КРАСОТА РОДНОГО КРАЯ
Василий Симоненко
КОМОЧЕК ЗЕМЛИ
Еще в детстве я ходил в травы,
в шумные, трепетные леса,
где дубы молчали величаво
в каплях ранней росы.
Бежала тропа далеко и терялась,
а мне в беззаботные дни1
навсегда, навеки любимы
нежные и мечтательные песни.
В них звенело счастье неначатое,
радость неописуемая и живая,
когда их выводили девушки2,
как шли в поле на жатву.
Те песни меня прежде всего учили
уважать человеческий труд и пот,
шанувать Отчизну мою милую,
потому что она одна на целый мир.
Потому что она одна за всех нас заботится,
нам дает и мечты, и слова,
силой своей поит3,
лаской своей зігріва.
С ней я всегда буду делить
радости, заботы и печали,
потому что у меня стучит в груди
комочек любимой земли.
1
Беззаботные дни - счастливые дни. 2 Выводили девушки - здесь: пели девушки.
3 Силой
своей поит - дает силу.
Кто? Что?
Когда? Почему? Как?
1.
О чем вспоминает поэт? 2. Что полюбил поэт в детстве? 3. Почему песни
запомнились? 4. Как песни научили поэта любить Отечество? 5. Какой предстает родная
земля в воображении поэта? 6. Почему В.Симоненко
назвал стихотворение
"Комочек земли"?
УПРАЖНЕНИЯ и
ЗАДАЧА
I.
Дополните предложения словами из текста:
1. Небо
відсвічується... .
2
выполнялись на праздничном концерте
3. В школе
нас учат ... труд человеческий .
4. Мама -
... на целый мир.
5.
Писатель часто вспоминает свое детство, свои... .
II. Как вы
понимаете такие выражения:
1.
Шумные, трепетные леса.
2. Дубы
молчали величаво.
3. Бежала
тропа далеко и терялась.
4.
Отечество... лаской своей зігріва.
III.
Составьте небольшие диалоги, употребляя слова и выражения:
а)
детство, ходить, тропинка бежит далеко и теряется, лес, песня, раздаваться,
радость;
б) песня,
труд, уважать Отечество, мои мечты, любить, заботиться (заботиться).
ПОГРАЄМОСЬ!
ОЩУЩЕНИЕ
ПРИРОДЫ
Продолжительность:
10-15 мин.
Принадлежности:
различные предметы, собранные во время прогулки. Пойдите на прогулку в парк или к
леса, наберите веточек, каштанов, желудей, листьев, камней и т.д. Затем в
классе сядьте все в круг и, закрыв глаза, передавайте из рук в руки собраны в
лесу предметы. Участники должны угадать на ощупь каждый предмет. Обсудите это
задачи.