Краткое изложение произведения
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 10-х ГОДОВ XX СТ. ЛЕСЯ УКРАИНКА
И ты когда-то боролась, как Израиль
И ты когда-то боролась, как Израиль,
Украина моя! Сам Бог поставил
против тебя силу неумолимой
слепой судьбы. Окружил тебя народами,
что, как львы в пустыне,
рыкали, стремясь твоей крови,
послал на тебя такую тьму, что в ней
братья братьев не узнавали родных
и во тьме появился кто-то непоборимий,
какой-то дух времени, взывал враждебно:
«Смерть Украине!» - И поднялась высоко
Богданова десница и народы
разбежались, словно шакалы низменные,
братья братьев познали и соединились.
И дух сказал: «Ты победил, Богдан.
Теперь твоя земля обетованная».
И уже Богдан прошел по земле
от края и до края. Праздник согласия
между ним и духом громко состоялось
в золотоверхім городе. Но вдруг
дух предал. Снова тьма, и ужас, и раздор.
И вновь наступил египетский плен,
и не в чужой земле, а в нашей собственной.
А дальше растеклось Красное море
и разделилось по половине,
и вновь слилось воедино, и затопило
кого? Ой, леле! Новый фараон
прошел живой среди Красное море,
но ездок и конь пропал навеки.
Пой, радуйся, ненавистная чужинко,
бей в бубен и в пляс лети с обморок:
конь и ездок в Красном море погиб -
тебе остался наследство на покраси,
потому что ты износишь Украины клейноды,
празднуя над ней победу.
Такой для нас был выход из Египта,
словно потоп. Заиграло да и успокоилось
Красное море. Высохло и осталась
безрадостная пустыня после него.
И стал по ней блукать новый Израиль,
по той своей земли обетованной,
словно какая-то отара безпричальна.
Со стадом бродили и пастухи,
ночью за тенью шли, а днем с огнем.
Когда же в их появлялся дух величественный.
что огненным столбом горел во тьме,
а днем шел, как туча грозно-белая,
они не верили своим глазам
и уже разбегались врассыпную окольными путями,
и попадали врагам в плен.
Долго ли, еще, а. Господи, долго
мы будем блуждать и искать
родного края на своей земле?
Который мы грех совершили против духа,
что он сломал свой завет большой
тот, взятый с бою воли завещание?
Так доверши же к краю тую измену,
разбей, розсій нас вон по целом мире,
тогда, наверное, тоска по родном краю
научит нас, где и как его искать.
Тогда покажет отец своему сыну
на серебряное марево вдали
и скажет: «Вон земля твоего народа!
борись и добувайся родины,
потому придется погибнут в
изгнании чужой-странником, в бесславии».
1 может дастся новый завет
и дух новые напишет нам скрижали.
Но теперь? как искать имеем
своему народу землю? Кто разбил нам
скрижали сердца, духа завещание?
Когда кончится тот плен большой,
что нас занял в земле обетованной?
И пока родной край Египтом будет?
Когда погибнет н-о-в-ы-й Вавилон?
Комментарий
В стихотворении «И ты когда-то боролась, как Израиль...» Леся Украинка использует библейские легенды о том, как народ израильский искал земли обетованной. Новейшим Моисеем поэтесса увидела Богдана Хмельницкого. Казалось бы, должны воцариться мир и согласие между брата-мы-соседями. Но «предал дух», и снова украинский народ оказался еще в большей неволе на своей собственной земле. Проводники нации тоже не смогли найти общего языка между собой, общей цели - «со стадом бродили и пастухи».
С болью лирическая героиня спрашивает: «долго еще, о, Господи, долго ли мы будем блуждать и искать родного края на своей земле?» Возможно, надо рассеять народ по миру, чтобы грусть по родному краю заставила его бороться и добываться родины, тогда она будет роднее?
Произведение лиро-эпический, полный риторических вопросов, которые передают глубокую озабоченность поэтессы унизительным положением своего края и безразличием народа.
|
|