивным, взрывным.

Автор применяет аллитерации по, повторение согласных р, л, чтобы создать впечатление удивления, таинственности:

Темноту тревожили криками петухи,

Танцевали лебеди в доме на стене,

Лопотіли крыльями и розовыми перьями,

Щекотали марево золотым созвездием.

Аллитерация - намеренное чрезмерное повторение одинаковых согласных звуков с целью создания звукового образа изображаемого или усиление интонационной выразительности речи.

Стих полон народнопесенных символов, сказочных образов, созвучный с колыбельными; его украшают эпитеты и сравнения: «лебеди, как мечты», «сады зеленые», «белокурая хата», «чудо-невесты», «тихие зори», «лебеди розовые», «звезды сургучные» и др.

Мать и Украина неразделимы понятие, материнский образ перерастает в образ - символ Отечества.

Рефреном и заключительным аккордом звучат в стихе слова «Выбрать нельзя только Родину», усиливая значение главной мысли произведения.

Рефрен (повтор) (от франц. «припев») - повторение одинаковых слов или выражений, стихотворных строк или строф в произведении с целью обращения на них особого внимания читателей, подчеркивание мелодичности, ритмичности.