Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 10-х ГОДОВ XX СТ.
ЛЕСЯ УКРАИНКА
И ты когда-то боролась, как Израиль

И ты когда-то боролась, как Израиль,

Украина моя! Сам Бог поставил

против тебя силу неумолимой

слепой судьбы. Окружил тебя народами,

что, как львы в пустыне,

рыкали, стремясь твоей крови,

послал на тебя такую тьму, что в ней

братья братьев не узнавали родных

и во тьме появился кто-то непоборимий,

какой-то дух времени, взывал враждебно:

«Смерть Украине!» - И поднялась высоко

Богданова десница и народы

разбежались, словно шакалы низменные,

братья братьев познали и соединились.

И дух сказал: «Ты победил, Богдан.

Теперь твоя земля обетованная».

И уже Богдан прошел по земле

от края и до края. Праздник согласия

между ним и духом громко состоялось

в золотоверхім городе. Но вдруг

дух предал. Снова тьма, и ужас, и раздор.

И вновь наступил египетский плен,

и не в чужой земле, а в нашей собственной.

А дальше растеклось Красное море

и разделилось по половине,

и вновь слилось воедино, и затопило

кого? Ой, леле! Новый фараон

прошел живой среди Красное море,

но ездок и конь пропал навеки.

Пой, радуйся, ненавистная чужинко,

бей в бубен и в пляс лети с обморок:

конь и ездок в Красном море погиб -

тебе остался наследство на покраси,

потому что ты износишь Украины клейноды,

празднуя над ней победу.

 

Такой для нас был выход из Египта,

словно потоп. Заиграло да и успокоилось

Красное море. Высохло и осталась

безрадостная пустыня после него.

И стал по ней блукать новый Израиль,

по той своей земли обетованной,

словно какая-то отара безпричальна.

Со стадом бродили и пастухи,

ночью за тенью шли, а днем с огнем.

Когда же в их появлялся дух величественный.

что огненным столбом горел во тьме,

а днем шел, как туча грозно-белая,

они не верили своим глазам

и уже разбегались врассыпную окольными путями,

и попадали врагам в плен.

 

Долго ли, еще, а. Господи, долго

мы будем блуждать и искать

родного края на своей земле?

Который мы грех совершили против духа,

что он сломал свой завет большой

тот, взятый с бою воли завещание?

Так доверши же к краю тую измену,

разбей, розсій нас вон по целом мире,

тогда, наверное, тоска по родном краю

научит нас, где и как его искать.

Тогда покажет отец своему сыну

на серебряное марево вдали

и скажет: «Вон земля твоего народа!

борись и добувайся родины,

потому придется погибнут в

изгнании чужой-странником, в бесславии».

 

1 может дастся новый завет

и дух новые напишет нам скрижали.

 

Но теперь? как искать имеем

своему народу землю? Кто разбил нам

скрижали сердца, духа завещание?

Когда кончится тот плен большой,

что нас занял в земле обетованной?

И пока родной край Египтом будет?

Когда погибнет н-о-в-ы-й Вавилон?

 

Комментарий

В стихотворении «И ты когда-то боролась, как Израиль...» Леся Украинка использует библейские легенды о том, как народ израильский искал земли обетованной. Новейшим Моисеем поэтесса увидела Богдана Хмельницкого. Казалось бы, должны воцариться мир и согласие между брата-мы-соседями. Но «предал дух», и снова украинский народ оказался еще в большей неволе на своей собственной земле. Проводники нации тоже не смогли найти общего языка между собой, общей цели - «со стадом бродили и пастухи».

С болью лирическая героиня спрашивает: «долго еще, о, Господи, долго ли мы будем блуждать и искать родного края на своей земле?» Возможно, надо рассеять народ по миру, чтобы грусть по родному краю заставила его бороться и добываться родины, тогда она будет роднее?

Произведение лиро-эпический, полный риторических вопросов, которые передают глубокую озабоченность поэтессы унизительным положением своего края и безразличием народа.