Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жизнь и творчество Романа Андрияшика

 
 
(1933 г. рожд.)

P. Андрияшик родился 9 мая 1933г. в селе Королевке на Тернопольщине. В 1964p. окончил факультет журналистики Львовского университета, работал на журналистской и издательской работе. Характерной особенностью творчества писателя является то, что он сразу же заявил себя как талантливый романист. Первой его книгой стал роман «Люди из страха» (1966). Проза Андрияшика - антимонументальна. В ней нет ни эпохальных событий, ни эпохальных героев, ни идей-памятников. Субъективное отношение к действительности, с чем вышел писатель уже в первом своем произведении, было принципиальным.

Стилевой доминантой этой прозы станет лирико-трагическая тональность. За ней открывается широкий романный пространство, в котором раскрытие внутренних импульсов, особенностей психики героя также разрушало псевдоепічну целостность мира.

Отрицая традицию монументализма, отбрасывая провинциальный социально-бытовое письмо, Андрияшик насыщает текст интеллектуальным содержанием: различными философскими, поэтическими реминисценциями, цитатами и т.д. Для шестидесятников-прозаиков определяющим стало открытие Е. Хемингуэя, Г. Белля, потому что это было прежде всего новое прочтение трагедии войны. Тема войны в творчестве Г. Андрияшика занимает также значительное место, вырастая в проблему мужской судьбы.

Главный герой романа «Люди из страха» - участник первой мировой войны. Защищая политические амбиции Австро-Венгерской империи, он переживает нелепую и абсурдную для украинца войну. Отсюда, от пережитого, придет понимание, что достоинство и всевозможные невыдуманные мужские добродетели нельзя испытать на войне, где от человека требуется лишь ее бездумная, механическая участие. Достоинство, мужество приходят с «волей». А величие человека раскрывается лишь при благоприятных общественных обстоятельств. Эти мысли, высказанные Прокопом Повсюдою, расходились с традиционной точкой зрения, согласно которой человека испытывают обстоятельства.

Так же и герой романа «Домой нет возврата» (1976) Оксен Супора, посторонний, чужой воюющем мировые гуцул, мечтает о надежно устроена жизнь, изо всех сил старается выжить. Страх перед бесконечностью войны, потерей родины и вообще страх перед физическим истреблением превращает его на обреченного беглеца. В полной безнадежности, познав невероятную радость любви к женщине, он узнает на полную силу и неиссякаемую осоружність одинокого и испорченной жизни.

Продолжая художественное исследование войны на другом этапе нашей истории, писатель завершает его в романе «Сад без листопада» (1980). Герой произведения - современник автора, уволенный в запас офицер советской армии, что стал заложником атомного оружия, жертвой ядерного облучения. Г. Андрияшик одним из первых в украинской литературе задумывается над человеческими жертвами подпольной атомной войны. Человечество, утверждает писатель, живет предчувствиями новой разрушения.

Одной из сквозных проблем творчества писателя является переживание национального чувства. В романе «Люди из страха» автор опирается на события 1916 - 1919 гг. в Западной Украине, обозначены распадом Габсбургской империи, провозглашением и крахом Западноукраинской Народной Республики. Это было время надежд, сомнений и неверия. Г. Андрияшик изображает две политические силы - сторонников национальной идеи и социальной революции. Его герой устал от политики, стремится в «этом содоме» сохранить свою отдельность, свое самостоятельное существование, ибо «стужився за самим собой», устал изначальным неустроенностью своей нации.

Упадок республики, крах надежд усиливают пессимистические настроения героя относительно украинства. Люди из страха не могут творить историю. «Жертвы, посвящения, самоотречения» националистов, патриотов кажутся Прокопу «устрашающе гадким делом», где «только шума много», где можно оправдать свое бездействие. Все это можно назвать «трагедией упадка», которую разыгрывают амбициозные «плаксы», не способны на собственную государственность - так иронизирует главный герой романа.

В романе «Люди из страха» Андрияшик пытался согласовать официальную идеологическую доктрину относительно национально-освободительной борьбы в Западной Украине со своим патриотическим чувствам - это повлекло идейную непоследовательность произведения.

Гадкий, «темный», «гадючкуватий», с перекошенным ненавистью лицом, Онисим Невечір, хотел того автор или нет, неадекватно характеризует национально-освободительное движение в Западной Украине. Подобную же миссию выполнит в «Саде без листопада» Юрий Верхоляк. Так, собственно, завершается начатая в первом романе критика «буржуазных националистов». Но это будет уже в 80-х. А посередине этого периода еще получится «Полтва».

Этот роман был опубликован в журнале «Знамя» (1969. № 8-9). Значительно переработан, лишенный главных идейных акцентов, произведение вышло в 1982p. под новым названием «Думная дорога». В «Полтава» Андрияшик обращается к истории польской оккупации Галичины, до чрезвычайно красноречивого факта тех времен - деятельности «первого и единственного в мире подпольного университета» в условиях жестокой полонизации в Западной Украине.

Символично само название произведения. Полтва - это река, что течет под Львовом. Ее замуровали в бетон. Но люди помнят, что «под чугунной декой клекочуться и бьются о стены темные запененные потоки» некогда чистой реки Полтвы. Загрязнена нечистотами, эта подневольная река вырастает в романе к символу развращенные жизни, подчиненного общественной беззаконию.

Вдумчивому читателю нетрудно было провести аналогии с советской действительностью, в частности с тем, как пристально вистежувались и викорінювались в ней всевозможные ростки национально-освободительного движения.

В «Полтава» отчетливо прослеживаются две тональности - трагическая и героико-оптимистическая. Она прежде всего связана с двумя персонажами - Мартой и Юлианом. Мартой Чорнезою писатель называет свою героиню, этим подчеркивая свой замысел образа «трагически мечтательной женщины. А Юліанове фамилия - Хозяин. И оно ассоциируется с уверенностью, победой.

В «Думній дороге» образ Юлиана, по сути, затушевана, таким образом лирико-трагическая тональность становится определяющей, а образ Марты - главным. Идейное содержание этой переработанной редакции романа направляется в историческое прошлое украинского народа и не касается современного и будущего.

Написан на волне национального возрождения, роман «Полтва» был неожиданным ударом по тоталитаризму. Официальная критика сразу отреагировала на это. Потерпев политических обвинений, Андрияшик вынужден был пойти на определенный компромисс со своими убеждениями. В середине 70-х годов писатель, прислухаючися до социального заказа «воспроизводить героические будни рабочего класса», издает роман «Кровное дело» (1978) - вещь, безусловно, компромиссную, прямолинейную, но в потоке тогдашней «производственной прозы» она все же отличалась большей художественностью.

В конце 80-х Г. Андрияшик публикует роман «Сторонец», где создает художественный портрет Юрия Федьковича. Он был офицером императорской армии и немецким римотворцем. На родной земле, куда после военной службы вернулся на покой, здесь, в «безгомінному запусті», в Сторонке-Путилові, ему суждено стать украинским писателем.

Федькович в трактовке Андрияшика - убежденный нонконформист. Именно такая позиция усиливает затворничество этой творческой личности не только в обществе, но и в личной жизни. Образ «к краю одинокого, безродного, безрадного», непокорного, неприспособленного мужчины и художника особенно близок автору, о чем свидетельствуют его предыдущие произведения.

Отражена в его творчестве трагедия человеческой жизни, лишенного уверенности и самоценности, означала восстановление гуманистического пафоса нашей литературы, которая от общественных и социальных проблем эволюционировала к проблемам человеческих, индивидуальных. В своих произведениях Роман Андрияшик вплотную подошел к проблеме насилия общества над человеком, осуществляемого в различных формах (войны, национальное, социальное рабство и т.п.), а также к проблеме страха, вызванного этими негативными явлениями. Он показал не только подневольный человека, но и «мозаику человеческого неприятия» чужого мира.