Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОСТАП ВИШНЯ
Друг человека, друг природы и труда слово о творчестве О. Вишни)

Когда входишь в литературу, чисти ботинки.

Не забывай, что там был Пушкин,

был Гоголь, Шевченко.

Остап Вишня



Как-то Александр Блок сказал о том, что каждой эпохе присущи особые ритмы, а поэты являются воспроизводимыми этих ритмов. Каждый из них (будь то поэт, или прозаик, или драматург) имеет свое творческое лицо, которое мы называем индивидуальным стилем писателя-Произведения художников определяются своеобразием, неодинаковыми мотив»« мы и проблемами, яркой оригинальностью.

Глубинной мудростью и лирической теплотой веет от произведении? Остапа Вишни. Он предстает перед нами человеком оптимистического таланта, которая обогатила украинскую багатоголосу литературу новыми ритмами, самобытными мотивами. Как писатель, Остап Вишня (настоящее фамилия - Губенко) вошел в литературу в 20-е годы, и с того времени смех для него стал главным инструментом художественного познания и воспроизведения действительности. Особенности вишневского смеха лучше всего сформулирована самим писателем. Он не раз в кругу своих друзей говорил о том, что смеяться с человека можно только тогда, когда глубоко любишь ее. Автор считал, что задача юмориста - смеяться не над самим человеком, а над ее поведением, недостатками характера и т.д. «Надо, - писал Остап Вишня, - любить человека. Больше, чем самого себя».

Уже с первыми напечатанными произведениями писатель-юморист снискал себе славу. Современники вспоминают, что самой большой радостью для них было найти на страницах периодических изданий (газет или журналов) новую юмореску или фельетон Остапа Вишни.

Тематическая направленность произведений разных жанров довольно разнообразна. Писатель в фейлетонах и памфлетах беспощадно разоблачал белогвардейскую демократию («О великом черт знает что»), развенчивал интеллигентов-предателей своего государства («Берлинская украинское государство»), обрисовал все тонкости существования националистических сирот(«Украинско-немецкая националистическая самостоятельная дыра»).

Во многих юморесках высмеивал культурную отсталость («Земля оброботки требуєть»), религиозные предрассудки («Церковь на гастролях»), пережитки в сознании людей. Осуждая эти пережитки, Остап смотрел на их носителей не свысока и не с презрением. Его смех был смехом сожаления, смехом любви, это смех человека, чтобы как можно быстрее поднялся культурный уровень людей. Жизненные явления писатель изображал в доброжелательных, шутливых тонах.

Главный герой юморески «Земля оброботки требуєть» - Митро Хведорович. Он философ, принадлежит к той части крестьянства, которое мечтает о лучшей жизни, а сам для этого ничего не делает. Юморист приходит к выводу, что и земля и Митро требуют «оброботки».

Особое место в творческом наследии Остапа Вишни занимают Улыбки - разновидность юморесок. На особое внимание заслуживают «Охотничьи улыбки», изданные в 1954 году. Писаны в течение длительного времени, а затем изданы отдельной книгой, охотничьи улыбки Раскрыли еще одну грань творческой личности писателя-Правдолюба, безгранично влюбленного в красоту родного края. Из этих Улыбок автор предстает перед читателем страстным охотником, «он действительно был охотником и довольно оригинальным: возвращался с охоты чаще всего с пустыми руками, ничего не убив.

Такой финал никогда не смущал юмориста, а даже радовал его. В дневнике писателя есть такая запись:

Ездишь охотиться. Это - не первый и не последний раз. Ничего!

И как радостно, что я ничего не убил.

«Охотничьи улыбки» Остапа Вишни перекликаются с «Записками охотника» И. Тургенева. Однако они вполне самобытны, написанные неповторимо весело и мудро. В них затронута весьма актуальная проблема - человек и природа. Рассчитаны на устное повествование, улыбки особенно сильно поражают при слушании их в чьем-то непринужденном чтении.

В улыбках «Сом», «Открытие охоты», «Как варить суп из дикой утки», «Дикий кабан, или вепрь» отразилась любовь Остапа Вишни к природе, к людям. Любовь к человеку, природе и труда пронизывает все творчество юмориста. Так, улыбку «Сом» он начинает с описания природы - первозданной красоты реки Оскол. Эта красота особенно поражает надвечірньої поры, когда на реке появляется лодка, похож на белый цветок. Создавая пейзажные картины, писатель вводит читателя в мир волшебной красоты, вызывает в его душе гамму волнующих переживаний. Главный персонаж улыбок - заядлый охотник, который чувствует себя хозяином, «своим человеком» в оскільських или каких других заплавнях. О каждую местность в его памяти сохранилось множество приключений, которые - слушать не переслушать.

Глубоко влюбленный в родную природу, писатель люто ненавидел тех, кто наносил ущерб природным богатствам, разрушал их, истреблял. Он осуждает браконьеров («Дикая коза», «Утята плачут») и низко кланяется тем людям, которые душой болеют за природу, за охотничье хозяйство.

Народ - хозяин всего. Народу дано все. Для юмориста это не просто громкие фразы. Причем о народе он говорил не только тогда, когда заходила речь об охотничьем хозяйстве или сохранения природы. Сверять свой шаг с походкой народа - это был девиз художника. «Мою работу рецензировал народ», - говорил писатель и в этом усматривал самую высокую оценку своего творчества. «Что такое, по-моему, литература? - спрашивал Остап Вишня и отвечал: Это - крылья Шевченко! Это - нежность Леси Украинки! Это - мудрость Ивана Франко!... А вообще талант - это народ!»