Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Дмитрий Степанович Бортянський

 

П Л А Н

И. Рождения. Глуховский период жизни.
            

1). История семьи Бортнянських. Рождения Дмитрия

Бортнянского.

2).Глухів - столица гетманства України.Традиції

Глуховской музыкально-хоровой школы.

3). Обучение Дмитрия в Глуховской певческой школі.Від-

подъезд к Петербургу.

2.Навчання и работа в Петербурге в Придворном хоре.

                                                             (1758-1768рр.)

1). Исторические события 1758-го года.

2). Система обучения и работы в Императорском

хоре.

3). Встреча Бортнянского с Бальдасаре Галуппи.

Влияние Галуппи на формирование творческой личности

Бортнянского.

4). От отъезд в Венецию (1768р.).

3. Венецианский период (1769-1779).


1). Первые впечатления от Венеции.

2). Обучение и работа в Італії.Зустріч и отношения с

Березовским.

3). Участие Бортнянского в военных и политических спра-

вах.

4). Итальянские оперы Бортнянского.

5). От въезд на родину.


4. Работа и жизнь в Петербурге (1779 - 1801).


1). Работа в качестве капельмейстера при российском

дворе, руководство хорами. Создание цикла духовных

хоровых концертов.

2). Назначение капельмейстером при «малом» дворе

Павла Петровича. Создание клавесинних произведений.

Создание концертной симфонии - первого в России

Симфонического произведения. Создание опер «Празднецтво

Сеньора», «Сокол», «Сын-соперник».

3). Назначение на должность управляющего Придворной хо-

ровою капеллой - главным хором Российского государства.

Административная работа в капелле. Создание хоровых

концертов, работа над развитием этого жанра.


5. Период зрелости. Творчество, общественная жизнь. ( 1801 - 1825 ).


1). Основания в Петербурге філармонійної союза. По-

чаток деятельности Бортнянского в этом союзе.

2). Вклад Бортнянского в развитие жанра кантат.

3). Написание сочинений по поводу Отечественной войны 1812.

4). Последние годы жизни.

        

Еще не так давно имя Д. С. Бортнянского воспринималось большинством как отголосок давно ушедшей эпохи, зв связанной частично

с историей православной церкви, а отчасти с некоторыми сторон -

ками русского хорового искусства. Зная о его дея-

ность в сфере духовного , мы находились в плену этих стереоти-

пол. Но ведь именно на традициях, заложенных Дмитрием Бортнян-

ским, выросли много талантов. Именно он - один из основопо -

ложників русской национальной композиторской школи.Са-

ме он вдохновлял своим творчеством поколения российских музикан-

тов.

Итак, познакомимся поближе с композитором, его

Семьей и жизнью.

Род Бортнянських происходит с Бецької области, что на то-

Ритории Польши. Оттуда родом был дед Степана Васильевича

(отца композитора) - Дмитрий Бортнянский. От своего

отца он получил несколько сотен десятин земли.

Село, в котором жил дед Степана Васильевича, называлось

Бортне. Отсюда и пошла фамилия рода Бортнянських.

Дмитрий Бортнянский занимал должность судьи и, кроме того,

имел "честь корлівський".

Поэтому и земли в Ботнянських было достатньо.Син Дмитрия -

Василий - также пользовался уважением у односельчан. От суд-

Ди он получил большое приданое, что позволило ему иметь большую

Семь ю и дать образование своим детям. Сам Василий занимался тор -

гівлею.

Этому делу учился у отца Степн Бортнянский. А пи-

зніше был послан из дома для дальнейшего расширения дела

в "другие края".

Так оторвался от родной земли отец будущего ком-

позитора.

Судьба привела его в Глухов, где он решил остаться

навсегда.

 

 

                               - 3 -

  

 

 

 

 

Не каждый чужак мог войти в число жителей Глухова.

Надо было принять присягу на верность «Ее Императорскому

Величества». Степан Васильевич Бортнянский не предпринимаю -

ясь принял эту присягу и стал постоянным жителем города

Глухова.

В 1740-х годах поставлял для казацкой глуховской сотни

еду и одежду,за что получил благодарность, где была отмечена его

служебная «безпорочність».

Купил он в Глухове и дом, но в 1748-м году в вели -

кий пожара он згорів.Після этого события поселился Степан Васильевич-

вич уоднієї казачки, муж которой погиб. Она имела взрослого си-

на Ивана,который служил в Петербурге при дворе на музыкальной по-

саде. Поэтому и мать его - Марина Дмитриевна-пользовалась в

Глухове уважением.

Меньше, чем через год Степан Васильевич и Марина Дмит-

ровный увенчались. Потом родилась у них дочь, а вслед за

ней - сын Тимофей, который умер в детстве. А в 1751-м ро-

эти Марина Дмитриевна родила еще одного сына, которого назвали

Дмитрием.

Родиной будущего композитора стало украин -

ское город, один из центров казачества, где будут разворачиваться

события, которые повлияют на его судьбу.

Первое упоминание о Глухов в летописи датируется 1152-м ро-

ком. Город находился на границе черниговских земель с Литвой

и Польшей.

В 1708 году Петр 1 решил сменить место гетман -

ства в Украине, которое к тому времени находилось в Батурине, и пере-

нес его в Глухов. И город начал развиваться.

Как известно, еще с середины 17-го века в Москву стали при-

ходить украинские музыканты, вносилс в русскую музыку

всевозможные европейские новинки.

 

 

- 4 -

 

 

 

 

 

При Петрі1 тако же лучшими певцами считались вы-

хідці из Украины, особенно из Глухова. После смерти Петра імпе-

ратриця неоднократно приглашала глуховских певцов к

себе на службу.

Постепенно с помощью тогдашнего гетмана Даны-

ла Апостола в Глухове формируется первая в России музыкальная шко-

ла. В 1738-м году на обучении находилось около двух де-

сятків подростков. В августе этого года им был устроен эк-

замен и 11 лучших были отправлены ко двору Анны Іоанів-

ны. Возглавлял хор регент Федор Яворский.

Растроганная императрица 21 сентября 1738 года подписала

указ об открытии в Глухове музыкально-хоровой школы.

Идея этого указа могла принадлежать Алексею Григорьевичу

Разумовскому,который сам вышел в графы через певческое мы -

стецтво. В детстве он был пастухом, но по праздникам спи-

вав в церкви, где его услышал полковник Вишневский, который имел

свой хор. Вместе с хором Вишневского Алексей Григорьевич

оказался в Петербурге.

Уже позже, благодаря тайному браку с дочерью Петра1,

Елизаветой, он поднялся до статуса «первого человека» дер-

дарства.

В 1743-м году Алексей вызвал к себе младшего

Брата - Кирилла и того же года направил его на обучение за

границу. Закончив обучение, он вернулся на родину

и получил титул графа,чин камергера и пост президента

Академии наук. А в 22 года Кирилл Разумовский становится совсем

маном Украины. И как раз в 1751 году Кирилл Разумовский

торжественно в съезжает в Глухов.

Вот так поющая дело эт связала между собой российский

престол, украинское гетманство, древний город Глухов и его хоро-

ную школу, обеспечив на ближайшие годы многим наиболее

 

 

- 5 -

 

 

 

 

 

выдающимся ее выпускникам довольно привлекательное будущее.

В Глухове Разумовский пробыл недолго. Но за это время он

получил от императрицы орден Андрея Первозванного, успел об-

ездить Украину, осмотрел войско, городские укрепления. В Глухове в него

родился сын, которого назвали Андреем.

В это время императорский двор переехал в Москву и царица

Пригласила туда и Разумовского.

В ноябре 1752 года гетманская семья покинула Глухов.

А Бортнянські продолжали жить в Глухове. Семь я жила в достатку.Степан Васильевич пользовался особой благосклонны-стью Кирилла Разумовского. В его обязанности входило снабжение

лучших продуктов гетману, а также разнообразной одежды.

У1755 году по протекции Разумовского С. В. Бортнянсько-

м было присвєно воинское звание и внесен его в «список казацкий»

глуховской сотни.

Дмитрию в то время было 4 года и ничто не предвещало будущих

Способностей мальчика.

Первые ростки его таланта оказались когда Дмитрию было 6

лет. Благодаря матери, которая имела любовь к музыке и пела со своими

подругами украинских и казацких багатоголосних песен.

Дмитрий имел чистый, сильный голос и улавливал мелодии на ле-

ту.

Отец воспринимал способности сына без особого энтузиазма.

Он мечтал о военной кар интерьера для своего сына.

Но, благодаря стараниям матери, через несколько месяцев Дмит-

ра привели в певческую школу. Отец до последнего момента дне-

вался, что парня не возьмут. Но Дмитрия приняли с самыми высокими

оценкам.

Учился он легко. Очень любил петь, а это было главным, потому

не столько обучение, сколько постоянная служба была правилом для глуховских школяров.

 

 

                               - 6 -

 

 

    

 

 

 

Пели много и регулярно. Обучение напоминало постоянную работу. Основная методика сводилась к следующему утверждению: нет лучшего способа научить деле, чем выполнять ее постоянно.

Еще в 1755 г. Кирилл Разумовский основал в Глухове музыкальную капеллу, куда входили хор и оркестр.

В гетманском домашнем театре пели известные мастера.

Юный Дмитрий Бортнянский был примічений сразу. Уже в первых своих выступлениях он показал свои незаурядные возможности, а потому часто выставлялся в качестве солиста.

Еще в глуховской школе Бортнянский начал заниматься на одном из музыкальных инструментов. Скорее всего на скрипке.

Почетно было находиться в стенах співлчої школы. Еще совсем недавно покинул это гнездо Григорий Сковорода. На то время он проходил обучение в Придворном хоре в Петербурге.

Перешел учиться из Глухова до Київсьлої духовной академии еще один даровитий юноша - Максим Березовский.

Но семилетний Дмитрий Бортнянский еще не знал ни Григория Сковороду, ни Максима Березовского. С первым он не увидится ни разу, а со вторым пройдет бок о бок немало лет своего багатотрудного жизни в музыке...

Бортнянский имел замечательный чистый и сильный дискант - а такие голоса всегда были редкостью. Потому и выделился молодой человек в первые же месяцы обучения среди своих сверстников.

Кирилл Разумовский, словно забыв о своем гетманстве, прижился в столице и не собирался выезжать в Украину. Но после напоминания императрицы Елизаветы Петровны, был вынужден готовиться к новому переезду.

Может быть, что если бы в 1757 г. не приехал бы в Глухов Гетман, то иначе сложилась бы судьба юного Дмитрия Бортнянского.

 

 

 

                               -7 -

 

 

 

 

В Глухове гетман занимался всевозможными делами в том числе и музыкой. Домашняя гетманская капелла пела для Разумовского по праздникам. В этих концертах принимали участие и хлпчики из глуховской школы. Там и приметил Кирилла григорьевич отличные голоса некоторых певцов. Обратив внимание на малого Дмитрия и узнав его имя, гетман приказал назначить Бортнянского в столичную капеллу.

Летом 1758р. избранные певцы глуховской школы от їжджда-

ли до Петербурга. Среди них был и Дмитрий . Отец, как всегда, не очень радовался музыкальным успехам своего сына. А мать сказала такие слова:

"Знай, что за красивый голос человеку все прощается..."

Больше своих родителей Дмитрий Бортнянский не увидит никогда...

В то же время из Киева везли певцов к Петербургу. В дороге эти две группы встретились и соединились. В киевской группе был 13 - летний мальчик Максим Березовский.

Так состоялась встреча двух выдающихся в будущем композиторов.

В Петербурге новобранцев привели в покои старого Зимнего дворца. Здесь рзташувались специальные комнаты для певцов. Выдали одежду. Накормили. И через два дня привлекли к репетициям.

Началась работа, серьезная, ответственная и тяжелая. Ведь им предстояло петь В лучшем хоре России.

Дмитрию Бортнянскому тогда едва минуло семь лет...

В то время на Российском престоле находилась 48-летняя Императрица Елизавета Петровна. Она очень боялась старости и смерти. По этой причине запрещалось все, что могло напомнить о смерти. Даже пение придворного хора должен был звучать торжественно и радостно.

Чтобы отвлечься от мыслей о возможном бунте, Елизавета почти каждый день в 11 часов вечера слушала оперу, в час ночи ужинала и засыпала под утро.

И недаром. Великая княгиня Екатерина Алексеевна уже не раз была замечена участницей заговора против императрицы. В 1758 г. был раскроет-

 

 

                                   - 8 -

 

 

 

тый мятеж, в котором Екатерина принимала участие.

Но кончилась все тем, что Екатерина вымолила себе прощение у Елизаветы. Елизавета болела, а вместе с ней "болел", ожидая перемен, и двор.

Придворным хором руководил Марк Федорович Полторацкий, который сам учился в Глухове, и, конечно, он сам с благосклонністю относился ко всем, кто прибыл из гетманской столицы.

Полторацкий на собственном опыте знал многогранная жизнь музыканта при дворе. Пел и в хоре, за что не раз был отмечен особо. Принимал участие в оперных постановках в начале итальянской оперы в России. А в 1756г. установили был утвержден в должности директора Придворного хора.

Полторацкий принял новое пополнение хора и разместил их часть в Зимнем дворце, а часть в доме поручика Нащокина, который капелла арендувала для своих исполнителей.

В первые дни прибывшей вдалбливали инструкцию, которой быт певцов был рзписаний во всех подробностях.

Старшие певцы должны были заниматься воспитанием младших. Ответственность за 6-7-летних мальчиков полностью ложилась на взрослых солистов капеллы.

Взаимовлияние старших на младших - лучшая школа. Большинство из них были земляками, порой даже родственниками. У Дмитрия Бортнянского здесь, в Петербурге, служил брат по матери - Иван Толстой.

С первых же дней глуховским школярам пришлось принимать участие в выступлениях капеллы. Не было предварительного обучения. Сразу началась работа.

Но это не значит, что не предусматривалось никаких занятий. Выделялись свои же, известные учителя - Яков Тимченко, Гаврила Головня.

Хоровая русская школа на то время достигла большого совершенства. Теоретические положения о характере и методике вокального мастерства были давно сформулированы и использовались на практике.

 

                               - 9 -

   

 

 

 

 

Изучение новых произведений происходило очень просто. Весь хор делился на несколько ансамблей. В каждый из них включались басы, тенора, альты и дисканты. Затем, после разучивания партий, хор о єднувався и зіспівувався.

Учили в Придворном хоре не только пения. Учили иностранные языки - итальянский, французский. Среди других занятий выделялись "инструментальные студии". Учили играть на разных инструментах.

Тех, кто проявлял актерские способности, Прикрепляли к сухопутного Шляхетского корпуса для обучения театральному делу.

Учили композиции. Преподавателями были иностранцы - Генрих Раупах и Иозеф Старцер.

По окончании каждого года проводился "генеральный экзамен перед директором и полковником М. Ф. Півторацьким" во всех науках.

Кроме того, существовала и нелегкая работа. Певцы хора привыкли к долгих церковных служб, которые ретелбно выстаивала и выслушивала императрица Елизавета. Она любила слушать юных хористов.

Примечательным стал случай, произошедший на Пасхальной службе.

Дмитрий Бортнянский стоял в ту ночь на правом клиросі. Ему было поручено исполнять отдельные сольные партии. Его голос завораживал императрицу. Она испытывала к нему душевную симпатию.

Служба подходила к концу. У Дмитрия была довольно длительная пауза и он незаметно для себя задремал. Когда пришло время ему вступать, регент не услышал его голоса. Произошла заминка, и все увидели спящего семилетнего солиста.

В этот момент императрица приказала не будить парня и отнести его к ее покоев.

Когда Дмитрий проснулся, он не поверил своим глазам. Своим удивлением и детским страхом он заставил смеяться свою покровительницу.

 

 

                                   - 10 -

 

         

 

 

                    

Этот случай, конечно же, сыграл свою роль в судьбе Бортнянского. Но от этого его жизнь не стала легче, скорее - наоборот.

Мальчика, что успешно пел сольные партии Придворного хора, направили к учителей актерского мастерства - в сухопутный Шляхетский корпус.

Что его ожидало в ближайшем будущем, он мог видеть на примере своего земляка - Максима Березовского - что чп глазах у Дмитрия, буквально за год стал таким известным, что получил первые роли в лучших итальянских операх, которые ставила придворная труппа Великого князя Петра Федоровича (сына Елизаветы).

Когда Бортнянский с малолетства начал заниматься актерским мастерством в Шляхетском корпусе, оперы А. П. Сумарокова считались лучшей школой исполнительства, которую нельзя было не пройти.

В 1759р. в Петербурге состоялась премьера премьера русской оперы Сумарокова на музыку Раупаха «Альцеста». Она была выполнена «малыми певчими». Именно в этой опере через некоторое время придется дебютировать и Бортнянскому.

А пока что императрица все больше болела и на первый план стали выходить вкусы и привычки Петра Федоровича. Он представлял собой большой контраст всем царюючим лицам России 18-го века. Он играл и импровизировал почти на всех музыкальных инструментах, по правде говоря, довольно фальшиво, чем была очень недовольна его жена - Екатерина.

Но именно он приказал построить в Оранієнбаумському дворце, в 1755р. Оперный дом. Здесь состоялась премьера премьера оперы Арайя «Александр в Индии»(1759р.). Партию индийского царя Пора исполнил Максим Березовский. В 1760г. Во второй опере «Узнанная Семирамиды» он выполняет также одну из главных ролей.

В обеих операх Березовский был единственным русским солистом. Интересно, что все мужские партии исполняли итальянские примадонны,

 

 

                               - 11 -

                                     

                           

 

 

поскольку на кастратов, вимагавших больших гонораров, у Петра Федоровича денег пока не становилось.

Автора «Семирамиды» Петр Федорович назначил руководителем всей своей музыки. В ближайшее время этот молодой композитор займет место первого придворного капельмейстера.

25 декабря 1761р. Елизавета Петровна умерла. Императором стал Петр Федорович. Он объявил траур на целый год. Оперы прекратились. Итак Дмитрию Бортнянскому приходилось принимать участие в еженедельных церковных службах, петь всевозможные хоровые и сольные партии.

Петр III правил недолго. 22 июня 1762р. он был убит приближенными новой императрицы Екатерины.

Правда, он успел издать один указ, благодаря которому в ближайшем будущем счастливо сложится судьба Дмитрия Борт-

нянського.

По этому указу, способных юношей нужно было отправлять на учебу в Европу. Зприходом на престол КатериниІІ началась новая эпоха в истории Российского государства и врозвитку культуры и искусства-

тва. Музыка также не была забыта императрицей и засеяла при дворе с новым блеском.

Бортнянский продолжал занимать заметное место в хоре. Год от года росло его мастерство. Достигнув 12 лет, он был уже признанным солистом. А через год он дебютировал в опере «Альцеста» в главной партии - царя Адмета(1764р.). Адмет поет вопері три арии. Тринадцатилетний Бортнянский исполнял их в теноровому диапазоне.

31 марта 1763р. КатеринаІІ подписала указ «об выписки на службу ко двору из Венеции славного капельмейстера Галуппи...».

Сделав этот шаг, Екатерина повлияла на судьбу малолетнего певчего Дмитрия Бортнянского. Бальдасаре Галуппи приехал в Петербург почти через два года после издания указа и нашел, что российские музыканты достигли больших успехов во всех музыкальных жанрах.

 

 

                               - 12 -

 

 

                                              

 

В один зперших же дней по приезде доПетербурга Галуппи был приглашен на выступление Придворной хоровой капеллы. Пение хора настолько поразил его, что он сказал:»Такого великолепного хора я никогда не слышал в Италии». Отметил он и некоторых наиболее одаренных солистов. Одним из них был и Дмитрий Бортнянский. Скоро Галуппи узнал, что Дмитрий уже снискал себе славу и на оперной сцене. Бортнянский очень быстро улавливал все, чему его начал обучать Галуппи. Что же касается музыкальной науки, то и здесь чувствовалась фундаментальная подготовка и горячее желание познания нового и неизвестного.

Галуппи был отличным клавесіністом. Он начал заниматься и с Дмитрием. На публичные выступления всегда брал юношу с собой.

Екатерина предложила Галуппи зимой 1766р. поставить оперу. Маэстро приготовил ее, взяв за основу либретто Пьетро Метастазио - «Дидона». К работе над постановкой он привлек и своих лучших учеников, а среди них и Бортнянского. Галуппи заметил склонность и способность юноши к композиции. Он объяснил Дмитрию, что у него наступил такой возраст, когда нельзя петь и поэтому надо заниматься клавесином, оркестровкой, композицией.

Зимой 1766р. состоялась прем єра «Покинутой Дидоны» на імпе -

раторській сцене. Екатерина щедро наградила всех участников спектакля.

Кроме развлекательной музыки Галуппи решил в чем-то реформировать духовное хоровое пение в Петербургских хорах. Но как не старался прославленный музыкант, не приживались его хоры на российской почве. И, понимая это, он выращивает и помогает как педагог юным российским талантам, выделив особо из них Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

Галуппи помогает молодым музыкантам показать свои произведения на публике. 22 августа 1766р. в Янтарній комнате «для пробы придвор - ными певчими пэт был концерт, сочиненный музыкантом Березовским"- так отмечено в камер-фур єрському журнале Катера-

нинського дворца в Царском Селе.

Заканчивался контракт Галуппи. Относительно Бортнянского он

 

                                   - 13 -

 

 

 

 

 

понял, что этого юношу нельзя бросить просто так, что следует объяснить необходимость продолжения его образования. Галуппи сделал все, чтобы добиться своей благородной цели. Он объяснял свои мысли Ди -

рекції придворных театров, убеждал Півторацького, наконец на аудиенции у самой императрицы намекнул на необходимость отправить юношу с ним в Венецию. Императрица согласилась с предложением Галуппи. Таким образом в июле 1768р. два земляка и друга Дмитрий Бортнянский и Максим Березовский покидают Петербург и вместе с учителем Галуппи от выезжающих для дальнейшего обучения в Венецию.

Поздней осенью 1769г. прибыл на Апенинський полуостров юный российский музыкант - восемнадцатилетний Дмитрий Бортнянский. Он имел рекомендательное письмо российского консула Маруція, которого сразу посетил и получил от консула первые советы и рекомендации относительно своей жизни в Италии.

Первые музыкальные впечатления Бортнянского были разнообразными и яркими. Итальянская музыка того времени отличалась внешней праздничностью, легкостью. Даже церковные службы проходили, как хорошо организованы спектакли, оформленные в самому требовательному музыкальном стиле. Эта красота и доступность привлекала к себе массы людей, что искали хотя бы временного убежища в мире душевных конфликтов и потрясений. Она была понятна каждому. Классическая гармония стала новым языком, с помощью которой можно было влиять на чувства и вкусы каждого европейца, был он французом, русским или кем-нибудь еще. Это была сверхсветовая музыка, впитавшая в себе все высшие достижения музыкальной мысли.

Но для того, чтобы по-настоящему слушать и понимать музыку, надо быть к ней серьезно подготовленным. Ее содержание и форму надо было осваивать, а для этого требовались немалое время, силы и в определенной степени - способности.

Отныне музыкант - это была не только и не просто профессия, это жизнь, отданная на служение музе Евтерпі. Но даже потраченные

 

- 14 -

 

 

 

 

силы и время, даже способности не могли бы способствовать успеху и славе, если композитор не был признан в определенных городах, кругах, обществах. Иметь учителя с именем получить диплом и звание какой из итальянских академий или крнсерваторій - ос цель, которая стояла перед всяким юным музыкантом, что прибыл сюда искать счастья.

Итак, Дмитрия предстояла большая и кропотливая работа, обучение и богато на различные события и встречи жизнь.

Дмитрий Бортнянский претендовал на звание "совершенного музыканта", но знание теории и практики ему еще нужно было добыть.

Пошли один за другим долгие месяцы обучения. Бортнянский занимался контрапунктом, играл на клавесине и органе, посещал венецианские театры, не пропуская ни одной важной прем еры.

Любил заходить и в собор св. Марка, чтобы послушать оперных певцов, которые исполняли там партии в мессах.

Ученические опусы юного музыканта становятся все более профессиональными, самостоятельными. Галуппи прививал Бортнянскому произведенный им принцип - "изящество, ясность и хорошая модуляция", что по сути означало умение сочетать простоту, ясность музыкальных фраз, с едва заметной, но впечатляющей игрой мелодии. Систематически, Бортнянскому приходится работать над композицией. Но ему еще не разрешено выступать с большими, закон-

ченими произведениями. Время от времени он покидает Галуппи и путешествует по Италии. Посещает он и Рим, без признания которого, ни один крмпозитор не считался модным. Он участвует в работе Римской академии и папской капеллы.

Бывает Бортнянский также в Болонье и во Флоренции, в Милане и Модене. В болонской академии он встречается с одним ярким представителем музыкальной Италии - падре Джалібаттіста Мартини, у которого в это время учился Максим Березовский. Мартини был очень болен, но все же он вел активную музыкальную жизнь, был первоклассным педагогом. Он обращал внимание своих учеников на древние музыкальные традиции, которые сильно повлияли затем на творчество Бортнянского.

 

                                            - 15 -

 

 

 

 

 

Любимым учеником Мартини был Максим Березовский, которого падре рекомендовал в число Болонских академиков. 15 мая 1771р. Березовский с триумфом сдает экзамен и получает звание maestro, а также титул академика.

Стать болонским академиком привлекательно. Но Бортнянский, обучаясь у Галуппи, не стремился к получению этого звания. Ему было достаточно рекомендаций своего учителя. И вместе с тем звание академика еще не говорило о том, что коипозитор достиг своего совершенства.

Активная творческая деятельность и успехи друга вдохновляли и придавали силы Бортнянскому и им самим определенных успехов.

Здесь, в Италии, ему пришлось столкнуться с непониманием и незнанием итальянцев культуры России. Итальянцы были очень удивлены, когда узнали, что церковные службы в России поются на родном языке, ведь их хоровые произведения были зажаты в жесткие каноны академической латыни.

Музыкальные занятия Бортнянского в Италии не были безоблачным и приятным проведением времени, как может показаться на первый взгляд. Ведь Россия вела войну. Пришлось и Дмитрию принять участие в этих событиях.

Граф Алексей Григорьевич Орлов предложил Дмитрию принять участие в переговорах, которые были связаны с военными действиями, в качестве переводчика. Пришлось на некоторое время отложить музыкальные занятия и поступить на военную службу до графа Орлова.

На эту тему Дмитрий Бортнянский позже не любил разговаривать. Почти тридцать лет назад в одном из служебных бумаг он вспоминает об этом.

Когда военные страсти на Средиземном море затихли, вернулся и Дмитрий Бортнянский в своих основных занятий.

Венеция славилась своими карнавалами. Очередной карнавал должен был открываться прем єрою новой оперы. Втакі дни толпы людей шли в один из главных театральных залов Венеции. Таких залов

 

                               - 16 -

 

 

 

 

было семь: Сан Джованни Крізостомо, Сан Самуэле, Сан Лука, Сан Анджело, Сан Кассіано, Сан Моізе. Но главным среди них считался Сан Бенедетто, что предоставлял свою сцену наиболее известным авторам.

В карнавальном сезоне 1776р. в Сан Бенедетто состоялась прем - премьера оперы на античный сюжет - "Креонт", созданной сіньором Бортнянским, музыкантом из России.

Венецианская публика - привередливая. Ждать можно было всего. Но "Крент" Дмитрия Бортнянского хотя и не имел особливрї славы, но был замечен.

Кто из известных артистов пел в опере Бортнянского - неизвестно. Также ничего не известно и об исполнителях двух других опер коипозитора - "Алкид" и "Квинт Фабий", также написанных на античные сюжеты. Первая была поставлена в Венеции(1778.), вторая того же года на сцене театра в Модене.

В то время автором оперы считался автор либретто, а композитор - лишь оформителем. Поэтому важно было выбрать либретто известного автора. Оперу "Алкид" Бортнянского написал на либретто непревзойденного Метастазио. Автором текста "Квинта Фабия" стал Апостоло Дзено - Выдающийся драматург, либреттист "номер2".

Итак, Бортнянский поступил, как всякий одаренный человек, что плставила себе целью служение обществу: он выбрал для своих опер античные сюжеты, популярные не только по своей теме, но и важны с точки зрения современности.

Алкид, герой одноименной оперы, выбирает путь служения идеалам добра, путь подвигов и побед, борьбы за славу отечества.

Музыка "Алкида" уже более зрелая, чем в "Креонті". Бортнян-

ский стал более внимательным к рисунку характеров персонажей, более разнообразным в мелодике, более розкованим.

"Алкид" - не случайная тема для Бортнянского. Он еще пам - тот постановку в Петербурге "Альцеста" Г. Раупаха, где он исполнял одну из главных ролей.

 

                               - 17 -

 

 

 

 

Бортнянский сам, будучи в Италии, и позже, всю свою жизнь, на протяжении всего своего пути восхождения придворных по ступенькам к славе выдающегося российского музыканта, был примером служения высоким идеалам. Последняя его опера - тоже об этом. Полководец Квинт Фабий нарушает запрет на военные действия, данную ему диктатором Люциєм Папирієм. Он вступает в бой с врагом и одерживает блестящую победу. Папирій прощает полководца за нарушение. Но Квинт Фабий не доволен этим "помилувнням", и тогда судьей выступает народ. Он берет под защиту Квинта Фабия. Нард кладет последнюю точку в этой драме, то есть он и является главным вершителем судеб и дел.

Это было явным ответом на известные слова российской императрицы: "черни не должно давать образования, поскольку... не станут нам повиноваться в то мере, как повинуются теперь."

В 1779г. Бортнянский получает письмо от директора Придвор-

них театров Ивана Елагина, в котором его "просят домой ко двору, взяв с собой все Ваши сочінєнія" и обещают, в случае его желания еще раз посетить Италию - отпустить.

Что же, прошло десять лет. В России много что изменилось. Сми-

нився и фаворит Екатерины. Григорий Орлов уже не пользовался влиянием на императрицу. Его место занял быстро піднімаючийся наверх - граф Потемкин.

Вспомнились и письма Максима Березовского. Его жизнь на родине сложилось неудачно. Уже два года прошло со дня его смерти.

Но надо возвращаться. И осенью 1779г. Бортнянский отправляется в дорогу. Путь был долгим - около 2,5 тыс. Километров. По дороге была встреча с Андреем Кирилловичем Разумовским, ровесником и земляком по рождению Бортнянского, который ехал в Неаполь к месту своего назначения, похожего на изгнание.

Российской границы достигли в середине ноября. Вот она - Россия - заснеженная, свежая, и студеная. Что же ждет впереди?..

 

                               - 18 -

 

 

 

 

 

 

 

Положительные отзывы КатериниІІ и триумфальний прием прочно закрепили репутацию Бортнянского как одного из самых талантливых российских музыкантов. Но должность, которую он получил при дворе, казалась незначительной - придворный капельмейстер, которых там раху-

валось немало. Все главные посты были на то время в руках итальянцев.

Бортнянский вернулся на родину, где, казалось бы, сама судьба должна была бы ему содействовать. И он погрузился в работу. Утром и вечером он играет при придворном певческом хоре, а днем руководит работой хора Смольного института благородных девиц. Между тем успевает создавать собственные хоровые произведения, отдельные романсы, песни, многие из которых позже станут частями его больших опер, также пишет авторские духовные произведения, как, например, "Херувимская".

Хоры Бортнянского, написанные им в то время, пели по всему Петербурге, они уже тогда вошли в русскую музыкальную сокровищницу. Его хоры - Отточенная музыкальная речь, использование всех наиболее известных форм музыкальной выразительности, смелое включение побутуючих светских жанров, таких,как марши, менуэты, канты. Композитор, в жилах которого текла кровь выходца из украинской казацкой семьи, сделал понятными и привлекательными в самых широких кругах свои непритязательные музыкальные произведения. Он был демократичным в своем творчестве и потому пользовался успехом во всех слоях русского общества.

В тот период материальное положение композитора было довольно затруднительным. Единственным его богатством была коллекция картин, что он привез из Италии. А в общем он едва-едва сводил концы с концами.

Но его тревожила другая проблема: негде было приложить свои силы, работать в крупных жанрах.

Композитор время от времени принимает участие в музыкальных постанов-ках. В качестве капельмейстера его имеют за честь в торжественных случаях пригласить весьма почтенные лица. К. Книппер пригласил

 

 

 

 

                               - 19 -

 

 

 

 

 

Бортнянского для участия в оперных постановках своего камерного "Вольного театра". Целыми днями Бортнянский пропадал в театре. И все же монотонно, в каком заповільненому ритме проходили дни, годы...

В столице и по всей стране возникали новые театры. С 1779 до 1787 года открылись Вольный театр К. Кніппера, что давал спектакли в помещении Деревьев каменного театра, новый театр Меддокса - Петровский театр в Москве, театры в Вологде, Тамбове, Рязани, Воронеже, Иркутске, московский Воксал на Рогожському поле, Большой или Кам каменный театр в Петербурге, театр при Московском воспитательном доме и, наконец, знаменитый петербургский Эрмитажный театр.

Большую роль в становлении музыкального искусства сыграли государств-ни мероприятия, проведенные КатериноюІІ. 12 июля 1783г. она подписала специальный указ об опере. Указ по-настоящему регламентировал все действующие в столице театральные труппы - по их направлению и по соответствующему денежному содержанию. По определенному распорядку указывалось проводить музыкальные вечера.

Доставал в указе конкретные указания и музыкант-композитор:"Ка-пельмейстер зобов язаний на каждый год создавать по одной или по две оперы серьезных и по две комических оперы с балетами".

Особенностью нового указа было то, что "воспитанию музыкальной изменения из отечественных талантов отдается сейчас предпочтение".

Этим указом была открыта широкая улица для становления русской оперы. И самое главное - " природные россияне должны пользоваться в том преимуществом перед иностранцами". Это была ощутимая смена для Бортнянского. Именно с этого времени расцветает его оперное творчество.

В 1784р. на период от езду Паізієлло капельмейстером и клавеси-ністом "малого" двора назначили Дмитрия Степановича Бортнян-ского. Он и раньше был в окружении великокняжеской семьи, его музыку

 

 

                               - 20 -

 

 

 

 

 

Хорошо знала и всегда восхищалась ею Великая княгиня Мария Федоровна.

Бортнянский начинает писать инструментальную музыку для "нужд" малого двора, а также дает уроки Марии Федоровне.

Быстро прошел год. Настало січень1785-го года, но Паізієлло в Россию не вернулся. Дмитрий Бортнянский остается на должности капельмейстера при "малом дворе".

Обучая музыке Великую княгиню, Бортнянский должен был заполнить пробел в нотном материале. И он с честью выходит из этого положения, подготавливает для Марии Федоровны целый альбом сонат, предназначенных для исполнения на фортепиано, клавесине и клаве-корди. Этот подарок имел огромный успех и в ответ 30 апреля 1785-го года Дмитрию Бортнянскому был предоставлен первый в его жизни, пока что не высокий, но все-таки, чин - коллежского асессора, по армейскому счету равноценный майорском.

Сонаты с альбома Бортнянского привлекали мелодичностью, особенно тех местах, где среди музыкальных построений типично итальянского характера являлись мелодии и фразы из известных российских или украин-ских песен.

В этот период Бортнянский преподавал музыку также и в Смольно-м институте благородных девиц, и в сухопутном Шляхетском корпусе. Оба эти учебные заведения имели большие традиции в области драматического искусства. Все это способствовало тому, что музыкальный театр в Павловске был одним зведучих в России. Именно здесь была написана Бортнянским на заказ Марии Федоровны в 1786-м году коммерчес-дойная опера "Празднество сеньора".

Все основные артистические силы двора принимали участие в "Празднике сеньора". Успех этой оперы, классная игра актеров, а главное - замечательная музыка вызывали желание випрбувати силы участников в новой опере, более об емкой и сложной. Мария Федоровна заказала Лафермьєру либретто. Уже в июле оно было готово. Здесь же была написана и му-зыка - Бортнянский не заставил себя ждать. Оперу назвали -

 

 

                               - 21 -

 

 

 

 

"Сокол". Композитору согласились где-мотивы итальянской оперы

"Алкид", которую он поставил в Модене.

Прем єра "Сокола" состоялась 11 октября 1786г. Постановка показала виртуозное мастерство российского маэстро, что выписал отдельные арии и балетные вставки изящно и профессионально. Теплота музыки, розкованість и даже игривость были легки для восприятия, а совершенство формы сделала "Сокол" хрестоматийным произведением. Эта опера ставилась во многих частных театрах того времени.

Ровно через год в стенах Павловского театра прозвучала новая и последняя из "французских" опер Дмитрия Бортнянского - "Сын - су-перник или Новая Стратоника". Это была, пожалуй, единственная опера-серіа, написанная российским автором, где одновременно видны и элементы оперы-буффа.

"Сын-соперник" относился чрезвычайно пышно. Декорации вырисовывались долго и тщательно. Костюмы были чрезвычайно феше-небельні. Мария Федоровна с согласия мужа распорядилась выдать актерам все фамильные драгоценности. И все это сияло со сцены різноко-льоровими лучами и украшало спектакль. Не обошлось и без кур-йозу. Иван Долгоруков, распевая арию дона Карлоса, сделал резкое движение, нить в погоне оборвалась и на пол посыпались драгоценные украшения. Оркестр затих. Зал затаил дыхание. Великий князь Павел Петрович вцепился в подлокотники кресла. Но тут же махнул рукой в знак того, чтобы спектакль продолжали. Наступая на сокровища, актеры доиграли третий акт.

"Сын-соперник" стал тріумфрм Бортнянского. Но это была и лебединая песня композитора в оперном жанре. Больше опер соз-рыть ему не пришлось.

Задумал Бортнянский написать оперу на популярный в те годы сюжет "Поль и Вирджиния". Но осуществить задуманное было не-возможно. Служба опять же заставляла отвлекаться на разные мелочи. По требованию двора Дмитрию Степановичу пришлось перевести отдельные номера из "Сокола", которые теперь должен был ис-

 

                               - 22 -

 

   

 

    

              

нять духовой секстет. В этот время композитор работал над знаменитым в будущем Квинтетом, концерт для чембало с оркестром, трехчастной Концертной симфонией. Навсіх придворных праздниках звучит музыка Бортнянского. Времени на написание "Поля и Вирджинии" нет. Пришлось ограничиться рядом романсов на французские тексты. Романсы Бортнянского становятся его новой визитной карточкой для входа в лучшие салоны Петербурга. "Сборник романсов и песен" увидел свет в 1793р.

В связи с постоянными ссорами между Марией Федоровной и Павлом Петровичем течение музыкальной жизни в Павловске было время-шено. Уже никто не заказывал композитору опер. Павел с головой ушел в военное дело. Но и на этом поприще музыка Бортнян-ского сыграла свою роль. Самый популярный военный марш того времени "Гатчинский" был написан именно Бортнянским.

Мария Федоровна подарила Бортнянскому в собственность участ-ку земли в Пваловську. Так он стал владельцем "дачи". Композитору в то время было 45 лет. Он был постоянно занят придворной служ-бой. Времени на творчество не хватало. Денег не хватало на содержание хозяйства. Кроме того, он чувствовал некоторую творческий кризис. Это его очень удручало. Ведь прошло почти двадцать лет после возвращения его из Италии, а он до сих пор остался на найниж-чей музыкальной должности при "малом" дворе.

Но скоро наступили большие перемены. 6 ноября 1796р. умерла царица КатеринаІІ. Буквально в последующие дни - не годы - друзья и ближені Павла Петровича (нового императора) получили важные государственные должности и большие вознаграждения.

ПавлоІ поручил своим подданным привезти из Москвы с Успен-ского собора Кремля все регалии для венчания на царство. Такого еще не бывало. Венчание всегда проходило в Москве.

Но Павел имел свой план. Он собирался совершить обряд поло-данность императорской короны на прах своего отца, убитого трид-

 

 

                               - 23 -

          

                                                                                                  

 

 

 

цять с дишнім лет назад и не встигнувшого короноваться - ПетраІІІ. Этим он как бы демонстрировал справедливость.

Задуманное действо должно было поразить всех. Павел сразу вспомнил о Придворную хоровую капеллу. Петь во время возложения царских регалий должен лучший в империи хор.

ПавлоІ вызвал к себе директора капеллы. Ему доложили, что после смерти Марка Федоровича Півторацького вот уже полтора года на этой должности никого нет. Павел решил дело мгновенно. На п пятый день своего правления он подписал указ, в котором назначил Бортнян-ского управляющим капеллы и дал ему новый чин - коллежский советник, что соответствовало полковнику. Это было 11 ноября.

18 ноября на кладбище Александро-Невской Лавры была рас-крытая могила из которой были изъяты останки ПетраІІІ. 25 ноября, приведены в порядок, они были переведены в гроб и поставлены в мона-стирському соборе. В торжественной обстановке был совершен обряд по-преподавания императорской короны на череп мертвеца. И еще через неделю гроб с уже венчанным императором ПетромІІІ была перевезена к Зимнему дворцу и поставленная у гроба, где уже почти месяц лежало тело КатериниІІ. Так они встретились вновь - бывший муж и жена, император и императрица, жертва и убийца.

5 декабря состоялась церемония отпевания усопших. Хор При-дворної певческой капеллы пел "Панихиду", созданную Бортнянским специально для этого события. Это стало первым экзаменом композитора на новой должности.

Бортнянский вернулся в капеллу, как в родной дом. Но уже для того, чтобы самому быть ответственным за настоящее и за будущее главного хора государства, за судьбу его лучших воспитанников.

Первая же встреча с хором была очень теплой. Хористы с захвати-лением смотрели на известного композитора. Многих из них Бортнян-ский знал. Здесь собрался весь цвет русской музыки. Волнение охватило композитора при первой встрече с хором Придворной со-ственной капеллы. На его плечи ложилась колоссальная ответственность. Не

 

                               - 24 -

  

             

 

 

 

можно было начинать свою деятельность, только повторяя своих предшественников. Но в то же время не следовало и приниматься за какие-нибудь существенные изменения.

Веками складывались традиции русского хорового пения и очень нелегко было определить - куда и как развивать хоровую дело? Что внести нового? Что сохранить в том виде который есть, ачому по-вернуть древнее истинное лицо? Все эти вопросы должен был ре-шувати новый управляющий главным хором Российского государства - Дмитрий Степанович Бортнянский.

ПавлоІ, наводя свои порядки при дворе, приказал сократить численность Придворной певческой капеллы в четыре раза. Бортнянский в письменной форме обосновал невозможность выполнения этого приказа. В то время это могло бы прозвучать как подписание приговора о своем разжаловании, если не хуже. Но, на удивление, результат был фантасты-чним. ПавлоІ, наверное, не мог отказать прославленному композитору. Состав Придворной певческой капеллы остался таким, каким его подал Бортнянский.

Хор для Бортнянского был одной большой семьей. Он сам вырос в этой семье. И теперь создавал все условия для нормального быта и жизни своих подопечных. Он лично прослушивал всех кандидатов в капеллу. Как и раньше, привозили много певцов из Ук-раины. Бортнянский беседовал с кандидатами, проверял в первую очередь их голоса, а потом внимательно изучал способности к другим наукам.

В первые же месяцы капелла под управлением Бортнянского поет в Эрмитажном театре хоровые концерты. Дмитрий Степанович наре-шти добился отделения основного хора от хора, предназначенного для теа-тральных представлений. Зависимость придворной капеллы от оперных поста-новок закончилась, но оставалась вторая зависимость - от непрогнозируемых прихотей императора.

5 апреля в 1797г. в Москве на торжественном приеме в честь коронации Павла хор пел "Песнословие", автором которого был Борт-нянський. Император был доволен.

                               - 25 -

                                                                                                                  

 

 

 

28 апреля 1797р. Бортнянский получает новый чин - стат-ский советник, что соответствует армейскому бригадиру(генералу).

Очень много было у Бортнянского административных и папе-рових дел. Приходилось помогать певцам с жильем. А летом, когда император выезжал в Павловск, певцов приходилось поселя-ты на своей даче. В таких условиях нужно еще и музыку писать, и служ-бу выполнять - управлять певческой делом. А больше всего - заботиться о будущем российского хорового концерта.

Писать хоровые концерты Бортнянскому приходилось давно. В Италии он пробовал свои силы в этом жанре. Вернувшись в Россию, он с большим воодушевлением взялся за создание хоровых концертов. Хоровой концерт стал привычным жанром во времена КатериниІІ. Выполнялся он в первую очередь в кульминационных моментах литургий, а также во время других служб. Тексты концертов составляли строфы псалмов, но порой они определялись самим композитором. Для выявления индивидуально-сти автора музыки в хоровом концерте открывалось немало возмож-ностей.

Бортнянский глубоко понимал силу хорового многоголосия, действие-чу на слушателя. В этом жанре он выражал себя с наибольшей відда-чею. Возможность выявления своих способностей в этом жанре манила его, как, впрочем, и многих композиторов того времени.

Влияние ита лійської традиции в хоровом творчестве Бортнянского весьма ощутимый. Давала себя знать школа заморских учителей. Но он искал иных музыкальных форм. Введение русской песни на теа-тральну оперную сцену также еще не стало определяющей тенденцией.

Один за другим пишет Бортнянский свои концерты. Они печати-ются лучшими издательствами, Выполняются лучшими хора-мы. Но настоящего результата вроде и нет.

Сначала он вводил в музыкальную структуру хоровых концертов мелодии украинских и русских народных песен, лучше лягались-ли в общий строй концертов, потому что были построены по законам гармонии, очень близких к итальянскому стилю.

 

                               - 26 -

 

 

 

 

         

Бортнянскому были близки и пригодились законы древнерусского пения, соотношение и повторения звуков. Все эти достижения он приво-см. к профессиональной формы. Так он делал необычные открытия, впервые определял цели тенденции, которые будут присущи творчеству великих композиторов следующего ХІХ-го века, не только российских, но и европейских.

Бортнянский искал и находил в лучших своих концертах сын-тезисов основных хоровых форм европейской и российской хоровых культур. Это был совершенно новый степень в русской хоровой музыке.

Бортнянский жил тем, что он делал, выполняя свои обязанности и не спеша превращал в жизнь свои замыслы. За тридцать ро-ков им написано более 50-ти хоровых концертов. Почти в каждой линейке его концертов можно узнать мелодии народных песен, маза-рок и многое другое. Результат такого синтеза был впечатляющим. Самые изысканные знатоки европейской музыки были в восторге от почу-тех хоров Бортнянского.

Постепенно, из года в год, Бортнянский добивался от хора капеллы того, чтобы он мог выполнять его концерты на том уровне, который лежал в основе их замысла. Для этого нужна была специальная подго-товка. Хоровые партии делились на пять шесть и даже девять голо-

сел.

Вводились новшества. Производилась агагіка(замедление или ускорение), динамика и артикуляция. В партитуре давались пись-языке рекомендации. Это придавало хора большей организованности. Для упо-рядкування динамики стали использовать обозначение силы звука, нюансов. Это была настоящая наука хорового пения, которая уже обещала дать свои первые плоды.

Теперь Бортнянский решил расширить исполнительскую деятельность капеллы. Начались еженедельные открытые концерты в зале Капеллы - днем по субботам. С самого первого выступления капеллы зал был наполнит-ный. Бортнянский всегда сам дирижировал хором.

Капелла разрасталась, обретала силы, получила успех. Бортнян-

 

                               - 27 -

 

 

 

 

 

 

ский, как педагог и советчик, был нужен всем. Его ученики роз їжд-жались по всей стране и привозили с собой не только традиции, но и произведения своего учителя, сразу же входили в местный репертуар.

Бортнянский в своем хоровом творчестве выразил максимум того, на что был способен сам и на что его могла вдохновить эпоха. Он был одним из немногих музыкантов, который переступил с эпохи Екатерины в Александровскую эпоху, удачно миновав все странности короткого, но помните ятного для страны правления ПавлаІ.

В XIX в. русская музыка вошла мощно, с широким розма-хом. Документы отражают музыкальную жизнь того времени достаточно широко. Начиналась не только новая страница русской истории, но и новая страница русской культуры.

В 1802р. в северной столице Российского государства состоялась важ-лива событие для дальнейшего развития музыки. За інійіативою наиболее передовых любителей музыки было основано Петербургскую филармоний-ну союз. Главной целью союза стало проведение постоянных концер-тов, в которых должны принимать участие лучшие исполнители. На открытии союза для исполнения выбрали ораторию Гайдна "Сотворение мира". Для такого дела пригласили хор Придворной певческой капеллы, который был лучшим на то время.

Бортнянский с удовольствием дал согласие на участие хора капеллы в первом же концерте союза. С 1802р. Придворная певческая капелла была постоянным участником концертов Петербургской філармонійної союза.

Бортнянский становится пропагандистом хорового исполнительства и м-ческого культуры. Среди передовых деятелей русской культуры он уже тогда имел славу знатока самых разных сфер искусства. Он жил в современной ему культурной сфере своим, несколько осбливим жизнью. Его знали и уважали. Приглашали на заседания и вечера, как заслуженного мэтра, как почетного члена. Его мнение ценили и принимали, как ин-струкцию к действию. Но он никогда не зходився с представителями тех или иных течений. Он считал, что его основное дело - капелла.

 

 

                               - 28 -

 

 

 

 

 

Следовательно, никакие общественные течения не проходили мимо него. Обратиться к нему с участием или помощью, особенно в сфере создания музыки, считалось делом почетным. А он и не отказывал, торопился выполнить обещанное. Он щедро раздаривал свои таланты, как и раньше, неустанно проявлял свою творческую многоплановость.

Одним из первых в России Бортнянский начал писать кантаты. Этот жанр нелегко давался композиторам. И в первую очередь потому, что тексты кантат под силу только по-настоящему великим поэтам. Больше всего разнообразных кантат написал Г. Г. Державин. Он же впервые сформулировал сущность жанра и предложил его применения на российской почве.

Бортнянский, имея за плечами багаж знаний музыкальных жанров еще со времен учебы в Италии, применял свои способности во всех видах кантат. Он создавал и пышные кантаты на приезд или отъезд тех или иных коронованных особ. Например, "Гряди, гряди, благословенный" на встречу ОлександраІ. Он писал кантаты для торжественного исполнения-ния в моменты общественной жизни России, как, например,"Любителю художеств" для А. С. Строганова. И, наконец, он писал также и "су-совместно-политические" кантаты, первой из которых была для него "Страны российски, ободряйтесь", созданная в момент, когда российские войска вели боевые действия на берегах Дуная. Почти все эти кантаты написаны на тексты Державина. Так оба художники стали основоположника-мы нового музыкально-поэтического жанра в России.

Год 1812 наступил, сначала ничем непримечательный. Но в июне известие о том, что армия Наполеона двинулась на восток, распространилась при дворе со скоростью молнии.

Русская армия вынуждена была отступать.

Еще одно известие: Наполеон приближается к москве.

Не только воины становились на защиту Отечества. Вместе с ними от-давали свои силы, умение и талант и российские художники, литераторы, музыканты.

Бортнянский уже имел опыт создания военной музыки.

 

                               - 29 -

 

 

 

 

 

Во время событий Отечественной войны он создает то, что тяжело поставить рядом со всем, созданным им в предыдущие годы. То была новая музыка, не похожая на привычные традиции музыки 18-го века.

Сначала Бортнянский создает "Песню ратников". Ее можно отнести к ряду гимнов, которые ему приходилось уже писать. В центре внимания здесь стоит образ русского воина, что выступил на защиту Родины. Незадолго до Бородинского сражения Бортнянский пишет "Марш всеобщего ополчения". Но это произведение требует для выполнения концертного зала, оркестра и, конечно, хора.

Но нужен был такой произведение, который бы мог быть выполнен повсюду, даже в полевых условиях. Им стало произведение "Певец во станет русских во-инов", написанный Бортнянским на стихотворение Жуковского.

Бортнянский создал хоровую, застольну песню. Ее можно было выполнять вместе и отдельно. Сопровождать пение солиста и хора по замыслу должен был симфонический оркестр. Но "Певца" выполняли и совсем без оркестра, как застольну гусарскую песню.

Маэстро исполнил свой долг долг перед родной землей. "Певец во станет русских воинов" - Один из заветов Бортнянского.

Последние годы жизни композитора были зв связаны, как и раньше, с Придворной капеллой. Старость давала о себе знать стоиленістю, заметной для окружающих. Но уважение и преклонение перед авторите-том великого маэстро способствовали тому, что всякое его замечание было для певцов законом. Любовь, с которой относились к композитору в ка-пели, заставила сохранить такую легенду о последних днях жизни Борт-нянського: Больной композитор, чувствуя приближение смерти, призвал к себе лучших певцов и попросил спеть свой лучший концерт - "Вскую прискорбна еси душа моя". Певцы не могли відка-заты своему наставнику. Под звуки этого замечательного концерта Бортнян-ский и умер, сидя в кресле...

Произошло это 27 сентября 1825 года. Похоронили его на Петербурзь-кому Смоленском кладбище возле дверей церкви Ирана Богослова. 1-го

 

 

                               - 30 -

 

 

 

 

 

октября над этим кладбищем раздались звуки багатоголосних господа-хидних концертов Бортнянского, неоднократно звучали при похо-ваннях крупных российских исторических деятелей той эпохи, концертов, с которыми теперь провожали в последний путь их создателя...
 

 

 

 

                               - 31 -

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1). Иванов В. Ф. "Дмитрий Бортнянский". Киев, "Музыкальная

                                                                            Украина",1980.

 

2). Ковалев К. П. "Бортнянский". М., "Молодая гвардия",1989.

 

 

3). Энциклопедия украиноведения.

 

 

4). "Музыкальный энциклопедический словарь". Москва, "Советская

                                                           энциклопедия", 1990.