Статья
ИВАН КОЧЕРГА
Жизнь и творчество Иван Кочерга. Произведения "Свіччине весілля", „Ярослав Мудрый".
План
1. Жизненный и творческий путь И. Кочерги.
2. Драматическая поэма „Ярослав Мудрый - седая древность исторических событий XI в.
3. Борьба Украины за свободу и самобытную культуру в драматической поэме „Свич не свадьба".
Говорят , характер человека формируется главным образом в молодые годы, под влиянием родителей, школы, друзей, любимых книг. Биография В. А. Кочерги может быть примером этого . Представим себе такую картину.
Во время турецкой войны ( 1877-1878) , когда голодные российские солдаты замерзали на Шипке, далеко от фронта собрались в теплой комнате несколько высоких военных чиновников: интенданты, тыловики. Они обеспокоены. Немало нагарбали превосходительні воры. Конечно! Сколько солдат воюет, сколько им провианта, одежды, оружия надо! Ну, укради у каждого по рублю - это же сила денег. А деньги, как они рассуждают, - все: почет, слава, успех.
И ба, какой-то там штабс-капитан докопался, разоблачил мошенничество. Что же теперь будет ? Оно, правда, кто не ворует в армии, кроме бедного солдата . Но это же огласка, нежелательный, конечно.
Было решено купить штабс-капитана, заплатить ему за молчание. И от предложенных денег - и немалых! - тот отказался. Ему предложили огромную сумму: сорок тысяч рублей! И не могли поверить : штабс-капитан отказался! И подал рапорт по начальству. Кара не замедлила. Только наказали. . . самого штабс-капитана. Выгнали его из армии. И это хорошо , что не судили за клевету на превосходительства.
Этот штабс-капитан был Антон Петрович Кочерга - отец будущего драматурга интересным человеком была и мать Ивана Антоновича. Она имела дар импровизировать, и часто маленький сын при свете керосиновой лампы целыми вечерами слушал ее рассказы. А они впоследствии проросли в его душе буйным нагінням фантазии, безудержной представь, что носила его на своих крыльях и в чужие страны, и в древности.
Принципиальность и честность были причиной частых смен места работы отца. В конце Антон Петрович становится железнодорожным служащим и начались бесконечные переезды. Грохот вагонных колес был по малому колыбельную песню, а картины за окнами воспринимались как странная сказка. Иван с детства привык к поездам и их гудков , до блеска железнодорожных путей и семафоров , полюбил честных и трудолюбивых людей, которые водили поезда. Не случайно во многих его пьесах местом действия е железнодорожная станция, вокзал, а героями-железнодорожники, как машинист Черевко в комедии "Мастера времени".
1. Видел малый Иван Кавказ и Среднюю Азию , Польшу и Украину. Побывал во многих городах. И близким и самым дорогим был для него родной край, Черниговщина, небольшое зеленое местечко Носовка, где он родился 6 октября 1881г.
Частые переезды препятствовали хорошо познакомиться с малыми друзьями, крепко, по-мальчишески подружить. Жизнь Иван больше видел из вагона, узнавал о нем преимущественно из книг и рассказов родителей. Да еще и хоровитим был маленьким - так мама окружила его неусыпным попечением. Так незваная пришла к нему одиночество. Может, поэтому и вырос таким замкнутым, суховатым, даже нелюдимым.
Будущий писатель смотрел на реальную жизнь сквозь призму романтических представлений. Поэтому и искал красоту в экзотике, в далеком средневековье.
Тяга к творчеству зародился в И. Кочерги еще с детства, хотя юноша не сразу нашел себя как художник. Будущий художник учился сначала дома. Затем поступил в Черниговскую гимназию, которую окончил в 1899 г. Далее - учеба на юридическом факультете Киевского университета. К сожалению , о те интересные времена жизни писателя почти ничего неизвестно.
Затем потянулись годы нелюбимой чиновничьей службы на должности ревизора контрольной палаты, службы ради куска хлеба - печальная судьба, которой мало, из украинских дореволюционных писателей удалось избежать. Понесли ее и П. Мирный, и М. Коцюбинский, А. Олесь и много других.
Перед образованным, умным, скромным и трудолюбивым юношей открывался прямой путь до высших должностей, чинов и орденов. И не пошел им И. А. Кочерга. Другая нелегкая судьба уготована ему в жизни.
С детства он тянулся к прекрасному - музыке, поэзии. Первые шаги на тернистом литературном пути будущий драматург сделал в 1904 г. , напечатав в газете "Черниговские губернские ведомости" несколько театральных рецензий. Подписывал он их в основном криптонимом "И. А. К. " или именем одного из героев своих будущих пьес - Карфункепь. (Криптонім-псевдоним, образованный из почтовых букв фамилии и имени). Рецензий Кочерги, которых напечатано около 90, отличаются хорошим вкусом, пониманием особенностей театрального искусства.
Писал Иван Антонович и стихи на русском языке, пробовал свое перо в драматургии. Известна, например, его комедия "Девушка с мышкой", которая шла на сцене и даже пользовалась успехом у непритязательного зрителя.
Изучая правоведение в Киевском университете, Иван Антонович заинтересовался древним законодательством, укладом ремесленных цехов, жизнью средневековых городов. Позже писатель использует эти знания во многих произведениях на темы из отечественной истории - "Свіччиному свадьбе", "Алмазном жорні". Двухлетнее самостоятельное изучение древней истории повело И. Кочергу на крыльях поэтического воображения в средневековье. Он пишет пьесу-сказку "Песня в бокале".
Эту пьесу молодой драматург мечтал увидеть на сцене. Он отправляет свое произведение до цензуры, чтобы получить разрешение на постановку. Однако пьесу не поставили.
Возможно, эта неудача повлияла на Ивана Антоновича, может, были и другие причины. Но он надолго замолкает и живет тихо, замкнуто, в стороне от бурь и гроз жизни.
В Чернигове в то время жили известные уже по всей Украине и за ее пределами писатели М. Коцюбинский, В. Самойленко, В. Гринченко, М. Вороной,
М. Чернявский, В. Голубой. В домике Коцюбинского на уютной Северской улице происходили знаменитые творческие субботы. На. той же улице происходили жил и Кочерга. И тропы на двор Коцюбинского он не знал.
Итак, несколько лет, сначала в Чернигове, а с 1916року-в Рожь-мэри, И. А. Кочерга прожил как образцовый служащий, за добросовестный труд и усердие получил чин коллежского асессора, получил орден Станислава 3-й степени. Писал он тогда очень мало, преимущественно театральные рецензии. Но в душе выполнял творческие замыслы, мечтал о времени, когда его произведения и вправду прозвучат, как песня из бокала.
Нельзя сказать, чтобы И. Кочерга встретил революцию восторженно. Замкнутая и сдержанная, застенчивая человек, далекий от бурной течения общественной, не говоря уже о политической, жизни, он жаждал покоя, чтобы можно было работать, творить.
Он сразу же поступил на государственную советскую службу, работал за ревизора контрольной палаты в Рабоче-крестьянской инспекции. Однако он не покидает мысли о литературном творчестве и вскоре возвращается к ней,
Жизнь мудро открыло ему глаза на многое. Близко соприкасаясь с крестьянами и городским людом, писатель глубже увидел и понял душу собственного народа, трудящихся. И. Кочерга почувствовал величие и романтику героической истории родного народа. Он другими глазами взглянул на украинскую литературу, историю и задумка написать что-то на украинском языке овладел его душу . Надо сказать ,что после 1917г. писатель неоднократно обращался к темам из украинской истории. Но, как пишет он в одном письме, " каждый раз мешала та беспощадная требовательность к выбранной теме - то сюжет казался не достаточно органичным для украинской пьесы , то требовал долгосрочного изучения эпохи, стиля, старого языка, ибо я издавна мечтал о историческую драму из жизни украинского города".
2. В 1925г. после многолетнего перерыва в творчестве драматург написал первую пьесу на украинском языке и на украинскую тему - остроумную, веселую , искрящуюся , а вместе наснажену гуманистическим духом романтическую комедию " Фея горького миндаля ". И это был лишь первый шаг в осуществлении намерения драматурга-создать историческую драму из жизни Украины.
И. Кочергу больше всего интересовали еще не прочитанные страницы прошлого. Поэтому, оглядываясь на богатую бурными событиями историю Украины , он останавливает свой взгляд на величественном в своем трагизме времени, когда было подавлено знаменитую Колиивщину, гайдамацкое восстание 1768р.
Иван Антонович, основательно изучал исторические источники, обращается к периода Колиивщины и создает в 1927г. историческую драму "Алмазный жернов".
Пьесу эту было написано к конкурсу в честь десятилетия Октябрьской революции. Она часто выставлялась на кону многих театров и имела большой успех.
В 1928г. была написана первая на современную тематику пьеса "Марксу аду" . И. Кочерга обращается к народной легенды о казаке Марка (Марк Адский , или Проклятый ) , который приводит в аду порядок разгоняет чертей за что его возвращают из ада к жизни. После выхода "Марка в аду" И. Кочерга начинает еще пристальнее приглядываться к событию современности. Наверное, чтобы быть ближе к людям с их заботами, радостями и болями, И. Кочерга 1928г. переходит работать в редакции газеты "Рабочий".
На материалах жизни села он пишет пьесы:" Натура и культура", "Научила судьба - где путь к свободе", "О чем рожь поет" и другие. В свое время эти пьесы охотно ставились на сценах самодеятельных коллективов Многочисленной стороной их была злободневность, но художественный уровень пьесы был невысок. Однако и они составляли определенный вклад в литературу и театральное искусство.
В украинской драматургии тогда наметились два течения - торгово-реалистичная и героико-романтическая.
Первая брала начало в творчестве И. Котляревского , И. Карпенко-Карого, М. Кропивницкого , истоки второй были в драмах Л. Украинки , отдельных пьесах М. Старицкого, И. Карпенко-Карого.
Героико-романтическую течение продолжила и превратила в мощный поток молодое поколение драматургов , которые пришли в литературу после 1917г. М. Кулиш, А. Головко, Ю. Яновский, А. Довженко.
И. Кочерга стоит в одном ряду с этими великими талантами. Озаренные светом романтики, полные красоты, богатые образность произведения, которые манили и манят душу человека, принесли ему бессмертную славу.
3. Не обычная судьба уготована исторической драме И. Кочерги " Свіччине весілля "(1930г. ), замысел которой так долго выполнял драматург. Эта пьеса
прозвучала на всю Украину . ей еще тогда, в 30-х годах, показало немало областных театров, с большим успехом прошла она позже и в Киевском драматическом театре им. И. Франко.
Успех окрылил писателя, который еще с большей энергией берется труда и создает новую философскую комедию " Мастера времени". Закончив пьесу, И. Кочерга подает ее в Главный репертуарный комитет Народного комиссариата просвещения. Автор мечтает увидеть свою пьесу на сцене. На несчастье "Мастера времени" попали в руки какого-холодно лобового чиновника от литературы , и тот , недолго думая , запретил постановку пьесы . "Мастера времени" были произведением необычным, оригинальным по художественной мысли, глубоким по содержанию. Поэтому и не удивительно, что, не поняв смелого новаторства писателя, интеллектуализма произведения, работники не разрешили ставить комедии.
И именно в то время проходил всесоюзный конкурс на лучшую пьесу и Иван Антонович, переложив комедию на русском языке, направляет ее, чтобы скрыть свое авторство, знакомому в Ленинград, а тот под псевдонимом - на конкурс.
Оценка жюри была высокой и справедливой. Из тысячи двухсот пьес, поступивших на конкурс, было отмечено пять. И. Кочерги за "Мастеров времени" получил третью премию, вторую за пьесу "Гибель эскадры" - Корнийчук, первой премии не было присуждено никому. Это И принесло. Кочерге всеобщее признание и славу. Комедию было переведено на многие языки.
После этого Иван Антонович переехал в Киев, получил возможность целиком отдаться любимому литературному труду.
Сдержанный, нелюдим от природы, он начинает принимать активное участие в общественной жизни, в деятельности Союза писателей Украины.
В годы войны. Антонович находясь в эвакуации в Уфе, продолжает активную общественную и творческую деятельность, редактирует газету "Литература и искусство". В это время он создает несколько пьес- "Чаша" (1942г. ), "Ночная тревога" (1943г. ), "Китайский флакон" (1944г. ).
4. Вершиной творчества И. Кочерги стала драматическая поэма из жизни Киевской Руси "Ярослав Мудрый ", написанная в 1944г. В 1946 г. в Харькове был поставлен спектакль, отмеченный Государственной премией. Однако сам автор пьесы, как ни странно, лауреатом не стал.
В последнем произведении " Пророк" И. Антонович обращается к образу великого Кобзаря.
Под пером драматурга Т. Шевченко предстает пророком, а в то же время - простым земным человеком, который хочет обычного человеческого счастья, любви ищет близкой и родной души. И. Кочерга обращает пристальный взгляд на те жизненные тропы Кобзаря, которые остались в тени, не освещены ни художественным словом , ни наукой . Пьеса " Пророк", к сожалению, не увидела света лампы...
Е. Антонович горел многими творческими замыслами . Он мечтал создать пьесу о великом украинского музыку Максима Березовского, трагическая история жизни которого неизвестна до сих пор. Это должна была бы быть еще одна интересная и новая страница нашего прошлого. И этом замірові не суждено было осуществиться. 29 декабря 1952 г. творца прекрасного не стало.
"ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ"
В голубом тумане утонул длинный левый берег Днепра, луга с незнакомой травой, молоденькое переліси. На правобережных крутогорах, поросших дремучим лесом, изрезанных оврагами, играют первые ласковые лучи. У подножия гор розметався прекрасный, как сказка, Киев. Над ним повис тихий перелив церковных колоколов, возвышаются золотые баши храмов.
Особняком - снежно-белые княжеские палаты, окруженные стеной, торжище. Недалеко возводят резные верховья - боярские терема, а ген дальше белеют хатки простонародья.
Было начало 21 века. и не сиял еще на солнце белокаменное чудо Софии, и не растворялись гостеприимно перед дальними путниками Золотые Ворота.
Мы немало знаем о древних временах. Поведают о них и древние летописи , и мудрые науки - история , археология . И , пожалуй , наиболее полно донести дух тех древних времен оживить наши знания может только искусство с его мощным оружием - художественным образом, воплощенным в громозвуковому слове или солнечных красках, в нежной музыке или одухотворенном камни.
Ярослав Мудрый... Интересная и сложная, очень противоречивая фигура. Жестокий воитель и мудрый книголюб, создатель первого свода русских законов -" Русской правды " и князь , что железной рукой покарал в уособній борьбе даже ближайших родственников. , лукавый политик и строитель.
Туда, в те седые годы устремился мыслью и поэтическим воображением Иван Кочерга Фигура Мудрого князя, заинтересовала его тем, что была непростой, велиликою и противоречивой.
Драматическая поэма "Ярослав Мудрый" - произведение сложное для понимания, ибо ничто драгоценнее не лежит на поверхности. Он наснажений глубокой мыслью.
Все лучшие исторические драматурга, драма " Ярослав Мудрый", погруженная в праисторию нашего народа, пламенному патриотизму, любви родины, перед лицом которой меркнет, как свеча перед солнцем, это мелочное, несущественное, второстепенное.
В пьесе нет единой стержневой сюжетной линии, вокруг которой разворачивались бы события. Все сюжетные линии произведения переполняются в образе князя, все наиболее значимые проблемы непосредственно заинтересуют его.
Это и мудрый, хоть и спорная , философская мысль" раньше закон, а потом благодать", это и острый конфликт между жаждой мести и чувством патриотизма, это и место науки и искусства в жизни.
Ряд отдельных более или менее связанных между собой линий и эпизодов в целом создают яркую, широкую панораму тогдашней жизни, раскрывают идейный замысел произведения . Если рассматривать композицию произведения, поведение героев , прекрасные пейзажи, всмотреться в образ Ярослава Мудрого , перед на ми появится идея-монолит-любовь к родине, безграничная, необъятная, любовь.
Однако она присуща не только Ярославу Мудрому . Князь только один героев, в образах которых раскрывается пламенный патриотизм людей земли Русской.
Наши далекие предки гордились своей родиной. Упоминаемый в драме Иларион, монах и писатель, автор "Слова о законе и благодати ", гордо говорил, что живут русичи, не в худе бо и не в неведоме земли", но в русской, яже ведома и спьішима всеми ко земли". И действительно, Русь была на тот часнаймогутнішою и найюілбшою государством Европы.
Помыслы, мысли и деяния Ярослава направлены на то, чтобы возвеличить Киев, собрать под его знамена всю Русь, укрепить княжескую власть.
Мечтал он также «нарядить свое государство, просветить ее, преукрасить великолепными храмами, зданиями. Для того привозил іскусних мастеров из греков, учеников своих людей строить, покупал и переписывал в монастырях книги, да и сам князь , книгам прилежа почитая часто в день и в нощи.
Такое, казалось бы, естественное чувство, как любовь к родине, жило в душе Ярослава очень непросто. Оно готовилось во внутренних противоречиях, в борьбе. Князь решительно выступает против варягов, которые служили Киеву, а попутно грабили его.
Давай уже этих ярлів без земли!
Прошли времена Еймуда и варягов,
Которые на Русь по золото плыли, -
гневно провозглашает он. Но и в нем течет кровь варяга. Жена его, княгиня Ирина, - шведская принцесса Ингигерда. Да и любимицу свою, дочь Елизавету, князь отдает за норвежского кондига, варяга Харальда, чтобы иметь надежных союзников.
Однако считает Ярослав себя русичем, он гордится, что его мать русская, даром что она рабыня. Более того, он решительно отвергает легенду о варяжское происхождение Руси:
Мне не надо пышных тех сказок,
Что предков нам ищут где-то за морем,
Народ мой здесь, на родных этих просторах,
От Киева до Ладоги живет.
И не заброд Исландии суровых. -
Меня своим предком назовет!
Ярослав мечтает о мире, покое, о счастье строить, украшать землю, овладеть книжную премудрость - а жизнь властно ломает его намерения и заставляет браться за меч
Раньше закон, а потом благодать. . .
Сначала надо укрепить государство. И князь ведет полки о печенегов. А уже висившы - хоть на недолгое время - с боевого седла, берется строить храмы.
Раньше закон, а потом благодать. . .
1 создатель " Русской правды" считает, что для закона можно уступить " благодатью" - правом на жизнь и счастье "маленького" человека. Поэтому, когда варяг забивает брата Милуши и пытается покривдити ее саму, Ярослав присуждает только оплатить двойную виру (Вира - выкуп за убийство).
Народ не соглашается с этим: "неправый суд". И вот уже блеснул нож каменщика Журейка, и упал убийца-варяг. Князь поклялся предать Журейка, и тот убегает на Причерноморье, в далекую Тмутаракань.
И каменщик не менее чем князь любит свою отчизну. Он видит, что Ярослав нужен Руси, заботится о ней, живет ею. Поэтому узнав о заговоре варягов и Ирины против князя, разоблачает предателей. Он и во второй раз спасает Русь и Ярослава. Когда печенеги двинулись на Киев, Журейко мчится в Новгород и приводит полки ему на помощь.
Интересный в своей монументальности и трагизме образ Никиты - сурового и мрачного, хотя и молодого еще монаха. "Зело прехитрий мастер и чудному художестві велик" рисует заставки и миниатюры в книгах. Любуясь рисунками, молодая княжна Елизавета восторженно восклицает:
Какая красота! Как краски все согласно
В один венок на золотые сплелись!
И никто не знает, что огонь мести и ненависти пылает в душе молодого художника и монаха. Никита-сын новгородского посадника Коснятинз обиженного Ярославом. Он живет стремлением отплатить за отца и за весь Новгород. Собственно, и в Киев, в палаты князя, пришел он, чтобы
отомстить.
Никита видит беспокойная душа Ярослава, понимает, что тот мечтает о могучий Киев, а поднимая меч, хочет мира, чтобы сделать город и государство самыми прекрасными в мире. И сын новгородского посадника утоляет свой гнев, прячет глубоко на дно души жажду мести.
И вот Никита узнает, что Ярослав казнил на горло Коснятина. Он гневно обвиняет князя, что тот "несправедливостью и смертію всегда платил", и всем пророчит Ярославу одиночество и гибель.
Ярослав с достоинством отвечает монаху, что его покарал отца, потому что тот "нарушил спокойствие на Руси". Поэтому князь не признает себя виновным. Ведь делал он это не для собственной корысти, а во имя блага народа, родины. Взволнованно и возвышенно звучат его слова:
. . . высших я не ведаю сокровищ,
Чем мирный труд и счастье в мирнім доме,
Которые весь век я честно защищал.
И пока жил, стоять я клянусь
За русскую правду и единую Русь!
Никита понимает правду Ярослава и, оставив намерение отомстить, отправляется в далекое путешествие. Когда же, вернувшись, застает князя и Русь в беде, идет на битву с печенегами и отдает свою жизнь за Киев.
Писатель с особой теплотой и любовью рисует образ древнего прекрасного города. Уже из ремарок предстает перед нами его величие света. С горячей любовью говорят о родном городе герои. Первые слова пьесы - вдохновенная молитва Сильвестра:
Благослови, господь, государственный Киев,
Что на горе над голубым Днепром
Охраняет мир и все труды человеческие...
В воображении Елизавети город предстает как картина казковоі красоты:
А Киев наш-зеленый и прозрачный!
Днепр широкий. . . кудрявые горы,
Палаты белые, купола золотые. . .
Где еще красоту подібную найти?
Анна сокрушается, что щ придется стать французской королевой и переехать в Париж - а там, не как в Киеве, "дома холодные, грязные улицы", там "ни портных, ни лавочников путящих".
Властная сила любви к родине струится в калоритному образе Свічкогаса. Это веселый монах, любитель выпить и пошутить с девушками. За чрезмерную приверженность к рюмке он попадает из книжных списателів в свинопасы. Тогда убегает вместе с варягами, путешествует, воюет, плавает морями. Свечкогас становится князьям богатым рыцарем, но не может утопить в вине, заглушить звоном золота любви к родному краю и возвращается в Киев:
Стужився я за цветом руты-м"яти,
За Киевом заскучал в слезах. . .
Готов я свиньи пасты в этих оврагах,
Готов я свечи гасить по церквям,
Чем рыцарем князьям и богатым
Роскошествовать по чужим краям!
Это и не удивительно, ибо как говорит Сильвестир:
Кто выпьет раз днепровской воды,
Поэтому никогда Киев не забыть.
Точными, глубокими афоризмами пересыпано всю драматическую поэму "Яро лав Мудрый" - это невиданное богатство мысли и красоты, что даже когда ничего не хочешь почерпнуть из него, не будешь нагибаться, то и тогда однако, что-то возьмешь с собой на всю жизнь.
"СВІЧЧЕНЕ СВАДЬБЫ"
Так народу судила история - жить, побеждая варягов. А врагов - ой как же обильно было в прошлом нашей земли! Двигались они черными толпами, соблазненные плодородными почвами, богатством лесов и недр земных, достатком й городов и сел.
Звенел меч Ярослава в битвах с печенегами, водил Игорь полки на половцев, разбил Александр Невский псов-рыцарей. Века татарского черной неволе вынес наш народ, и сохранил свою душу. И вот пришли в Киев литовские князья. Измученный вековым игом, обескровлено, обессиленный народ не смог сразу дать им отпор, не смог - но и не покорился.
Изучая акты Литовско-русского государства, Кочерга нашел грамоты князей о запрете света в Киеве: "Когда я случайно попал на мотив "запрета света", мотив, послуживший темой для этой драмы, меня захватила в нем возможность нарисовать красочную картину сугубо городской жизни и социальной борьбы в древнем городе, а на этом живописном фоне создать обобщенный образ борьбы Украины за свою свободу и самобытную культуру".
Итак, сюжет драмы навеян историческими документами о "запрете света" и о борьбе киевских мещан против него.
. . . Киев 1506 г. Это уже не то воспетое в "Ярославе Мудром" светлый, сказочный город, сияет золотом и огнями. Киев мрачный и темный, потому что людей запрещено даже свече светить - чтобы, мол, не зажечь города, а на самом деле для того, чтобы почувствовали ремесленники, пахари - "черные люди", что они-мужики, темные, бесправны и бессильны. Однако народ не примирился ни с тьмой, ни с неволей.
В пьесе "Свіччене свадьба" Кочерга показывает, как из борьбы за право на свет началась борьба за свободу, как из огонька свечи разгорелся пожар народного восстания:
Когда добром никто не даст нам света,
Его получить надо - молит,
Ибо без борьбы ничтожны все молитвы.
И свечи мирной не стоит и страна,
Что в борьбе ее не засветила.
В "Свічченому свадьбе" сквозным образом, вокруг которого вращается события, е образ света. Так, темном ремісницькому Подоллю противопоставляется сияющий огнями замок воеводы. Торжественное зажжение цеховых свечей на свадьбе Свечи - это будто вспышка неповиновения в сердцах людей. Жестокий приговор воеводы ослепить Ивана, чтобы не видел больше солнца, белого света, тоже связан с образом света. Наконец слабенький огонек свечи в ліхтареві, который сквозь бурю проносит Меланка, чтобы спасти своего возлюбленного, тоже символичен.
Обольстительная и света, словно луч солнца, Меланка очаровывает всех - от подруг до своевольного князя Ольманського. Искренняя и верная в любви к Ивану, она отвергает ухаживания всесильного кастеляна-управителя замка. Фигура Меланки окутана высоким трагизмом. Сила любви, стремление спасти жизнь Свечи заставила й после долгой и жестокой внутренней борьбы согласиться пожертвовать девичьей честью. И все же она спаслась от князя. Мужественная девушка погибает, и ее смерть зажгла на борьбу весь народ. Образ Меланки - это символ света, любви, верности.
Не может не растрогать трагический путь девушки от воєводного замка к темнице, где ждет смерть й жених, путь, когда она бережет, больше чем собственную жизнь, огонек свечи, который должен спасти жизнь Ивану. И этот символ имеет гораздо шире и значимей звучания.
На это указывал в предисловии к пьесе сам автор: "Образ Меланки, девушки, которая приносит дрожащий, но незгаслий огонек сквозь бурю и тернии своей свадебной ночи. . . , является поэтическим символом Украины, что "из тьмы веков и через столько бурь" пронесла незгаслим живой огонек своей воли и культуры. . . "
В драме свет противопоставляется тьме, трудовое подолье не - горе, где стоит замок воеводы. На этом противопоставлении, собственно, и построена вся пьеса. Мужественного и откровенного оружейника Свечу возмущают княжеские притеснения, несправедливость, неправда. Он положил себе вернуть город украденное воеводой света. Для киевлян-бедняков юноша решается пробраться в замок и похитить грамоту-привилегию, подаренный Киеву князем Александром. Свеча гордо отвергает предлагаемую воеводой соглашение: верни лишь привилегия и будешь жив и свободен, хотя и без света. Отвергает, потому что не только личным счастьем живет человек. Отвергает, потому устремляется мыслью в будущее. Поэтому и уверенно провозглашает:
Хоть не мне - для свободного народа Когда заря займется мировая.
Мужественный и сильный Иван Свеча искренне и нежно любит сказочно прекрасную Меланку. Когда оружейника, связанного, тащат на расправу, он обращается к друзьям: "Умоляю, берегите мою единственную". В ответ ему прозвучала торжественная, как присяга, угроза панству: "Погоди! Еще не кончилось Свіччине весілля!"
Свече, его собратьям-цеховикам противопоставлены воевода, каштелян князь Ольманський, литовские рыцари. Какой же темный и зловещий их мир, пусть и озаренный множеством свечей!
Жестокость, деспотизм, насилие. Такой жизнью живут и воевода, и рыцари. Правда, драматург не рисует их под одно черными красками. Все они - живые люди, со своими характерами, привычками.
Коварный и жестокий князь Ольманський. Его покорила красота Меланки. Впервые увидев девушку, он восторженно восклицает: "Какая же красота замечательная!", "Вся она пылает, как зарево, как мировая звезда!" Но здесь слышится не искреннее восхищение, склонение перед красотой, а взрыв слепой страсти, животная жажда овладеть тем, что понравилось.
Во всем замке царят ложь, подозрение, насилие и разврат. Жена Кезгайла-Рузя изменяет мужу с журою, сам воевода радуется с полонянами.
Ближайшее к трудовому люду стоит жена воеводы Гильда. Она заступается за обиженных, помогает Свече получить привилегию, зажигает огонек в Меланчиному фонари. С воеводой Гильда держится гордо, с презрением его кутежи и развлечения. Это и не удивительно - ведь она родом , как и Свеча, из ремесленников , дочь кутногорського цехмайстра-збояра. Воевода наносит ее в монастырь.
Юрист по образованию, Кочерга прекрасно знал древнее законодательство, жизнь и быт городов , ремесленные цеха . Это хорошо очень помогло ему при создании "Свіччиного вісілля". События в драме изображены так ярко и выразительно , что чувствуешь себя будто аж их свидетелем , непосредственным участником .
В "Свіччиному свадьбе" еще раз прозвучала тема казачества, защиты свободы и родины, тема едва намечена в "Ярославе Мудром" образом Журейка, который убегает на юг, где ли , кочевые орды, а впоследствии станет Руськая держава".
Казацкий предводитель Кмітич хоть и вскользь, но очень рельефно очерченный в пьесе. В нем чувствуется свободный рыцарский дух казачества . Кмітич дает достойный отпор литовским вельможам , отстаивая честь тех , кто взял на себя "нелегкиий обязанность и труд" саблей и сохой далекие наши границы охраняет". Только Кмітич заступается за оскорбленную воеводой Гільду. На ее упрек, что "нет в Литве уже рыцарей, чтобы меч свой подняли за женщину и за правду, " гордо отвечает :" В Литве нет, а в степи еще есть. " И отправляется в Вільпи отстаивать права киевлян и честь Гільди.
В драматической поэме "Свіччине весілля" І.Кочерга обрисовал свободолюбивый народ, который веками через кровавые битвы с поработителями трудно , но уверенно шли к своей свободе.
Тема: Юрий Яновский - „рыцарь культуры нации". Романтический роман в новеллах „Вершики".
Цель:
(учебная): ознакомить студентов с творчеством Юрия Яновского.
(воспитательная):
Вид занятия: лекция.
План
1. Жизненный и творческий путь Юрия Яновского
2. Творчество Ю. Яновского.
3. Романтико-героическое изображение событий гражданской войны в романе „Всадники":
а) жанровое своеобразие романа,
б) особенности композиции „Всадников",
в) образы романа,
г) язык и стиль произведения.
Литература:
1. Украинская литература: 11 класс / под ред. Р.В.Мовчан. - К., 2000. - С.104-125.
2. Непустой А.С., Семенчик И.Р. Украинская литература: Учебник для 11 класса. - К., 1993. - С.156-170.
Ю.яновский
Родился 27 августа 1902 г. в с. Майєровому на Єлисаветградщині в зажиточной крестьянской семье. До 5 лет жил у деда Николая, который имел 180 десятин земли, большой дом, роскошный вишневый сад. Там познавал нехитрую науку жить на этой земле. Дед любил внука чрезвычайно. Еще первым учителем был деревенский кузнец и плотник, который „рассказывал немало приключений - собственных и чужих", „знал множество сказок", научил „любить дерево и человеческие руки у него", - как запишет Яновский в своих „Комментариях к книгам".
Когда подрос, отдали в монастырскую школу, затем в земской в с.Нечаївка. Хорошее образование получил в Елисаветградской реальной школе. На то время это был достаточно солидный среднее учебное заведение в уездном городе. Его закончили Садовский, П.саксаганский, г. юра, Є.Маланюк, Винниченко...
Жил у родственников Вильчинский, пока после возвращения с фронта отец купил в Елисаветграде домик. То были времена революционных потрясений в Украине. Перед глазами Юрия произошло немало событий: митинги на майдане, тачанки батьки Махно, отряды Шкуро, Григорьева, Маруси Никифоровой, красные флаги, свист пуль, залитая кровью мостовая. Даже пришлось участвовать в санитарной дружине, организованной в классе. Эти события навечно врезались в память, живут в повести „Байгород".
С 10 лет начал писать стихи на русском языке. Знала эту Юрину „тайну" мама, которой так и не удалось уберечь его первые детские рукописи.
После окончания с золотой медалью „реалы" служил в разных учреждениях Елисаветграда: статистическом бюро, рабоче-крестьянской инспекции, управлении народного образования. То было не очень интересно. Но с этим городом связана и приятное событие: первое юноша любви.
С 1922 г. Ю.яновский в Киеве. Два года проучился на электромеханическом факультете Политехнического института. Хотел быть морским инженером, строить корабли и пароходы. Подрабатывал себе тем, что с Подола до Еврейского базара возил на себе дрова. Жил бедно: в те годы не было у него белья и простыни, укрывался драним кожухом, ни разу в комнате не топил. Однако был очень гордым: „Я входил в жизнь в драных австрийских ботинках, в которых зимой бывало полно снега, крепко зажав карандаш в руке, широко раскрыв глаза на все чудеса света, которые рисовало мне мое глупое воображение".
Инженером не суждено стать. Зато уже там, в Политехническом, начался его путь в большую литературу.
1 мая 1922 года в газете „Пролетарская правда" напечатано первое стихотворение „Море" (на русском языке за подписью Георгий Нэй). Радости не было предела. Михаил Семенко, известный киевский поэт, лидер футуристов, заведующий лит части журнала „Большевик" заметил новое имя, захотел познакомиться... Так и был Ю.яновский привлечен к литературе. 1924 г. газета „Большевик" напечатает его украинскую поэзию „Колокол", автор станет внештатным корреспондентом этой газеты. Там будут появляться очерки писателя.
Конечно же, участвует в футуристическом движении, как член „Коммун культа" и „Октября" посещает различные собрания и диспуты. Именно тогда учился избавляться от стереотипов и шаблонов, искать собственной тропы, вносить в рассказы и стихи свежий дух, фантазировать, мечтать - вечный беспокойство передалось ему от патрона Михаила Семенко. В те годы подружился с Николаем Бажаном - вместе работали репортерами.
Вскоре М.Семенко уехал в Харьков, возглавил там сценарный отдел Всеукраинского фото кіноуправління (ВУФК). Как и обещал, „перетащил" туда Бажана и ю. яновского. Именно в Харькове, тогдашней столице кипела литературно-художественная жизнь... Там были В.Еллан-Голубой, О.Вишня, п. тычина, н. кулиш... там близко сошелся с О.Довженком, почувствовал в нем родственную душу. 1925 г. появляется первая книжка рассказов Ю.яновского „Мамонтовые бивни. Он становится редактором ВУФКу. Искусство кино, которое только зарождалось в Украине, манит многих писателей. Сценарии пишут и Яновский с Бажаном. 1926 г. по сценарию Юрия Ивановича даже относится фильм „Гамбург".
Того же года он уже в Одессе, на посту главного редактора кинофабрики. Через его редакторский портфель прошли фильмы „Тарас Шевченко" и „Тарас Трясило" П.Чардиніна, „Борислав смеется" Й.Рони, „Вася-реформатор", „Сумка дипкурьера" А.довженко. По сути, Ю.яновский был художественным руководителем Одесского „Голливуда". На фоне общей массы это была личность яркая, неординарная. Это стало одной из причин увольнения его с должности в августе 1927 г.
Юрий Иванович едет в Харьков. Журнал „Ваплите" печатает его повесть „Байгород". в 1928 г. появляется книга стихов „Прекрасная УТ" (трудовая Украина", роман „Мастер корабля", который наделал немало шума среди тогдашней критики, особенно официальной, партийной. Это произведение, а также цикл очерков „Голливуд на берегу Черного моря" создана на основе опыта работы редактором кинофабрики.
Тогда вошла в его жизнь Тамара Шевченко, актриса театра „Березиль" Леся Курбаса. Через нелегкие испытания судьбы они пронесли чистоту и нежность первых встреч, оберегая от посторонних глаз под внешней сдержанностью и немного странным обращением на „Вы". И кто знает, когда бы остановилось сердце Юрия Яновского, если бы рядом много лет не было Тамары Юрьевны...
В 20-е годы Ю.яновский принадлежал к той харьковской молодежи, которая группировалась вокруг Хвылевого, поддерживала его смелые призывы ориентироваться на „психологическую Европу", прокладывать самостоятельный путь новой пролетарской литературе, лелеять в себе творцов, превыше всего ценить художественные качества. Тем временем журналы печатают его новеллы - постепенно к нему „приклеивается" клеймо попутчика, националиста, „хвильовіста". К Вуспп (Всеукраинский Союз пролетарских писателей) его не принимают, на первый съезд он попадет только с гостевым билетом.
Бесспорно, все это болезненно воспринималось и было основой для подавления в себе собственного „я". Особенно удручала резкая, засудлива критика романа „Четыре сабли". „Учусь писать под Кириленко, то наука очень тяжелая. До тошноты. Попробуйте писать примитивно, быстро, не беспокоясь глубиной психологических и духовных мотиваций поступков героев, и увидите, как то тяжело. Конечно, когда вы писали когда-то иначе...". Он говорил о „безстилля времени", господство агитки, потерю истинных ценностей.
Ю.яновский работает над новым роман - будущими „Всадниками". А на Украине тем временем свирепствует голод. В июне-июле 1933 г. путешествует на учебном паруснике „Товарищ" по Черному морю. Но невеселая и путешествие, его сопровождают „боль неизбежности и творческая тоска", мучасть воспоминания о самоубийстве М.Хвильвоого, которое произошло 13 мая.
1935 г. роман „Всадники" завершен, но его игнорируют в Украине: он же написан „попутчиком", националистом Яновским, даром, что уже были попытки реабилитации - к 15-летию Октябрьской революции выдано пьесу „Завоеватели".
„Всадники" печатаются урывками в переводе П.Зенкевича русском языке в Москве, а уже затем и в Украине. В столице СССР устраивается специальный вечер для обсуждения романа. Писателя признают наконец-то „своим", приходит слава.
Вскоре создает пьесу „Дума о Британке", тоже приуроченную к 20-летию Октябрьской революции. Она даже с успехом идет на сценах московских, ленинградских, харьковских и других театров. Много путешествует Украиной - в результате наблюдений предвоенного села, но в рамках дозволенного идеологического контекста появляется сборник новелл „Короткие истории" (1940).
В 1939 г. Ю.яновский переезжает в Киев, поселяется в писательском доме, получает орден Трудового Красного Знамени. Официально признанному писателю доверяют должность главного редактора журнала „Украинская литература" (с 1946 г. „Отчизна"), который во время войны издавался в Уфе. Привлекает к сотрудничеству лучшую творческую интеллигенцию, печатает новые произведения п. тычины, м. рыльского, а. Довженко, и. Кочерги, свои.
В 1947 г. ЦК КП(б)У примет постановление „О журнале „Отчизна" - Яновского уволен с должности за национализм, мещанско-обывательские взгляды, аполитичность, печать ошибочных и порочных произведений". Не угодил. Перед этим, 1946 г., как корреспондент „Правды Украины" принимает участие в Нюрнбергском процессе - тогда еще его поддерживала „добрая рука тогдашнего „хозяина" в Украине - первого секретаря Хрущева, но то было в последний раз...
Отгремели бои. На опустошенной украинской земле воцарился мир. Люди тяжелым трудом возрождают жизнь, на их долю выпадает слишком трудностей и испытаний, но надежда на лучше добавляет им сил. Такой была тема нового романа ю. яновского „Живая вода".
в 1947 г. журнал „Днепр" печатает роман, полный его текст передается по радио. Но вскоре партийные рецензенты находят в нем немало изъянов и недостатков. Собирается пленум Союза писателей. В заседании принимает участие первый секретарь ЦК Л.Каганович... На нем, как Яновский писал в дневнике, „похоронили „Живую воду" метров на десять под землю" - произведение осужден как „идейно порочный", националистический, клеветнический.
Сделал „по совету товарищей" к 200 исправлений - и от романа ничего не осталось. Только после смерти автора его напечатано под названием „Мир". А пока что Яновский испытывает морального и материального давления (лишенный всяких средств к существованию, вынужден продать вещи, книги, чтобы не голодать).
Однако после этого находит в себе силы, пишет цикл „Киевские рассказы", которые снова, как когда „Всадники" сначала печатаются в Москве. В них воспет героизм и мужество советских людей во время войны, который вселяла в них коммунистическая партия во главе со Сталиным... За „Киевские рассказы" Яновскому 1948 г. дали Государственную премию СССР.
Художник давно стал рабом системы, правящей идеологии, им руководили по принципу „кнута и пряника". Так бесконечно продолжаться не могло...
16 февраля 1956 г. на сцене Киевской русской драмы им. Л.украинки премьера пьесы ю. яновского „Дочь прокурора". Нестандартная трактова проблемы воспитания, морально-этические коллизии - это обеспечило успех на сценах многих театров.
Скоро после премьеры шли они вдвоем с Тамарой Юрьевной до главного режиссера театра Романова в гости. По дороге Юрию Ивановичу стало плохо. Несколько дней врачи боролись за его жизнь. Умер в тяжелых муках 25 февраля 1954 г.
Творчество Ю.яновского
По типу мировоззрения он был романтиком. Мир видел безграничным, загадочным и изменчивым. С детства много болел, перенес шесть тяжелых операций - шесть раз был на грани смерти. Отсюда его страстное жизнелюбие, неудержимое влечение к красоте окружающего мира, умения ту красоту найти и передать - его романтика вітаїзму (от лат. vita - жизнь) созвучна распространенному в 20-е годы мировоззренческой позиции.
Итак, рос мечтательным, нежным, задумчивым. Очень увлекался морем. Всю жизнь ему будет противно „обыденная провінціальщина", которую он считает „извечным проклятием украинской нации", напівінтелігенщина (пренебрежение знанием и культурой, бездумное отношение к миру). Он не мог представить себя автором „зеленой, ползучей прозы". Он был поэтом, мыслил образно, действительность видел образно. И стихи писал всю жизнь, хоть все реже и реже.
На широту его мировоззрения влияли книги, прочитанные в юности, то культурно-художественное окружение, в которое посчастливилось попасть молодым. Р.Кіплінг, Д.Лондон, О.генри, М.Твен, Д.Конрад - вот неполный перечень „Обладателей романтического слова", которые зваблювали юного мечтателя в загадочные прерии, экзотические земли, еще неизведанные моря. Импонировали сильные, смелые герои, которые всегда побеждали и добивались цели.
Всю жизнь любил путешествовать. Был инициатором писательской команды, которая часто путешествовала Украиной на автомашине. Только дорогу в никуда воспринимало его сердце, а оно с течением лет все приближалось и, наконец, стала неизбежной реальностью. А. довженко записал в дневнике: „Несчастный мой друг. Сколько я помню, он все время мучился, страдал и физически и душевно. Всю жизнь его было скорбное. Даже писать перед смертью начал по-русски, очевидно из отвращения к обвинениям в национализме, из отвращения к дуракам бесспорных, злых гайдуков и карьеристов".
В него не стреляли в подвалах НКВД, не отправляли этапом на Колыму или Соловки. Его преследовали всю жизнь, последовательно, упорно вытравливали живой дух Художника, Поэта. Духовная смерть наступала значительно раньше физической. Смерть таланта, данного Богом, потерпело много украинских художников. Его критиковали за новаторский роман „Мастер корабля", дружно травили за „Четыре сабли". 1929 г. вслед за сфабрикованным процессом Союза освобождения Украины (СВУ) подвинется лавина репрессий. Его тоже могли „забрать". Идеологически правильные „Всадники" на какое-то время спасли его положение. Позорная, жестокая критика „Живой воды" заставит писать „Киевские рассказы", оптимистично фальшивые, пафосные.
Он оставил багатожанрову наследство. 70 новелл, рассказов, много стихов, повесть, романы, 7 пьес, киносценарий, публицистика. Не все интересное для нас, не все художественно стоимостным было и при жизни писателя. Ранние новеллы, рассказы, „Байгород", „Мастер корабля", „Четыре сабли", несколько глав „Всадников" - это все, что успел создать свободно Ю.яновский. Дальше истинное лицо художника закончилось. Превратить свободного писателя в красивую восковую куклу, вставить ей искусственное сердце, которое забилось в соответствии с партийных указаний - в этом заключалось „культурное строительство" в пролетарскому государству.
Ю.яновского справедливо называют новатором в украинской литературе ХХ ст. Он - представитель неоромантической течения, пытался отходить от устоявшихся схем, банальности, трафаретов.
Первые сборники новелл Ю.яновского „Мамонтовые бивни", „Кровь земли" подтвердили об уходе от народническо-просветительских традиций XIX века. - нач. ХХ.
Проблематика рассказов этих сборников связана с попыткой писателя осмыслить, понять специфику гражданской войны в Украине, обратить внимание на повстанческую стихию, отаманство, партизанскую вольницу. Его романтический герой, он стоит перед выбором, побеждает в котором революционный долг. Он - сильная, волевая натура, яркая личность, им в первую очередь руководит революционная идея. Личное отступает на второй план. Этот мотив ведущий в тогдашней прозе.
Влияние зарубежной романтической классики сказался на романах „Мастер корабля" и „Четыре сабли".
Роман „Четыре сабли"
Источники
Место действия - родная сердцу степная Украина. Время: декабрь 1918 - первая половина 1919 г. Герои - бесстрашные повстанцы.
Кто же легендарный „атаман партизан"?
Григориев Матвей (1888-1919), сначала атаман украинских войск, бывший офицер царской армии, во время восстания против гетмана (1918) действовал на юге Правобережья в районе Николаева, поддерживая Директорию. В марте-апреле 1919, перейдя на сторону большевиков, участвовал в их наступлении на Николаев, Херсон и Одессу, занятые белыми русскими и французским и греческим десантом. Однако и дальше Григориев именовал себя „атаманом партизан", и в штабе его было украинские левые эсеры и анархисты. В начале мая 1919, после того, как большевистская власть дала приказ идти в Венгрию на поддержку советскому правительству, выступил против большевиков, поддержанный партизанами, восстание охватило район от Николаева и Херсона до Екатеринослава, Кременчуга, но в конце мая было ликвидировано Красной Армией. Григориев перешел к Махно и был вскоре убит махновцами.
В жизни все было значительно сложнее, как в героико-трагическом остро сюжетном детективном романе.
Конец 1918 года. „Украина, сломив во всенародном восстании немецкую оккупацию, оказалась в „четырехугольнике смерти": российско-большевистское наступление с севера, русские белогвардейцы с Дону, альянтські десанты и деникинцы с юга, поляки на западе...
В этой ситуации правительство УНР стремится любой ценой примирения с Антантой. Надеется, что жадные оккупанты откажутся от коварного плана реставрации помещичьей царской империи, дает приказ украинским войскам на юге сдавать города и села без боя.
Российские большевики не преминули воспользоваться этой ситуацией: спешно распространили фальшивку как „текст договора" правительства УНР с Антантой и Деникиным об отмене самостоятельной Украины и реставрацию царско-помещичьей империи.
Офицер армии УНР Григорьев, к которому присоединился в этом Юрко Тютюнник, видя нереальность надежд правительства УНР снискать расположение Антанты до независимой Украины, зная, что Украина не примет без боя денікінсько-антантську оккупацию, что все это использует Советская Россия для „освобождения", - объявляет разрыв с правительством УНР, заявляет себя воином самостоятельной Советской Украины, признавая временное правительство не московскую марионетку и главе с Раковским, а центральный Ревком, образованный тогда украинскими боротьбистами, что перешли из партии эсеров на советские позиции.
Из крестьян и черноморских матросов быстро организует повстанческую армию. Договаривается с советско-российским командованием о оперативное сотрудничество.
Босоногие батальоны крестьян, рабочих и матросов степной над морской Украины, возглавляемые военным талантом и казацким духом Григорьева и Юрка Тютюнника, побеждают танки, пушки и океанские панцерники Антанты, в незабываемых боях от Херсона до Николаева и Одессы сбрасывают мощные десанты в Черное море - и Григорьев триумфально вступает в Одессу, спонтанно приветливый всем ее населением.
Такое скоротечное развитие событий не входил в планы большевистской Москвы. Не видеть теперь российским шовинистам Украины - французы же обещали представителям Ленина при мирных переговорах отступиться от нее...
Когда же украинская победа стала фактом, Ленин поспешил приписать ее Москве. Мол, Советская Россия сбросила в Черное море десанты Антанты и освободила украинский народ.
После провала попыток Москвы с помощью агентов убить Григорьева, она, желая устранить из Украины победные полки Григорьева, дает им приказ немедленно идти через румынскую Буковину в Венгрию на помощь венгерским коммунистам. Григорьев, который никогда ни на бумаге, ни на деле не признавал Москву своим хозяином, подготовил отряды для походы и... ударил по российско-советских оккупационных войсках и властях.
В своем универсале от 9 мая 1919 г. „атаман партизан" советовал россиянам идти домой и забрать с собой свою марионетку - правительство Чаковського и КП(б)У.
Об этих событиях Ю.Яновському рассказывал начальник штаба армии Григорьева Тютюнник, один из самых выдающихся военных талантов и деятелей украинской революции и государства, организатор „Вольного казачества" в 1917 г.
Ясно, что Яновский „выработал свой собственный образ того исторического события" - использовал много других вспомогательных материалов.
Композиция
Эпиграфом к роману есть слова народной колядки:
„Всадники"
После появления в 1935 г. романа в новеллах „Всадники" писатель стал достаточно известным. Это произведение вообще долгое время считался вершинным достижением художника. „Всадники" были своеобразным компромиссом с самим собой, способом реабилитировать себя перед официальной критикой, „исправить" ошибки „Четырех сабель", за которые был распят писателя. Роман этот появился своевременно. Уже были арестованы н. кулиш, В.Підмогильний, Є.Плужник, М.Зеров, М.Драй-Облако, расстрелян Г.Косинка...
„Всадники" написаны идеологически правильно, есть в них и ведущая роль большевистский партий, и победа красного знамени, и воспевание „нерушимого" союза рабочих и крестьян, героизм коммунистов. Роман был данью своему времени, но в отличие от подобных произведений, все-таки талантливым. В лучших новеллах „Детство", „Двойной круг", „Шаланда в море" автор апеллирует к общечеловеческим ценностям. Он показывает трагедию украинского народа - распад рода, семьи ради каких-то новых ценностей. Все три новеллы связаны между собой этой болезненной и актуальной проблемой.
Главная тема романа - изображение гражданской войны, простого трудового народа - сталеваров, крестьян, шахтеров, интеллигенции.
Особенности построения: произведение состоит из восьми сюжетно завершенных новелл („Двойное кольцо", „Детство", „Шаланда в море", „Батальон Шведа", „Письмо в вечность", „Губенко, командир полка", „Путь армий", „Админка"). Каждая новелла - вполне самостоятельное художественное произведение и в то же время все восемь новелл-глав объединены в одно целое общностью темы, идеи, системой образов. В центре романа не история личной жизни героев, а события общественного характера. В своем произведении Яновский соединил признаки жанров народной думы, героической поэмы, новелістичного романа.
В романе воссоздана широкая картина гражданской войны в Украине: ожесточенные бои в степи под Компаніївкою („Двойное кольцо"), подпольная работа в Одессе среди французских, греческих и других войск интервентов, рейд рабочего шахтерского отряда („Губенко, командир полка"), бой под Херсоном („Батальон Шведа"), борьба с немцами, деникинцами („Письмо в вечность", „Админка"), решающее сражение на Перекопе („Путь армий"). Каждая из этих новелл изображает какую-то из сторон революционной героики. В целом в произведении разворачивается широкая панорама классовых битв времен гражданской войны в Украине. Автор не придерживается хронологической последовательности событий.
Роман начинается новеллой „Подвійне коло" (круг классовых интересов и родственных) - размышления художника о непростой истории своего народа, когда брат убивает брата. Бой в степи под Компании вкою символизирует всю сложную ситуацию в Украине во время гражданской войны. И хоть в конце концов побеждает интернациональный отряд Ивана Половца, но эмоциональный акцент совсем на другом - автор не поддерживает эту кровавую резню, хоть она и ради новой жизни.
Махновский отряд Панаса бьется с петлюровцами, которых возглавляет брат Оверко. Пуля Панаса „выбила Оверкові мозг на колесо, молния расколола облако, следом ударил гром" - символическая картина. И вот похороны. В его описании выделяется существенная деталь: „По лицу Панаса Половца бежали дождевые капли, со стороны казалось, что он слезно плачет возле готовой могилы. И всего отряда текли дождевые слезы, это была страшная вещь, чтобы так горько плакал целый военный отряд, а дождь не утихал".
И как будто не будет конца и краю дождя, ибо „железная жестокость" воцарилась людьми. Дождь на лице Панаса и всего отряда - то его целый упрек (автора), потому что вслух, откровенно он уже не мог выражать своих мнений и выражать свои истинные чувства.
После кипения чувств, смертельного свирепство сабель внезапно наступает тишина (раздел „Детство"). В „Детстве" Яновский изображает дореволюционное жизни, раскрывая социальное неравенство между трудящимися и эксплуататорами, что привело к революционному взрыву („Двойное кольцо"). Новелла „Детства" полна описаний степных пространств, народных обычаев, песен. Рассказ о Даниловой детство.
И в новелле „Шаланда в море" - образ старого Мусия Половца, который вызволяет из тюрьмы подпольщика Чубинка. Психологическая напряженность разделение передается через восприятие Половчини, стойкость и мужество которой ассоциируется с несокрушимой скалой. Через всю новеллу проходит образ ветра - трамонтану, что является олицетворением жизненных бурь, которые встречаются на пути супругов Половцев. Мусий олицетворяет лучшие черты народа - мудрость, человечность, трудолюбие, храбрость. Поединок с ледяным морем - характер героя. Заботливый председатель рыболовецкой артели, бесстрашный собрат Губенко (спасает его с плавучей французской тюрьме).
„Батальон Шведа" - связан с г. „Детство". Даниил - бывший чабанчук - теперь - комиссар. „Товарищ Даниил ведет батальон босых олешковских морячков, с которых понемногу и понемногу вырастает военная единица..."
„Письмо в вечность" - автор сопоставляет мгновение героизма борцов за свободу с вечностью. Образ почтальона перерастает в обобщающий образ бессмертия рядового бойца революции. Своим подвигом, своей несокрушимой верой в победу безымянный партизан передает письмо в вечность: „Письмо в вечность ушел вместе с жизнью, как свет от давно угасшей одинокой звезды".
Особое место в структуре романа новеллы „Детство". Она повествует о детские лета комиссара Данила Чабана, будущего писателя. Воспитатели Данилко - бескрайний южный степь, полный всевозможного зелья, цветов, благовоний, ветров, солнца, и прадед Даниил, престарелый „знатник, что знает все весенние тайны и тайны степи. И снова подчеркивает писатель силу семьи, силу единения поколений, силу связей внука и прадеда, сына и отца.
Этот раздел как справочник по народных обычаев, обрядов, заговоров, его источники, безусловно, глубоко фольклорные. Здесь великолепные описания народных обычаев и праздников: сорока святых, когда день сравнивается с ночью, теплого Олексы, вербного воскресенья, белого неделе, когда белят хаты, Пасхи, проводы и т.д.
Цитата С.
В язык произведения вплетены слова молитвы, народные афоризмы, заговоры, строки из песен, легенды и предания.
Некоторые исследователи (Юрий Лавриненко) считают, что прообразом Данила Чабана был писатель-драматург Николай Кулиш. Он же действует и в новелле „Батальон Шведа", боа именно Кулиш организовал полторы тысячи олешківців в „Первый Украинский Днепровский полк". И когда писались „Всадники" Кулиш уже мучился на Соловках, следовательно, полк в романе стал красным батальоном, в соответствии с ветра эпохи.
Семинарское занятие
1. Расскажите о жизненный и творческий путь ю. яновского.
2. Какие по вашему мнению, события особенно повлияли на формирование мировоззрения будущего писателя?
3. Что вы знаете о значении кино в творчестве ю. яновского?
4. Какие средства кино стилистики использует писатель в своих произведениях?
5. Что можете рассказать о творческом сотрудничестве Яновского и Довженко.
6. Что общее, а что различное в произведениях этих двух романтиков?
7. В чем проявляется романтическое мировидение художника?
8. В чем заключается трагедия Ю.яновского как творческой личности? Приведите факты, которые подтвердили это. Воспользуйтесь дневниковым записям художника, перепиской.
9. Ознакомьтесь с поэтическим наследием писателя. Или же Яновский-поэт состоялся?
10. За стильово-родовыми признаками Яновский больше поэт или прозаик?
11. По каким признакам называем „Мастер корабля" романтическим произведением?
12. Проследите за размышлениями писателя о будущей судьбе украинского народа, которые он высказывает устами своих героев в „Мастере корабля".
13. Кто еще из художников, кроме Ю.яновского, является представителем романтического течения в украинской литературе ХХ ст.?
14. Как бы вы определили тему „Всадников"? Или она такая, как в „Четырех саблях"?
15. Какое произведение, на ваш взгляд, можно считать вершинным в творческом наследии ю. яновского?
16. Самостоятельно проанализируйте новеллу „Двойное кольцо" по следующему плану:
1) проблематика,
2) исторический фон изображаемых событий,
3) место новеллы в творчестве ю. яновского и в украинской литературе ХХ ст.
4) характеристика образов новеллы,
5) жанровые и стилевые особенности произведения,
6) символическое значение названия. Ваша версия,
7) образ автора в новелле.
17. Что объединяет новеллы „Двойной круг", „Шаланда в море", „Детство".
18. Как вы думаете, почему „Всадники" не начинаются новелле „Детство"? По хронологии событий она должна была бы быть первой...
Темы рефератов сочинений
1. „Юрий Яновский и ВАПЛИТЕ".
2. „Судьба украинского народа в художественном осмыслении Юрием Яновским".
3. „Освободительный пафос романа „Четыре сабли".
4. „Мечта и предсказания Юрия Яновского".
|
|