Статья
Жизнь и творчество прозаика Бориса Лавренева
Существует мнение: какая эпоха - такие и люди.
Привыкло считают, что время влияет на общественное и индивидуальное сознание значительно больше, чем это происходит на самом деле. Но эпоха, время, история не делаются собственно историей, временем, эпохой. Эти категории всегда зависимы от людей - их поступков, идей, убеждений. Сутки является такой, какой ее формируют заурядные и незаурядные личности.
Конец ХІХ - начало ХХ веков неслучайно стал одним из апогеев мирового радикализма. И дело не только в "грани веков". Чувства, деяния, концепции различных слоев общества тогда были насквозь проникнуты радикальными приоритетами. Это касалось не только социально-идеологической сферы, но и литературы, искусства, культуры. Радикализм в то время был такой же интеллектуальной необходимостью, которой сейчас становится отказ от него. Общество находилось в состоянии эмоционального подъема, романтического видения себя и будущего. Радикально мыслили не только европейские политики, но и представители различных национально-культурных элит.
Радикальные предпочтения были свойственны и популярном в 20-е - 50-е годы ХХ века писателю Борису Лавреньову. Свое тяготение к неожиданных, экстравагантных поступков, которое было присуще ему еще с подростковых лет, художник отразил в рассказе "Марина".
"Когда я заканчивал четвертый класс, математик, по прозвищу "Чугунный кисель", посадил меня в четверть двойку по алгебре.
Отец повертел в пальцах синюю книжечку, ударил ей меня по носу и брюзгливо процедил:
- Лодырь!.. Не кончишь гимназии, останешься паразитом на моей шее. Сам себя не прокормишь!
Это было уже чересчур. Вечером я взломал бабушкин шкатулку, вынул из нее двадцать пять рублей и ночью уехал на "Князе Суворово" в Одессу".
Так в одном из ранних рассказов Борис Лавренев выложил экзотический эпизод своего отрочества - романтический побег из дома через школьные неурядицы. (Надо отметить, что она произошла не после четвертого класса гимназии, как это происходит в произведении, а после пятого. Впрочем, как известно, художественные реалии не всегда должны полностью совпадать с документальными). Путешествие так же романтично закончилась, как и началась. Критик Є.Сурков, который хорошо знал Лавренева, часто с ним общался, рассказывал: "Тогда, на зарегистрированный только что еще рождавшегося ХХ века, юнгу Бориса Сергеева вернули домой. В одном из портов на палубу парохода поднялся русский консул и лично препроводил юнгу французского торгового флота до Киева. Откуда Борю вернули в радостно раскрытое ему навстречу лоно семьи".
Впечатление подростковых и юношеских лет, проведенных писателем в Херсоне, не часто находили отражение в его произведениях. Такой, вероятно, была специфика его художественного дарования. Тем более интересными, ассоциативными есть те страницы его прозы, где встречаются хорошо знакомые нам, таврийцам, названия и характерные места.
В авантурній и трагікомедійній новелле "Происшествие" действие происходит в городке, колоритный и ироничный образ которого Лавренев обрисовал, используя отдельные черты родного города:
" ...Поселения основалось, расползаясь по косогорам, выперло в небо колокольни двух церквей, отмечалось на карте кружком четвертого разряда, и была в нем Суворовская улица, по которой вечером блуждали стада краснощеких прелестниц и их кавалеров, вперемежку с возвращающимися по домам стадами коров и грязношерстных степных овец.
Суворовская улица густо заросла темной листвой акаций, сквозь которую горели и пылали баканом и ярью вывески лавчонок".
Суворовская улица - это атрибут и символ Херсона, без которого невозможно представить экспрессивную, ритмичную и характерографічну специфику города. Эта улица значит для него то же самое, что Андреевский спуск для Киева, Невский проспект для Петербурга. И эту примету родного города писатель передал в упомянутом рассказе.
Художественный талант Б.Лавреньова заключался в умении замечать и художественно интерпретировать особенное, отличное в окружающей действительности - человеческих натурах, пейзажах, бытовом интерьере, общественных событиях и тенденциях. У него был талант выделять типичное и необычное в архитектуре жизни и сознания.
Борис Андреевич Сергеев (псевдоним - Лавренев) родился в губернском Херсоне в конце XIX века, в середине лета - 17 июля 1891 года. Заканчивалась эпоха одних потрясений и начиналась эра новых, еще более глубоких и масштабных. Общество находилось накануне бунтов и войн. Но тогда - в последние годы ХІХ века еще было относительно тихо и спокойно.
Таврический край был чрезвычайно выразительное. Б.Лавреньов любил его сочные пейзажи, густые и насыщенные краски. Сама природа как будто развивала художественно-метафорическое видение. Мыслить конечно, не образно было не только не интересно, но и не адекватно относительно специфики внятной таврической природы. В статье "Моему юному другу", написанной в 1957 году, за два года до смерти, Лавренев изобразил жизнь Херсона начала века. Он вспоминал, что жил в большом городе на берегу полноводной реки, недалеко от моря. В этом городе живут сто тысяч человек.
Темная, как чернила, летняя ночь юга. Сверкают в вышине серебряные капли звезд. Чуть слышно шуршат под оценочным ветерком тополи и акации".
Генеалогия писателя отличалась военными корнями и традициями. Отдельные его предки не только остались в истории российской военной и дипломатической дела, но и попали в историографических исследований. Этим Б.Лавреньов гордился и в заметках отмечал: "...С материнской стороны имеются полковники стрелецкого приказа при Алексее Михайловиче и думные дьяки, ведшие дипломатические переговоры с черкесами при Петре I - Есауловы, и другие воинские люди, в том числе упомянутый во 2-м томе "Крымской войны" академиком Тарле мой дед, командир Еникальской береговой батареи Ксаверий Цеханович".
Полностью исследовать семейное дерево оказалось невозможным, и Лавренев высказывал сожаление по этому поводу: "К сожалению, не могу ничего сказать о предках отца, так как, потеряв родителей в возрасте полутора лет, воспитываясь у чужих людей и в интернатах, вон семейных преданий не сохранил".
Детство и юность писателя прошли под знаком культуры.
Воспитывался он в семье учителей. Отец - Андрей Филиппович - служил преподавателем литературы, был проницательным педагогом, разбирался в художественном творчестве, искусстве и стал первым критиком поэтических попыток Бориса. Крестный - Беккер Михаил Евгеньевич, городской председатель Херсона, незаурядная и высококультурный человек - тоже немало внимания уделял развитию Бориса.
Основными увлечениями Бориса Сергеева детства стали книги, живопись и театр. Читал он очень много. Из русской литературы его кумиром был Лермонтов как поэт, так и прозаик. Борис выделял также повести л. толстого, пьесы Чехова, рассказы И.бунина, поэзию А.блока. Предпочтение отдавал западноевропейской литературе. Он ценил Стендаля, Флобера, Мериме, Мопассана, Франса, Стивенсона, Диккенса, Сетон-Томпсона. Ему импонировали такие черты европейской художественной культуры, как гостросюжетність и психологизм. Особенно высоко он ставил Стивенсона, которого называл "несравнимым" писателем.
Первые сознательные литературные работы пришлись на четырнадцать лет, когда под впечатлением лермонтовское "Демона" и с подражанием его за три летних месяца Борисом было написано достаточно обширная по объему (в 1500 строк) поэму "Люцифер". Про историю со своим первым литературным произведением Б.Лавреньов вспоминал в конце жизни, в 1957 году, в процессе написания творческой автобиографии.
"Вложил в тетрадку с переписанной начисто поэмой закладку из георгиевской ленточкы для красоты, я отдал ее на суд отцу, преподававшему историю русской литературы, или, по тогдашней номенклатуре, "словесность". Отца я не только любил. С первых сознательных лет я привык глубоко уважать его," - рассказывал Лавренев.
Произведение было по-настоящему ученическим - написанным учеником и на ученическом уровне. О том, как Андрей Филиппович подверг "Люцифера" ироничный и уничножающей критике, писатель также рассказал в "Автобиографии".
"Через несколько дней, вечером, позвал меня в кабинет, отец, указывая на лежащую перед ним поэму, довольно сухо спросил:
- Каким размером э т о написано?
- Я сразу понял, что он не хочет назвать э т о ни поэмой, ни даже просто стихами, и, облизнув сразу пересохшие губы, робко сказал:
- Четырехстопным ямбом, папа!
- Ты уверен? - усмехнулся отец и после паузы нанес удар:
- Э т о, милый мой, может быть, хромой, колченогий, параличный, но никак не четырехстопный и даже вообще не ямб, а каша.
Я стоял, опустил голову.
- Мыслишки кой-какие воробьиные есть, - мягче сказал отец, - но рано лезть на штурм таких тем. Возьми, спрячь! Вырастешь, сам повеселишься, перечитал.
Ы, л асково потрепав меня по вихрям, вернул тетрадку".
Тяга к поэтическому творчеству не был единственным художественным самовиявом Б.Сергєєва. Живя и учась в Херсоне, он увлекся живописью - писал этюды и небольшие картины, которые экспонировались в родном городе на различных выставках (Є.Сурков), и рассматривал возможность посвятить жизнь малярной делу.
Заметное влияние на Бориса произвели знакомство и тесные отношения со знаменитыми в будущем Давидом и Николаем Бурлюками (путь к дружбе оказался очень коротким - Николай Бурлюк был одноклассником Бориса в херсонской мужской гимназии) и юным Владимиром Маяковским. Они собирались среди таврийских просторов, в Черной Долине, где находилась экономия графа Мордвинова. Там, на глазах у Бориса Сергеева, Давид Бурлюк со своим закадычным лорнетом формулировал теоретические основы модернового художественного мышления.
В Таврии зарождался отечественный футуризм, на много лет своими художественными достижениями опередил и определил развитие западной авангардной культуры. Особое впечатление в Черной Долине произвел на Бориса Сергеева "совсем еще юный, в рваной черной карбонарской шляпе и черном плаще с застежками из золотых львиных голов, похож на голодного грача Владимир Маяковский". Б.Сергєєв тогда еще не определился со своим литературным будущим и решал ділему: "Для меня, как и для Маяковского, еще не был решен вопрос: вступать ли на тернистый путь поэзии или просто поступит в Училище живописи, ваяния и зодчества?"
Через Бурлюків и Маяковского он познакомился почти со всеми тогдашними футуристами, которые, благодаря своей непредусмотрительности, экстраординарности, составляли весомую долю художественной богемы. Молодой поэт из Таврии вошел в ее круг.
Он вслушивался в позиции и мнения Д.Бурлюка, Северянина, Шершеневича, Крученых, Третьякова, Хрисанфа, Большакова и других культовых и напівкультових художников начала ХХ века, ходил и организовывал собрание различных футуристських группировок, о чем позже рассказал в воспоминаниях "Встречи с В.В.Маяковским".
Там, где Бурлюки и Маяковский, там, где Шершеневич, футуризм и экспериментаторство, - там и поэзия, поиски искусства в себе и себя в искусстве. Борис Сергеев активно начал писать стихи. Правда, к "гілейців", "всемирян" (В.Хлєбнікова, Д.Бурлюка, В.маяковского и др.) он не пристал. Ближе показался ему другое направление футуризма.
Первую поэзию Б.Сергєєва напечатала херсонская газета "Родной край" весной 1911 года. Началось увлечение одним из течений модерн-литературы - егофутуризмом. Значительно позже Лавренев довольно иронично вспоминал о периоде своего поэтического дебюта. Он писал так: "Фильтрующийся вирус футуризма быстро проник в самые незаметные щели, поражал самых тихих поэтов. Вирус дробился, меняя очертания, маскировался, принимал вид то "эго", то "кубо", то просто футуризма. Вирус сразил и меня. Я нырнул вниз головой в эгофутуристическое море".
Б.Сергєєв начал довольно оживленную поэтическую деятельность. Его стихи появлялись рядом с произведениями именитых и резонансных фигур в российском модерновом искусстве.
в 1912 году в альманахе "Жатва" было помещено несколько произведений Б.Сергєєва - легенду "Маки" и ряд стихотворений. Вскоре в альманахе егофутуристів "Мезонин поэзии" напечатаны новые стихи поэта-модерниста из Херсона. Є.Сурков, исследователь творчества Лавренева, свидетельствует, что в 1913 - 1914 годах издательство егофутуристів, что имело такое же название, как и их альманах - "Мезонин поэзии", сообщало, что должны увидеть свет два поэтических сборника Б.Сергєєва - "Поэмы" и "Воздушный кораблик", но сведений о том, что эти книги появились в печати, нет.
Вхождение в литературе не стало для Б.Лавреньова бесконфликтным.
Антивоенные настроения рассказа "Гала-Петер", написанного в 1916 году (молодой поэт добровольно отправился на фронт, чтобы, как он сначала считал, защищать Отечество), были по достоинству оценены цензурой. Рассказы, уже подготовлено к печати, было запрещено, рукопись изъята, верстка рассыпано.
Бороться с литературой и "не таким мышлением" у нас научились давно. Это делалось директивно и безваріантно. Писателей - то молодых, как в случае с Б.Лавреньовим, то известных, как, например, уже в советское время В.Некрасова, А.солженицына, В.Аксьонова и других, - по распоряжению "сверху" просто переставали печатать.
Октябрь 1917 года Б.Лавреньов не принял. В нем писатель увидел разрушение и гибель страны. Мировоззренчески, духовно он разделял общедемократические идеалы февральской революции. Перспективу построения "нового" общества он сначала отвергал, считая ее (и перспективу, и построение) алогичной.
Первая реакция Лавренева на власть большевиков была резко отрицательной. Он не хотел жить в том государстве. "После Октября я поехал на юг навестить своих стариков. Душевное состояние у меня было смутное, в голове сумятица и разброд. Мрачные эксцессы, которые мне пришлось видеть перед Октябрем и после, в первые недели, очень разболтали мне нервы. И в первый же день, зайди в кабинет отца, я спросил у него совета: что делать и как жить дальше? Может быть, стоит уехать на время за границу и вернутся, когда жизнь наладится?.." - вспоминал писатель в последние годы жизни. (Это воспоминание датировано 1957 годом, сохранена орфография автора).
Однозначное неприятие большевистской революции подталкивало его к эмиграции - временной или постоянной. Душевное состояние сына сменил отец. Пламенной речью он убедил Бориса остаться на родине, аргументируя этот выбор тем, что народ никогда не ошибается и надо быть всегда по одну сторону баррикад с народом. И вскоре молодой поэт резко меняет свои социальные симатії. Из радикального оппонента советской власти он становится ее ярым сторонником и защитником.
Осенью 1918 года Б.Лавреньов принимает еще одно кардинальное решение, которое существенно повлияло на его судьбу и творческие интересы, - во второй раз идет на фронт. На этот раз в составе красной армии. В ней он находился на руководящих военных должностях: был командиром бронепоезда № 6, первым красным комендантом Алушты, начальником артиллерии в полевом штабе Подвойского.
Как кадровый военный он был на своем месте. Его отличали энергичность, надежность, изобретательность, настойчивость в выполнении сложных задач. В одном из документов, что характеризует конкретную ситуацию периода гражданских беспорядков в Украине, находим такое красноречивое свидетельство:
"...т.Лавренев проявил большую энергию по созданию артиллерийского завеса на линии ж.д. между ст.Мироновка и ст.Белая церковь. Ввиду недостатка артиллерийских средств для воспрепятствования прорыву банд через полотно дороги на юг т.Лавренев с командой моряков из охраны штаба организовал постройку местными средствами двух бронеплатформ для поддержки оперировавших против Зеленого (известного атамана - Я.Г.) курсантской бригады и интернационального кавдивизиона".
Писатель принимал участие в национально-гражданской войне в Украине, Крыму, работал в военно-журналистских изданиях Средней Азии (на Туркестанском фронте).
За период двух войн Лавренев дважды был сильно физически поврежденным. В первую мировую он был отравлен ипритом, после чего он всю жизнь мучился болезнью легких, в национально-гражданскую получил опасное ранение в ногу, что чревато гангреной. Ампутации удалось избежать, однако строевую службу писатель вынужден был прекратить.
К постоянной литературной работы Б.Лавреньов вернулся в начале 20-х годов ХХ века, когда жил и занимал журналистские должности в Ташкенте. Там он немало писал, выступая прежде всего как публицист. Работал он и в области прозы, печатая газетные очерки и рассказы.
Впечатление от социальных катаклизмов, различных психологических коллизий, драматических перипетий 1915 - 1922 годов были настолько большими, панорамными, что Лавренев начал работу над романом-эпопеей, в которой пытался отбить все свои основные впечатления от увиденного и пережитого.
Титанический труд был завершен, роман дописан, однако он вышел тематически и стилистически разнородным, композиционно несовершенным. Писатель вспоминал: "В 1923 году я привез из Ташкента в Москву рукопись романа - 1600 страниц, собственноручно напечатанных на машинке!!! В Москве, в редакциях, когда посмотрели на эту рукопись, занявшую целый чемодан, ахнули: "Да это же материал на полдюжины книг". Действительно, из этой рукописи получились и "Ветер", и "Рассказ о простой вещи", и "Сорок первый", и "Седьмой спутник".
Некоторое время художник еще обращался к стиховых форм, но, по его же признанию, в 1923 году он сделал окончательный выбор в пользу прозы.
В декабре 1923 года Б.Лавреньов переезжает в Ленинград, там демобилизуется и в возрасте тридцати двух лет, имея за плечами немалый жизненный запас, приступает к активной писательской деятельности.
Первые прозаические публикации Бориса Лавренева, появились в 1924 году в ленинградских журналах "Красный журнал для всех" и "Звезда", встретили сдержанную критику. Рассказ "Звездный цвет", "Сорок первый", повесть "Ветер" были замечены сразу, но "привели в недоумение и растерянность рапповскую критику того периода. Она длительное время разглядывала меня со всех сторон, пытаясь разрешить загадку, кто же я такой в плане литературно-социального облика? Свой ли "в доску", по принятому жаргона, или подозрительный попутчик? В конце концов схоластический диспут закончился тем, что меня оставили в попутчиках, снисходительно приклеив этикетку "левый", - с характерной для него самоіронічністю писал Лавренев.
В 20-е годы - период наивысшего творческого взлета писателя - его прозу нечасто сопровождала доброжелательная аналитическая критика. Некоторые его произведения были созвучны доминирующим в литературе мотивам и трактовкой. Драма "Разлом", роман "Крушение республики Итль" и другие произведения в той или иной степени соотносились с идеями официальной идеологии. В то же время во многих рассказах, повестях Б.Лавреньова этого периода воспроизводились ситуации, характеры, свидетельствовали о стремлении художника идти своим, оригинальным путем, о том, что эстетические ценности писателя не всегда соответствовали официально-идеологическим установкам (рассказы "Происшествие", "Моль", "Небесный картуз", "Отрок Григорий", "Конец полковника Девишина", повесть "Таласса" и др.).
Писатель использовал множество псевдонимов. Это "Бэк", "С.Натальський", "Лавренев" и др. С началом литературной деятельности он чувствовал потребность в них. Выбор пришелся на последний. Художник так изложил мотивацию окончательного варианта своего псевдонима. "В литературе уже был один Сергеев - Ценский. Нужно было как-то дифференцироваться от него.. придумывать какую-нибудь приставку по месту рождения или жительства, называться Сергеев-Херсонский или вроде этого - было глупо. Я взял себе фамилию одного из родственников, сперва как псевдоним, а с 1922 года окончательно принял эту фамилию". От Бориса Сергеева к б.лавренева было расстояние в тридцать один год.
Б.Лавреньов - личность многих творческих профилей. Он не сдерживал себя в творческих порывах, писал в разных жанрах, литературных формах, направлениях. Есть в его наследии сложные произведения и "проходные" литературные работы, есть среди его произведений художественные долгожители и актуальные однодневки, есть у него широковизнані образы, сюжеты и неизвестные шедевры.
Борис Лавренев - поэт, автор рассказов, очерков, повестей, фельетонов, романист, драматург, публицист, литературный критик, мемуарист - художник такой же неровный, концептуально противоречив, как и его парадоксальная сутки. Наиболее ярко он проявил себя как прозаик, самобытный талант которого раскрылся в небольших по объему произведениях.
Отличительной чертой Лавренева-прозаика было то, что он выписывал оригинальные характеры в неожиданных и экстремальных ситуациях. Основой многих его произведений служили конкретные люди, которых он знал или о которых слышал, и ситуации, с которыми он сталкивался или которые коллекционировал в своей памяти. Эти реальные факты писатель тщательно отшлифовывал, насыщал собственной художественной фантазией, выстраивал в самобытный сюжет. Показательным в этом плане является история написания знаменитого рассказа "Сорок первый", что стало визитной карточкой наследия Б.Лавреньова.
Сам писатель рассказывал о реальную основу произведения так: "В образ Марютки целиком вошла девушка-доброволец одной из частей Туркфронта Аня Власова, часто бывавшая со своими стихами в редакции "Красной звезды" (фронтовой газете, выходившей в начале 20-х годов в Ташкенте, - Я.Г.), которые мной и цитированы без изменений... А Говоруха-Отрок такой же реальный поручик, захваченный одним из наших кавалерийских отрядов в приаральских песках. Я и свэл этих персонажей вместе, придумал робинзонаду на острове Барса-Кельмес".
Є.Сурков добавляет к этому рассказу писателя еще один важный штрих: "Природа приаральских песков, через которые пробирается отряд Евсюкова, как и пейзажи Аральского моря, навеяны личными впечатлениями Лавренева, бывавшего в этих местах в то самые годы, когда происходит действие в рассказе".
Жизнь не была для Бориса Лавренева однообразным обыденностью. Наоборот, он воспринимал его как феерию выразительных, праздничных событий. Жизнь (как внешнее, так и художественное) было наполнено для него трагікомедійних коллизий - драматических, неординарных, забавных, наивных, загадочных. Писатель ценил поэтику необычного, романтичного, захватывающего. Это отразилось в таких его прозаических произведениях, как "Происшествие", "Моль", "Ветер", "Седьмой спутник", "Комендант Пушкин", "Таласса", "Парусный летчик" и многих других. В них изображено неожиданный ракурс человека и жизни.
Борис Лавренев вошел в историю литературы как художник небуденності и экзотических сюжетно-психологических столкновений.
Особое значение художник придавал художественной форме произведения. Рассказы и повести строились как цепочка коротких разделов, законченных сцен, ярких видеороликов. Каждая сцена характеризовалась самоцінністю и представляла собой самостоятельную картину, что входит до сложного художественного целого. Прозаические произведения Лавренева отличались внутренней кинематографичностью и разворачивались перед читателем как стремительное движение разделов-кадров.
Специфика его творческой манеры обусловлена доминантой событий, психологической наснаженістю непредвиденных изменений в произведении. Психологизм его художественных реалий является скрытым, растворенным в сногсшибательном руси событий. Он проявляет себя в деталях, иногда малозаметных, в отдельных высказываниях персонажей. Рассказы и повести Б.Лавреньова передают необычайную духовную, внутреннюю напряжение, что ею были проникнуты первые десятилетия ХХ века. Это напряжение часто носила сверхчеловеческий характер и была выше физические возможности человека.
Именно поэтому внутренний конфликт в его прозе реализовывался в столкновении реальных потенций человеческой природы и тех тяжелых испытаний, которые ей пришлось перенести. Главный персонаж "Рассказа о простой вещи" председатель губернского чека Дмитрий Орлов, которого в рассказе называют "известным садистом, истязателем и палачом", в минуты чрезвычайной душевного напряжения раскрывает Семенухіну, своему коллеге по партии и революционному делу, свое духовное состояние:
" - Да, я нервничаю. Я не машина, наконец, черт возьми! В силу всех известных тебе обстоятельств я прошу ревком освободить меня от работы и переправит за фронт. Я могу просто не выдержать бесконечного напряжения, сорваться и еще больше навредить делу. Примите это все во внимание. Камень тоже может расколоться".
Образное обобщение, что длительные изнурительные нагрузки, которые выпали на долю человеческой психики, ума начале ХХ века, являются неестественными, алогичными, антиприродними, отражено в алегорійно-психологической формуле "Камень тоже может расколоться". На столкновениях человеческой натуры с невозможно сложными духовными испытаниями времени, эпохи, истории и построено немало произведений художника.
Борис Лавренев принадлежит к числу тех немногих отечественных писателей, которые культивировали сюжет в своем творчестве (традиции Мериме, Стивенсона, Киплинга). Художник работал над отточенностью, оригинальностью, динамичностью сюжетной основы. Он ценил напряженность и интригу в художественный действия. Лавренев длительное время мог вынашивать, обдумывать сюжетные линии произведения до того внутреннего состояния, чтобы их четко видеть и чувствовать. Писать садился только тогда, когда сюжетную ткань, диалогические узоры, психологические мотивации было продумано до нюансов. Так, рассказ "Сорок первый" было написано за два дня, поскольку оно полностью жило - и на сюжетном, и на персонажной, и на языково-интонационном уровне - в сознании художника.
В плане отношения к разработке художественной формы, сюжетной концепции произведения Лавренев был продолжателем западноевропейской эстетической традиции, что он осознавал и считал за достоинство собственной творческой манеры.
Проза Б.Лавреньова 20-х годов - это лаборатория работы со словом. Он был одним из ведущих стилистов, образомовців того периода, насыщенно и романтично мыслил словом, чувствовал мир необычно, в многочисленных красках, тонах и полутонах; собственное видение мира воплощал в романтично капризных и тем ценным метафорах, сравнениях, эпитетах. Для рассказа "Марина" характерным является, например, такой лирический фрагмент:
"Степь и море.
Море, как степь, и степь, как море.
А над этим небо - персидская тающая бирюза, и заправлены в нее розовые облачные жемчужины, и солнце сыплет пшеничным зерном, а по вечеру цепляется за кудрями зеленые гребешки волн."
Или такие образные построения из этого же рассказа:
"Горели июльские дни.
Когда горят июльские дни у моря, звенит небо хрустальным звоном, и звенит кровь в сердце, и сердце становится тяжелым, как золото."
Здесь каждому слову присуще ассоциативный подтекст, что и создает тональность образно-метафорического словесного богатства.
Прозе Лавренева 20-х годов был характерен изобразительный романтизм, который реализовался в каскадах оригинальных, акцентированных эпитетов, сравнений, развернутых метафорических конструкций.
Отмечая особенности его творчества, надо подчеркнуть, что у писателя был заметен влечение к художественно-публицистических обобщений, создания публицистического "портрета" своей эпохи. Он не довольствовался собственно повествованием в характерах, искусным развитием сюжета, изображением персонажей. Писатель непосредственно характеризовал события и время, подчеркивая их насыщенность и трагизм. В наиболее глубоких лирико-социальных фрагментах Б.Лавреньов метко и портретно изображает свою сутки в обобщенных образно-логических характеристиках. В новелле "Происшествие" рельефно, с использованием приема "крупного плана" передано быстротечность, изменчивость и контрастность процессов в Украине периода национально-гражданских столкновений.
"Шел кровавый девятнадцатый ч.
В больших огородах под рявканье пушек, пулеметный лай и трескотню винтовок ежемесячно менялась власть.
По улицам двигались возбужденные толпы с пением и знаменами - то краснеющими кровавыми лепестками, то трехцветными, то желто-голубыми, то черными, то, наконец, - черт знает какого цвета и масти.
Дома покрывались ранами вот стальных укусов, горели, рушились. В них ломалась и перетаскивалась мебель. Нагло стрепетали ундервуды, за которыми сидели одинаковые при всех режимах кудерчатые и бантиковые фигуры, по вечерам гулявшие при Советской власти с комиссарами, при вторых - с офицерами, но при всех властях одинаково податливые и равнодушные ко всему, кроме пайка.
Хмуро молчали гудки заводов, люди в кепках и шерстяных шарфах уходили, сжимая челюсти и винтовки, в неизвестную даль, а за окраинами росли города мертвых, присыпанные глиняными, неумелыми насыпанными холмиками".
Борис Лавренев чувствовал и проявлял художественные потаємини слова. Словом он точно и кратко рисовал сцены, характеры, словом он передавал драматические, ироничные и психологические интонации, ритмику повествования, композиции, словом он добивался выразительной стилизации отдельных своих произведений под вершинные достижения мировой и национальной литературы.
Писатель ярко воспроизводил колорит разговорной, повседневной речи. Сочность, непосредственность, живость диалогов усиливают художественный эффект его прозы.
Немало персонажей Лавренева - это выходцы из низов. Их язык является неуклюжей, комичной, характер их мыслей является прямолинейным, наивным и прозрачным. Своим вещанием его персонажи с высокой долей точности характеризуют себя и свой трагикомедийный время. Художник стремился целостности персонажа путем внутреннего единства его речевых, портретных и поведенческих черт.
Разговорные ситуации в произведениях Б.Лавреньова отражают драматизм и специфику эпохи, взаимоотношений между представителями конфликтующих сил. Писатель часто использовавшего заниженный стиль речи в репликах, высказываниях своих персонажей, особенно если они представляли самые низкие слои населения. Элементы ненормативной, грубой лексики усиливали достоверность тех эпизодов, конфликтов, изображающими Лавренев, углубляли драматизм художественных реалий в его прозе.
В классическом рассказе "Сорок первый" находим такой речевой фрагмент.
"Веснушки Евсюкова стали белее лица. При всем отряде в глаза смеялся над ним поручик.
Комиссар вытащил наган.
- Ты, моль белая! Не дуры! Или выкладывай, или пулю слопаешь!
Поручик повел плечом.
- Балда ты, хоть и комиссар! Убьешь - вовсе ничего не слопаешь!
Комиссар опустил револьвер и чертыхнулся.
- Я тебя гопака плясать заставлю, сучье твое мясо. Ты у меня запоешь, - буркнул он.
Напряженная действие и колоритное слово - таковы эстетические принципы рассказов и повестей Бориса Лавренева. Его лучшим прозаическим произведениям присущи качества модерновой, реалистичной, авантурної, лирико-романтического повествования, тяготение к созданию незабываемой, оригинальной, необычной эстетической действительности. В ней переплетаются и синтезируются экстравагантные характеры, исключительные ситуации, максималистские психологические столкновения, острые фабульні линии, публицистические обобщения, детективно-приключенческая поэтика, гіперметафорична "орнаментальная" авторская речь, заземлена раскованность диалогов, образная барочность пейзажей, колоритное персонажне речи.
Повестям и рассказам Б.Лавреньова присуща всерівнева динамичность. Она, соединенная с богатством интерпретационных возможностей его прозаических произведений, стала основой интереса к творчеству Лавренева со стороны кинематографистов. Его рассказы и повести неоднократно экранизировались.
Впервые это было сделано в 1927 году, когда по мотивам рассказа "Звездный цвет" в Узбекистане был снят фильм "Шакалы Равата". Трижды снимались художественные фильмы по повести "Ветер". Они имели названия "Ветер", "Ошибка Василия Гулявина" и "Ярость". Два раза на язык кино возлагалось рассказ "Сорок первый". Вторая киноверсия, осуществлена Г.Чухраєм 1956 году, стала этапной для отечественного киноискусства и имела международное признание. Фильм по произведению таврического писателя демонстрировался в странах Европы, Азии, Америки. В Каннах в 1957 году фильм Чухрая был среди победителей этого престижного кинофорума. Он был отмечен специальной премией за оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность. Произведение Б.Лавреньова "Сорок первый" вошел в сокровищницу мирового искусства ХХ века.
Художник не признавал статику и своей жизнью, творческими проявлениями отвергал ее. Для него окружающая реальность была причиной постоянных изменений - социальных, духовных, художественных. Он любил перемены и своими решениями, образами, концепциями инициировал их, иногда больше увлекаясь динамичной оболочкой своей эпохи, чем человеческой и общественной необходимостью этого динамизма.
Б.Лавреньов всегда оставался собой, таким, каким был в своих героях и собственных жизненных приоритетах, - максималистом-романтиком и рьяным сторонником выбранной позиции. Є.Сурков в биографических и литературно-критических воспоминаниях 1987 года писал: "Я и сейчас отчетливо вижу его, очень высокого, немного сутулого в плечах, в повидавшем виды кителе военного моряка со споротыми нашивками и в толстых круглых очках, из-под которых цепко глядели большие, немного выпуклые серые глаза, летящим по узким и темным коридорам старинного здания Союза писателей на улице Воровского так быстро, как будто ему было не под шестьдесят, а тридцать, не больше. Именно летящим. Была в его походке такая стремительность, что начинало казаться: он не менее чем на четверть шага опережает самого себя. Спешит куда-то, где вот-вот должно свершиться нечто необыкновенно важное. Хотя ждало эго порой всего лишь привычное обсуждение новой пьесы. Сам он, впрочем, неизменно прятал этот свой острый интерес к происходящему под иронической усмешкой. Тонко, а то и зло пошучивал над всей этой "заседательской суетой". И все же шел заседать так, как (цитирую эго любимого Лермонтова) "вы пошли бы на сраженье".
Лавренев был сложным человеком - резкой и доброй, ласковой и страстной, жесткой и мечтательной, заботливой и категоричной, бескомпромиссной и наивной, вдумчивой и безапелляционной, прямолинейной и искренней, доверчивой и радикальной.
Он умер на шестьдесят восьмом году жизни, 7 января 1959 года, в Москве. Покинул этот мир так же стремительно, как в нем и жил, и писал, и действовал.
Борис Лавренев - не найсуперечніша фигура в таврической художественной культуре. Человек парадоксальной судьбы и писатель неожиданных художественных изменений. Офицер царской и командир красной армий. Оппонент и критик октябрьской революции, а потом ее решительный защитник. Егофутурист, представитель "орнаментальной прозы" и позже вполне нормированный писатель, лауреат Сталинских премий (за публицистические пьесы "За тех, кто в море" и "Голос Америки").
В начале активной писательской (прозаической) деятельности он активно влиял своим талантом на незаурядность суток, однако в 30-е - 50-е годы ХХ века государственный заметно подкорректировал его художественную индивидуальность. Его литературное наследие этого периода является менее интересной и выразительной. Но лучшее из написанного Борисом Лавреневым - рассказы и повести 20-х годов - навсегда останутся с нами.
|
|