IV. Литература XX вв.
Тема 34. Василий Симоненко (1935 -
1963)
Василий Андреевич
Симоненко принадлежит к
поколение «шестидесятников». Он стремился осмыслить жизнь, обратиться к
духовного опыта личности и истории родного народа.
B. Симоненко предстает перед современным
читателем выразителем народной совести, правды, надежды и веры. Силой своего
поэтического таланта, даром образного обобщения поэт преподнес жизни обычных
людей до уровня общечеловеческих идеалов и проблем, приобщил к духовным
достижениям мировой культуры.
Реализовал себя как поэт (две
поэтические сборники), прозаик (сборник новелл и рассказов), сказочник («Царь Плаксий и
Лоскотон», «Путешествие в страну Наоборот», «Сказка о Обманывала»). Доминанты
творчества:
- постоянное внимание к обычной
человека, ее тревог и проблем, к обыденной жизни;
- протест против бессмысленности эпохи и
пустоты человеческого существования, наполненного громких лозунгов или лжи или
замалчивание власти;
- позиция: каждая личность
представляет собой отдельный космос, самоценный по своей сути, народ - множество
неповторимых индивидуальностей;
- утверждение национального достоинства
отдельного человека, всего народа;
- контраст между победными отчетами
власти и изнурительными буднями сельских тружеников;
- поднятие проблем исторической
памяти («Монархи», «Где сейчас вы, палачи моего народа?»);
- глубокий патриотизм, сыновняя
преданность («Засматриваюсь в твои зрачки...», «Лебеди
материнства»,
где звучат мотивы сказочного дивосвіту и дороги как выбора жизненного пути);
- сатирическая направленность сказок;
- интимная лирика - через исследование
философии чувств, от романтического
захват
к горькому разочарованию; полна глубины и огня искренних чувств, определенного
юношеского максимализма, життєстверджувальної энергии.
Лирический герой:
1) романтичный и влюбленный юноша;
2) зрелый человек с большим жизненным
опытом, способна к философским размышлениям.
(«Мир! Кружево сказочное...»,
«Ты знаешь, что ты человек...», «Я», «Она пришла», «Есть в любви и будни, и
праздники...» и др.)
Доминанта
- основная, господствующая идея, главный, господствующий принцип, основной признак или
важнейшая составная часть чего-нибудь.
«Лебеди
материнства»
Поэзия написана в период, когда В.
Симоненко работал в газете «Молодежь Черкащины». Ведущая мысль произведения -
самым дорогим для каждого человека есть Родина, которую не выбирают, как и родной
мать, а любят такой, как она есть. В начале произведения предстает волшебный мир сказки,
что манит и смущает маленького героя. Далее - напутствие матери сыну,
котором когда придется отправляться в жизненную дорогу и стоять перед выбором.
Монологическая форма повествования придает авторской интонации искренности, откровенности,
доверчивости. Особого темпоритма произведения достигнуто благодаря разной силы
интонациям: то плавным, спокойным, убаюкивающим, то импульсивным, взрывным.
Автор применяет аллитерации по,
повторение согласных р, л, чтобы создать впечатление удивления, таинственности:
Темноту
тревожили криками петухи,
Танцевали
лебеди в доме на стене,
Лопотіли
крыльями и розовыми перьями,
Щекотали
марево золотым созвездием.
Аллитерация - намеренное чрезмерное повторение одинаковых согласных
звуков с целью создания звукового образа изображаемого или усиление
интонационной выразительности речи.
Стих полон народнопесенных
символов, сказочных образов, созвучный с колыбельными; его украшают
эпитеты и сравнения: «лебеди, как мечты», «сады зеленые», «белокурая хата»,
«чудо-невесты», «тихие зори», «лебеди розовые», «звезды сургучные» и др.
Мать и Украина неразделимы
понятие, материнский образ перерастает в образ - символ Отечества.
Рефреном и заключительным аккордом звучат
в стихе слова «Выбрать нельзя только Родину», усиливая значение главной
мысли произведения.
Рефрен
(повтор) (от франц. «припев») - повторение одинаковых слов или выражений,
стихотворных строк или строф в произведении с целью обращения на них особого внимания
читателей, подчеркивание мелодичности, ритмичности.