Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 32. Богдан-Игорь Антонич (1909-1937)

 

Богдан-Игорь Антоныч родился 5 октября 1909 года в селе Новица Горлицького уезда на Лемковщине (территория между Восточными Бескидами, реками Саном и Попрадом и на запад от Ужа). Ныне - территория Польши.

В 1928г. Богдан-Игорь поступил на гуманитарный факультет Львовского университета по специальности «славянская филология». Параллельно с общими филологическими студиями и поэтичным творчеством Антоныч много внимания уделял овладению украинским литературным языке, чему способствовало внимательное чтение и проработка произведений украинских писателей. Впервые публично с чтением собственных произведений Антоныч выступил 20-летним юношей 1929 года как член общества студентов - украинистов в «Живом литературной газете».

После окончания университета Б.-И. Антоныч получил степень магистра философии и магистра польской филологии. На государственную службу Б.-И. Антоныч не пошел, потому что во времена польского господства украинцу достать ее было очень трудно. Он начал сотрудничать в львовских украинских журналах, сборниках, выступал со стихами и статьями на литературные и художественные темы.

6 июля 1937 года Богдан-Игорь Антоныч умер. Похоронен во Львове.

Первый сборник стихов Б.-И. Антонича «Приветствие жизни» вышла в 1931 году, когда автору было 22 года. Впоследствии появились еще две: «Три перстня» (1934) и «Книга Льва» (1936). Уже после смерти поэта увидели свет «Зеленая евангелия» (1938) и незаконченная сборка «Ротации» (1938).

Б.-І.Антонича называют украинским Рембо.

Мир тем и образов Антоничевої поэзии формировался и развивался под влиянием двух мощных ощущений: ощущение укорененности в родной лемковское среду и переживания, переосмысление единства Вселенной, который для Антоныча был полон тайн и загадок, а человек виделась его неотъемлемым компонентом, частью мировой гармонии.

«Поэзия Б.А. Антоныча - это национально-религиозная картина мира, реконструированная на базе творческого восприятие украинской мифологии и мифопоэтики Кобзаря» (О. Пономаренко).

Особенности творческой манеры Б.-І.Антонича

1. Культивирование язычества (язычества) как эталона естественности;

2. мифологическое мировосприятие;

3. языческие и христианские мотивы служат поэту строительным материалом для собственного поэтического мифа;

4. афористичность;

5. особая метафоричность стихов. По наблюдениям Н. Варич, именно метафора

через ее способность внезапно сблизить два явления, создавая новую художественную реальность, больше всего соответствовала главной цели поэта: создавать отдельную действительность, а не воспроизводить имеющуюся;

6. разрушение ассоциативных стереотипов;

7. активное образное использование лексики на обозначения бытового жизнь украинцев;

8. философское переосмысление библейских мотивов;

9. природа в Антонича персонифицированная и приобретает символического и мифологического значения;

10. мотивы круговорота, возрождение природы, которые занимают центральное место в поэзии Антонича, указывают на возможность возвращения к началу человеческой жизни, к детству;

11. попытка обрести утраченную в цивилизации гармоническое единство человека и космоса природы.

«Рождество»

Родился Бог на санях в лемківськім городке Дукли.

Пришли лемки в крисанях

И принесли месяц круглый,

Ночь в снежной завии

крутится вокруг крыш.

В ладони у Марии

месяц - золотой орех.

Анализ стихотворения «Рождество»

Стихотворение «Рождество» принадлежат к сборнику «Три перстня». Название сборника имеет глубокую философскую подоплеку, ведь тремя перстнями есть перстень песни, перстень молодости и перстень ночи. Стихотворение Б .-И. Антонича «Рождество» - едва ли не самая глубокая попытка в украинской модернистской поэзии постичь миф о рождении Христа, который в поэтическом воображении перенесено в Украину, хотя важно уточнить географическое пространство, в котором происходят события, ведь Украина Б.-И. Антоныча - это прежде всего его родная Лемковщина.

Как замечает С. Росовецкий: «Одной из мировоззренческих предпосылок идеи переноса биографии Иисуса Христа в Украину было общеевропейское средневековое восприятие истории. Известно, что средневековый человек не замечала медленных изменений в обществе и природном среде, а в современности видела лишь повторение того, что уже было раньше. То не удивительно, что уже византийские иконописцы переодели персонажей Библии в свои хитоны, туники, гиматии и мафорії, а на берегах средневековых западных рукописей они появились в костюмах «варварских» королей, рыцарей и крестьян».

Вполне справедливо мнение Д.павлычко, который утверждал, что «Антоныч напоминает народных резчиков, что лицо распятого Христа творили по образу своего лица или чаще на вид лицо того нищего, что слонялся под лемковской церковью».

В Антонича рождения Христа изображается уже не как догадка царя Ирода, а как событие поэтической реальности. И хотя стихотворение «Рождество» звучит идиллически, но в строках «Родился Бог на санях в лемківськім городке Дукли...» есть и нотка беспокойства: «на санях» в древности - и не такую уж и дальнюю (кое-где еще в начале XIX в. ) - хоронили покойников.

В стихотворении «Рождество» в зимнее время происходит что-то особенное, мистериальное - в Дукле родился Бог на санях. Образ «саней» сразу настраивает на восприятие ожидания опасности. Однако, возможно, стоит учитывать вот какой компонент: время Рождества, время рождения и смерти Христа не имеет линейности; это мифическое время, в основе которого - цикл, вечный круговорот, ведь ежегодно в тот же период это действо повторяется, Христос опять рождается, а потом снова погибает. Поэт трансформирует историю своей земли - он превращает линейный хронос (время) на циклический и линейный одновременно, ведь история Лемковщины как определенного географического региона - это линейная модель развития, но именно в этом месте (не в Палестине, а на Лемковщине) рождается Бог. Итак, поэт замыкает цикл, подводя к истокам возникновения лемковского космоса миф о рождении Христа. Поэт даже конкретизирует местность, где родился Бог, - это Дукли.

Второй образ, который возникает в стихотворении, - это образ Марии. Дитя только родилось, но время мифа - это особое время, сконденсированный, вечность опроявлює себя за миг и мгновение, наоборот, продолжается вечность.

Сложными являются образы месяца - золотого ореха в ладони у Марии (возможно, речь идет о Богородичный хлеб, специфическая паляница). Золотой цвет прежде всего ассоциируется с Божественным. Образ руки, в которой Божья Матерь держит месяц-орех, символизирует, якобы Мария все же имеет волю над тем, что произойдет, будто она своей рукой может решить судьбу сына. В любом случае можно сказать о том, что анализируемая поэзия Антонича имеет два планы: человеческий и Божественный, земной (реальный) и мифический (сакральный, бесконечный).

Для понимания поэзии Б.-И, Антонича «Рождество» стоит прибегнуть и к фонічного анализа. Так, исследователь Игорь Качуровский отмечает, что «время звуковая организация символической поэзии помогает лучше раскрыть ее содержание и сама приобретает определенного символического

значение». Звук «у» для исследователя, прежде всего, ассоциируется с печалью и тоской. Особое символическую нагрузку имеет и звук «л» - это один из тех звуков, что их чаще всего употребляют поэты в символическом значении. Зато, где «л» співдіє, по выражению Качуровского, с «г», символика превращается в мистику.

Как можно заметить, в стихотворении Б.-И. Антонича «Рождество» поэт чаще всего прибегает к использованию звуков «в», «л», «н». Второй звук, как было отмечено, указывает на символическое значение поэзии, ведь сам звук имеет символическую нагрузку, первый ассоциируется с грустью, тоской. Также хочется заметить и относительно употребления звука «ц» в стихотворении «Рождество». Этот звук обуславливает довольно специфических ассоциаций, определенной ляльковості, поцяцькованості.

Таким образом, в стихотворении Б.-И. Антонича «Рождество» поэт попытался по-своему постичь миф о рождении Христа.