Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Урок-литературный турнир по повести Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»




Цель: раскрыть и показать ученикам, что художественные особенности повести во многом зависят от удачного использования юмора и сатиры, а также от мастерства бытовых сцен; эта обучающая игра вызывает у учащихся интерес к литературе и помогает лучшему усвоению программного материала; обогащает память другими литературными сведениями, интересными фактами! событиями, вырабатывает наблюдательность и повышает общую культуру школьников.

Оборудование: рисунки учащихся к повести, материал к конкурсу народных улыбок и стихов, соответствующий наряд и вспомогательный материал для инсценировки отрывков.

Литература: И. С. Нечуй-Левицкий, повести «Кайдашева семья», «Николай Джеря»; 1.1. Шавловский «Изучение творчества И. С. Нечуя-Левицкого в школе».
ХОД УРОКА

I. Организационная часть

II. Сообщение темы и цели

1. Вступительное слово учителя.

«Кайдашева семья» является вершиной юмористического таланта И. С. Нечуя-Левицкого. Авторский смех бывает разный: милый, шутливо-беззаботный, лиричный, грустный и даже печальный, а также чувствительный.

Сегодня мы поговорим о юмор и сатира в повести.

2. Реклама-аннотация команд к повести И.С. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья».

3. Разминка. Вопрос ведущего-учителя.

1) Когда появился в литературе псевдоним«. Нечуй»? (В 1868році, когда вышла повесть «Две московки».)

2) произведение из «Кобзаря» повістяр знал наизусть? (Балладу «Причинная»)

3) Какие произведения с русского языка Нечуй-Левицкий перевел на украинский язык? (Салтыков-Щедрин «Дикий барин», «Сказка о том, как мужик питал двух генералов»)

4) Вспомните имя Мелашчиного отца из «Кайдашевой семьи». (Кроме Балаш)

5) Какой первый произведение Левицкого был переведен на русском языке? (Рассказ «Рыбак Панас Круть»)

6) Как дразнили на селе Кайдашиху? («Госпожа економша», «видроока»)

1) Какую профессию выбрал Нечуй-Левицкий после окончания духовных заведений? Сколько лет жизни ей отдал? (Учительствовал 21 год)

8) Назовите произведения автора на историческую тематику. («Князь Иеремия Вишневецкий», «Гетман Иван Выговский»)

9) В каких пяти произведениях Нечуй-Левицкого мы можем встретиться с бабой Параской и бабой Палажкой? («Кайдашева семья», «Нельзя бабе Параске вдержатися на селе», «Благословите бабе Палажці скоропостижно умереть», «Беда бабе Параске Гришисі», «Беда бабе Палажці Солов'їсі»)

10) Чьи это слова:

а) Чтобы твои мысли были полны, как колодец водой, чтобы твоя вещь была тихая и богатая, как нива колосом; (Кайдашиха к Мелашки)

б) На словах, как на цимбалах играет, а где ступит, то под ней лед мерзнет; а как глянет, то от ее глаз молоко киснет. (Матрена о свекрови)

11) Чей это сон:

а) Цветки сыпались, словно искорки из печи, а дальше с куста выросла здоровая, как миска, цветок, вся соткана из золота и огня, с красным жаром в очаге. С цветка снялась огненная птица и пурхнула на дерево»; (Сон-видение старого Кайдаша)

б) Перед его глазами камень с господином ушел под землю, а на том месте закрутились фабрицькі колеса..., закрутились черные черт с рогами, с хвостами, с козлиными бородами, с огняними висолопленими языками». (Сон Арбуза из повести «Николай Джеря»)

12) Кто сказал эту пословицу?

а) Побила меня горя час;

б) В гурте каша естся, а гуща детей не разгоняет; (Кайдаш Карпу)

в) У меня сыновьями не поле засеяно: (Кайдаш в разговоре с Довбышем);

г) Не спрашивай старого, а спрашивай бывалого. (Лаврентий Кайдаш в разговоре с отцом)

Учитель. Передохнем от вопросов и перейдем к конкурсу народных улыбок и стихов на тему: «давайте Будем трезвыми!» (Материал, заготовленный учителем, раздается ученикам-участникам и читается без предварительной подготовки.)
Народные улыбки

***

Женщина хвастается мужу:

- Представляешь, сегодня в метро сразу трое ребят підхопились и предложили мне свои места.

- И ты поместилась?

***

- Оксана, ты опять детей в деревню везешь?

- И стыдно к родителям с пустыми руками ехать.

***

- Мама, женюсь с Марком! Он замечательный: не пьет, не курит, не имеет никаких изъянов.

- Ты сумасшедшая? А за что же будешь его ругать?

***

- Мария Романівно, что то у вас дома ночью за шум был?

- И Николай пьяный пришел.

- А с балкона что упало?

- Николаево пальто.

- А почему оно так гупнуло?

- И он не успел раздеться.

***

Один пьяница с бутылкой водки упал в яму. Сидит там и не вылазит. Подходят люди и спрашивают:

- Почему сидишь там?

- Жду, возможно, еще какая-то разиня упадет с закуской,- ответил пьяница.
Стихи
НИ ТО, НИ СЕ

Спросили у Мартина:

- Что такое «ни то, ни се»?

- Это когда на двух пляшчина

- Да еще и кума черт несет.

(Василий Пальоха)
ДАЛ СЛОВО

Кабак гудит. Кружит серебряная крэш.

Тарас спрашивает вторая полночь:

- Емелюшка, когда водку пьешь,

- Почему, скажи, ты закрываешь глаза?

Скривился: - Не знаешь ты женщин?

Это все через мою ягу - Ульяну:

Я дал ей слово, что схожу в кабак,

Но на водку и не гляну!

(Петр Ребро)

***

Стань, сынок, все в порядке!

Вот мы определились так,

Что на улице Толстого

Я в пивной забыл пиджак.

(Павел Глазовиії)

***

- От алкоголя умрете вы скоро.

Не стыдно так пьянствует горько?

- Пью с горя, брат...

- А какое у вас горе?

- И... сильно подорожала водка!

(Леонид Цюпа)

И команда

1) Кто был главой в семье? (Кайдашиха) Почему? (Емеля выпивал, был слабонервным.)

2) хорошо Ли поступила Кайдашиха, переложив всю работу на Мотрині плечи?

3) средство смеха использует автор, показывая, как именно Кайдашиха едет к Балашів? (Юмор, доброжелательный смех)

4) одинаково Маруся относилась к внукам от Лаврина и к внукам от Карпа? (Нет, любила внуков от Лаврина.)

II команда

1) Когда и почему заплакала Мотря? Нашла выход из ситуации? (Заплакала, когда Кайдашиха купила ей плохой одежду, но долго не сокрушалась, надела свой товар дівоцький.)

2) Кто в семье зарабатывал деньги? (Отец, ведь был добрым стельмахом.)

3) Как вы понимаете слова Емелю, что дети «загнали его в печь»? (Стали сами хозяйничать, не слушаясь отца.)

4) Почему Кайдашиха так тяжело принялась на молодую невестку? (Боялась чтобы и не уподобилась к Мотре.)

4. «Ой, какая замечательная украинский язык!». Привести примеры примет, поговорок, элементов сказок, каламбуров.
Приметы

***

- Вечером, наверное, будет буря! - говорит мужчина, уходя на работу.

- Если ты вернешься раньше, чем я лягу спать, то бури не будет,- успокоила его жена.

 
МЕТКИЙ ОТВЕТ

Пятилетний мальчик отвечает по телефону:

- Мамы нет дома!

Потом, посмотрев на отца, добавил:

- Но здесь есть ее заместитель.
Поговорки

***

Дружественный стаде волк не страшен.

***

На полу пшеница не взойдет.

***

Ленивый сидя спит, лежа делает.

***

Жалит, как крапива, и колется, как ежик.
Каламбуры

***

Брудненьку дело сделает моментально

Да еще и успевает руки моментально.

Он думает: «Цель льва -

Хорошая клетка металлическая».

***

Клянется в дружбе, а на нем все говорит: «Аноним».

***

Где и бралось у тещи то рвение,

Когда в гостях бывал зав. зятя.

Любые элементы сказок «Соломенный бычок», «Рукавичка», «Лиса и кувшин».

5. «А теперь к театру...». Инсценировка отрывков из повести «Кайдашева семья» И. С. Нечуя-Левицкого.

6. «Воспоем песню веселую!». Конкурс украинских песен.

Звучат песни: «Ой ты, девушка, из ореха зернышко», «васильковые Глаза», «Червона рута», «Снег на зеленом листе».

III. Итог

Возможна встреча с «кайдашами» в наше время?