Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Судьба родного края и украинского народа в поэзии Ивана Франко




Переживание за судьбу родного края и. Франко вынес еще из отцовской кузнице, которая была его первым "университетом". "На лні моих воспоминаний, - вспоминал он потом, - и до сих пор горит маленький, но крепкий огонь. Это огонь из кузницы моего отца. И мне кажется, что запас его я взял ребенком на дальнее путешествие жизни. И что он не погас и до сих пор" Символом вошла отцовская кузница в его поэзию - как идеал общественного и нравственного воспитания:

Вся жизнь Ивана Франка прошло под знаком любви к родному народу. Он не только считал святой долг служить людям, а и благословлял добровольно-но взятый на свои плечи бремя.

Своим творчеством И, Франко совершал безнастанний подвиг - вел свой народ к счастливой судьбы. Уже вторая поэтическая книга "С вершин и низин" (1887) засвід-чила, что в литературу пришел мужественный поэт-гражданин, которому болели несправедливости своего порабощенного, растерзанного враждебными границами народа.

В стихотворении "Гимн" миллионы угнетенных и обиженных позвал голос "вечного революционера", что не мирится с рабством. Разойдясь "по пыльным мужицких избах, по станках ремесленников", этот голос дает людям вдохновение, порождает в них силу и рвение: "Не ридать, а добывать хоть сыновьям, как не себе, лучшую судьбу в борьбе". Важно, что поэт подчеркивает не на руїнницьких призывах, а на великой преобразующей силе "науки, мысли, воли". Именно они противостоят той "тьме", что с давних времен унижала человека, надломлювала ее силы, сводила до положения раба. Энергичный ритм, призывные интонации, высокий гуманистический пафос произведения отражали освободительные настроения не только отдельных социальных слоев, но и всего национально "порабощенного народа. Стихотворение И. Франко "Гимн", как и Шевченко "Завещание", был одним из неофициальных гимнов безгосударственного народа.

Поэзии из цикла "Веснушки" пронизаны пафосом торжества весенних, то есть справедливых сил. Они утверждали непобедимость нового в обществе. В стихотворении "Удивлялась зима" лютая зима удивляется, почему начали таять снега и таять реки". Ей трудно понять причины своей слабости, причины появления того леготу, что "теплом пронима". Зиме невыносимо видеть первоцвет, подснежники, "мелкие цветки, которые посмели "проклюнутись", пробиться сквозь снежную кору.

Зима дует на них морозом, швыряет снегом. Казалось, что уже смерть обняла цветы: они прив'яли, склонившихся под жестокими ударами, И прошла буря. и они снова ожили, поднялись. Все аллегорические образы прямо указывали на неодолимость молодых общественных сил, которые, несмотря на сопротивление, репрессивности антинародной политической системы, продолжали свою борьбу за лучшее будущее украинского народа.

По принципу параллелизма построено поэзию "Гремит!". Весенний гром символизирует приход "благодатной поры", которая возрождает природу. Гром социальных выступлений является предвестником благодатных, счастливых событий в общественной жизни, которых ждут миллионы.

Лирический герой "Веснушек" понимает, что желаемые общественные изменения возможны при условии, когда и он, и его единомышленники будут набираться силы в народе. Такая идея пронизывает поэзию "Земля моя, всеплодющая мать...". Чтобы быть непобедимым в борьбе с теми силами, которые вызывают несчастье в его родном крае, герой просит у родной земли и каплю силы, которая живет в ее глубине, и теплоты, что "расширяет грудь, чистит чутье", и огня, чтобы им "слово налить", "служить правде". Все благотворные качества аккумулируются в заключительном катрене.

Завершается цикл стихотворением "Vivere Memento!", который всеми тремя дванадцятирядкивими строфами конкретизирует смысл латиномовної названия-помни, что живешь!

Весна пробуждает к активности даже охладевшая, тех. кто "вчера тлел" "горя в гробу". Весна смывает с человека грусть и безнадежность, дает ей новые силы. Такой уверенностью наполнены заключительные строки произведения.

В поэзии "Наемник" из цикла "Excelsior" создан образ бесправной человека, Франко в "Увядшем листе" создает обобщенный и достаточно абстрактный женский образ, заботясь о сохранности, о единый монументальный портрет возлюбленной, к которой постоянно обращается его трагическое "я",

Выразительным автобиографическим моментом обозначена поэзия с третьего "пучка" "Трижды мне являлась любовь". Знаем его три любви: одна - "лилия белая", "невинная, как ребенок"; вторая- "гордая княгиня", "тихая и печальная", "как святыня": третья - "женщина или зверь", "сфинкс", "мара", "с острыми кіггями". Силой своего мастерства Франко творит не три лица, а три силуэты одной и той же фигуры.

Поэзия "Чего являешься мне...", что относится ко второму "пучка" - это монолог-исповедь изболевшей души лирического героя. В его воображении лицо любимой, ее осанка, движения, походка. Художественные средства поэзии - эпитеты, сравнения - имеют двойное значение. Они рисуют прекрасную женскую красоту и одновременно передают ледяной холод в отношении лирического героя: "уста твои немые", глаза - "словно колодца дно студеное". Сердце влюбленного лирического героя, "как будто перла в болоте, чахнет". Поэзия полна большого самоотверженному чувства: "Являйся, лапушка, мне хоть во сне!"

Большинство стихов второго "пучка" выдержана в духе народного творчества. В стихотворении "Ой ты, девушка, из ореха зернышко" красота любимого определенной степени противопоставляют застывшим-ется характеру девушки. Сердце - "колючий терновник" слово острое, как бритва", не свидетельствуют о черствость и жестокость героини. Суть в том. что она не любит. Лирический герой не осуждает ее, наоборот, он восхищен красотой глаз, "темнее ночи", ее очаровании, "что зажигает сердце пожаром". В стихотворении много ласкательных форм: сердечко, устонька. Смущенная душа лирического героя еще надеется на взаимность. Сочетание контрастных оценок ("Ой ты, девушка, ясная звезда! Ты мои радости, ты мое горе!") передает взволнованность лирического героя. Это произведение Франко положен на музыку А. Кос-Анатольским.

Яркой народнопоетичною символикой отмечается поэзия "Красная калина, чего в лугу гнешься". Красная калина - молодая, красивая девушка, дуб - могучий, сильный юноша. Произведение имеет форму диалога между калиной и дубом. Отвечает-ючи на пренебрежительные, несправедливые вопросы дуба, калина их опровергает: у нее нет силы тянуться вверх, поэтому и свои ягодки схиляс наземь. Повторение в каждой строфе окончания предыдущего нечетного строки концентрирует внимание на висловле-ней мысли, усиливает мелодичность звучания произведения.

Гений Франка наиболее полно раскрыл себя во втором "пучка" стихов "Увядшие листья". Обработки народных песен или стихи, написанные специально в народнопісен-ном ключе, минорные и драматические по содержанию, входят в "Увядшие листья", по словам Д. Павлычко, "как солнечные лучи в осеннюю веточку". Здесь есть вещи такой простоты и глубины, что их можно причислить к самым которые более гениальны поэтических творений мировой любовной лирики.

Лирический герой Франко здесь маііже незаметно иронизирует: не тревожься, это не сирота, не нищий, а всего-навсего пришла любовь. Этот стих - как бриллиант-самородок, без него трудно представить себе гигантский материк Франко поэзии.