Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

КРАСОТА РОДНОГО КРАЯ

 

Леонид Смелянский

ЛИДЕР

Первый подбежал к голубя Степанко. Он осторожно взял окровавленного птицу в ладони и почувствовал, как тіпалося у него сердце, а глаза то заплющувались, то снова раскрывались. Он не пробовал вырваться из рук или даже пошевелиться.

- Смотри, смотри! - воскликнул один из мальчишек, показывая на клюв птицы.

Действительно, часть верхней половины клюва была отломана и весь клюв закривавився. Теперь уже не было надежды, что птица будет жить...

Отцу Степан рассказал, как они бежали в луге с купания домой и увидели невысоко вверху голубя и как из-за ив вдруг коршун вскочил и схватил голубя в когти. Они видели, как беспомощно упирался в когтях хищника красный красавец...

Отец осмотрел раненую птицу и сказал:

- Без еды долго не протянет. Да и видишь, израненный весь. Чтобы немного успокоить сына, мать взяла у него голубя и осторожно смыла кровь. Степан раскрыл птице клюв и попытался увілляти в горло каплю воды. Вода лилась на пол, и парню казалось, что голубь проглотил одну маленькую, как слеза, капельку. Теперь кто-то из мальчиков держал птицу, второй силой раскрывал ему клюв, а Чубарик лил в горло почти неживом птице ложку за ложкой холодную воду. Все-таки вода лилась на пол. И вдруг все увидели, что голубь начал жадно глотать живительную влагу. Теперь это уже хорошо заметно.

Но и после того голуб беспомощно лежал на боку, растопырив крыло, будто укрывался ним. Дети намостилы птице мягкую постель из ваты в старой картонной коробке из-под обувь и поставили возле Чубарикового кровати. Когда они ушли, Степан сел возле коробки судьбы и тревожно следил за дыханием птицы. Глаза у голубя были закрыты, бока то вздымались, то западали. На сломанном клюве закипела кровь.

Степанко дул на голубя и находил под перьями следы когтей. Тогда он разыскал бутылочку с зеленкой и мазал ранки. Голубь весь покрылся зелеными пятнами. И важно было то, что он жил, хоть и казалось минутами, что умирает...

К вечеру он еще трижды поил птицу холодной водой. Раз в раз в дом заходила иметь:

- Не ломай голову с ним1, сын, все равно не будет жить. Отец тоже это говорит. А он знает...

Степан не бросал голубя. Поздно вечером мать с трудом заставила его лечь. Долго не мог заснуть Степанко. Все прислушивался, не шевельнется его голубь, и не услышал ничего. А рано утром, только проснулся, сразу вскочил в коробки. Голубь лежал, как и вчера, на боку, растопырив одно крыло. Только глаза были открыты, и он испуганно смотрел на парня.

- Живой! - закричал громко Степанко. - Живой!..

Он выбежал из дома к матери. Помчался к ней напрямик по грядкам. Иметь підгортала картофель.

-Теперь будет жить! Будет жить! - звал к матери еще издали. Мать бросила тяпку и прижала Мальчика к себе.

- Ах ты ж мой Чубарику невезучий!.. Пробуй еще кормить - может, будет.

Степанко снова помчался к дому. И все же накормить птицу не везло. Голубь резко дергал головой, и зернышки пшена разлетались по полу. Зато воду, которую лил ему в клюв Степанко с чайной ложки, голуб глотал охотно, поднимая каждый раз голову. И вдруг мальчик увидел, как одна капля воды, упавшая на кучку пшена, втянула в себя несколько зернышек. Образовалась совсем малюсенький комочек с пшоняних зерен. Она была размером как горошинка. Эту комочек Степан положил голубю на нижнюю половину клюва. Но тот не смог захватить зернышки сломанной верхней половинкой. Тогда Чубарик силой раскрыл птице клюв и засунул комочек пшена глубже. Птица не шелохнулся и не глотал зернышек. Тогда Степан вылил в клюв ложечку воды. И птица совсем неожиданно поднял вверх клюв, вытянул шейку и проглотил и воду, и зернышки. Чубарик завизжал2 с радости и аж подпрыгнул на месте. Потом повторил все еще раз. Голубь проглотил снова. Еще раз, и еще, и еще...

И с того дня Чубарик старательно кормил своего голубя. Тот вскоре привык к своему спасителя и уже не пугался, когда мальчик брал его в руки.

Прошло много дней. Проходило лето. В сарае, под самой крышей, Чубарик прибил к стене старый ящик, подложил туда соломы. И голубь там жил. Зажили его раны. Он теперь свободно вылетал из сарая и садился на открытом окне Степанковой комнаты. Если мальчик спал, голубь бегал по подоконнику, отдувал зоб и долго гудел: "Гу-у, гу-у, гу-у..." И если Степан не просыпался, потому что спал теперь прочно, то голубь влетал в комнату, садился прямо на плечо Степану и начинал гудеть. Чубарик вдруг просыпался и начинал кормить своего любимца. Нет, птица остался жить! А как он летал!

У одного из соседей на выселке3, молодого шофера грузовой машины, были доброй породы голуби. После работы он выпускал их из голубятни, и они сами снимались с крыши и часами кружили высоко вверху над своим домом4.

Чубариків голубь каждый раз с крыши своего сарая следил за этим соседским табунком. Степану казалось, что в ясных глазах птицы он замечает зависть. Замечательный его голубь завидовал другим, веселым табунком парили5 так высоко в лазури. И однажды, когда соседские голуби только начали подниматься широкими кругами вверх, Степанків красавец не смог себя сдержать, сорвался с места и присоединился к группе. Но он не смешался с чужим табунком, а летал над ними, чуть выше. Как летал! Захвачен Чубарик не одводив и на мгновение своего взгляда от любимца. Даже соседа, большой знаток в голубином спорте, умиленно следил за "чужаком", а потом таки не выдержал и крикнул через два двора к Степанка:

- Вот красота! Вот это лидер!.. По таким полетят!

А Чубарик и сам был горд за своего голубя, за своего Лидера, как прозвал его сосед.

А то поднимался над всеми, на какую-то почти неуловимую мгновение останавливался на месте и вдруг начинал быстро-быстро вертеться через крыло и молниеносно падать. Ниже ниже... "Неужели не остановится и упадет на землю?" - вспыхивала мысль и в Степанка, и у соседа. И красавец еще высоко над землей, так же внезапно обрывал свое падение и могучим порывом снова взлетал выше за весь табунчик и снова перебрасывался на крыло и вертелся, как диск в спортивном соревновании, молниеносно падая. Это было удивительное искусство вертуна замечательной породы. Он давно не взлетал в высь, скучал по голубизной, и теперь играл над землей, видимо, любуясь и сам своей силой и сноровкой...

Уже так высоко были голуби, зоркие глаза Степану6 улавливали только темные пятнышки их в небе. Потом и те крапинки трудно было уловить в лазури. Вот они уже только на мгновение блимнуть в глазах и исчезают. Вот уже и совсем не видно их, исчезли из глаз, Чубарик был полон гордости за своего Лидера. Парень не сомневался, что именно он потянул всех за собой в высь. И только теперь он заметил, что вокруг уже темнеет. Все больше и больше. А голуби все не возвращаются к своей дома. Там, высоко, еще светит солнце, и они купаются в его лучах.

Вскоре потемнело небо. Высыпали звезды. Голубиная стая осталась ночевать в небе. Чубарик не раз слышал, как хвастались старые голубятники7, что их голуби иногда остаются на ночевку в небе... И когда парень уже спал, ему мерещилось8, будто над их висілком кружат в небе стайкой звезды и что на самом деле то не звезды, а голуби. А самая большая звезда - то его Лидер, недаром же и звезды время вертятся, падают, как и его голубь.

Был месяц сентябрь. Как раз начали ходить в школу. Чубарик - уже к третьего класса. А потому, что у него был голубь, он сдружился с двумя учениками третьего класса, у которых тоже были голуби. Они часто ходили друг к другу и хвастались своими любимцами. Старший среди них Андрюша, которого оставили на второй год в третьем классе. Вот однажды он и говорит своим подружкам:

Описание: E:docukrlitukrlit5.filesimage075.jpg

 

- Давайте занесем по одному голубю куда-нибудь километров за пять и более. Пусть учатся отыскивать свой дом.

Ребята согласились. Второго дня взяли по голубю и поехали автобусом до города. Пошли на Центральный стадион и там пустили голубей. Потом немного погуляли по киевским улицах и поехали домой. Никто и не знал, что они ездили.

Через несколько дней, также втроем, заносили голубей в другую сторону - до соседнего села. Сразу после школы пошли, а еще и не темнело, как вернулись. Матери Чубарик сказал, что остался в школьной мастерской столярничать.

Понравилась ребятам эта штука. Вернется Степан домой, а Лидер на крыше сарая, ждет его, чтобы накормил. Уже научился сам кушать. Підставиш ему сосуд с просом или гречкой, он погрузит свой покалеченный в клюв зерно, потом умокне в воду и глотает. Вскоре Андрюша подговорил ехать с голубями далеко, до последней остановки автобуса по городом - аж за тридцать километров от их выселка, ехать надо было утром и не идти в школу. Степа боялся. И в конце концов согласился. Только условились9 никому не говорить, чтобы ни в школе, ни дома никто не узнал. Насобирали за несколько дней денег на билет, поехали. За час оказались в каком-то неизвестном Чубарикові селе. И Андрюша ходил здесь, как у себя дома. Голубей пустили возле школы. Все было бы хорошо, если бы Андрюша не задрався10 с учениками, что именно гуляли во время перерыва. К счастью, прозвенел звонок, и ученики побежали в классы. Все-таки кто-то из учеников дал на прощание пинка Андрюше, что он аж упал...

Невеселый возвращался Степан домой. Мать выглядела его на калитке, потому что ученики уже давно пришли домой.

- Уроки готовил вместе с ребятами. Задачи решали11...- соврал матери Степанко.

А еще за несколько дней учительница поставила в дневнике Степанку сразу две двойки - с арифметики и языка. И двойки не были страшны Чубарикові. Он знал, что они в него будут всегда, потому что он невезучий. Хуже было то, что директор школы позвала к себе отца. Именно этого больше всего боялся парень. Отец лагодився ехать12 в какую-то дальнюю командировку. С завода посылали. Когда бы директор сообщила отца на один день позже, он уже был бы в дороге, а вместо него пошла бы иметь. Совсем было бы иначе. Но Чубарикові всегда не везет... К директрисе отец ушел перед самым отъездом. И там он откуда узнал про все: и про двойку, и про далекое путешествие с голубями... Парень слышал, как батько, вернувшись домой, говорил матери.

- Всем причина - голуби. Парень забыл и про уроки. Ему , вишь13, никогда. Он за голубем мира не видит. Счастье его, что мне сейчас до поезда ехать, я бы с ним не так говорил. Но все равно придется ему хорошо надрать задницу14...

"Е, - подумал Чубарик, и скорее из дома, и на огород, и в кусты. - Пережду, пока отец не поедет", - решил. Затем перелез через забор и - в луг. Не найдут!..

А когда часа через три вернулся домой, отца не застал. "Ну, вот и чуб целый", - подумал парень и обрадовался. Пошел в сарай к своему голубя, а его нет. Побежал встревожен к матери. Что-то здесь почувствовал он не совсем хорошо. И действительно, мать сказала, что отец забрал голубя с собой и пустит его за тысячу километров от дома.

- Так что попрощайся со своим вертуном. Повертися теперь сам. А за что тебе это - хорошо знаешь...

Упал Чубарик лицом в подушку и расплакался так, как еще никогда не плакал. И мать и не подошла в этот раз к нему.

Никому в школе не рассказал Чубарик о своем горе, а только сидел себе тихо, ни к кому не говорил и не выбегал, как до сих пор, на переменах гулять. И часто исподтишка15 плакал. Ребята спрашивали, и учительница допытывалась - не сказал Степа, чего грустит. Шли дни, а он не веселішав. Спросит его что-нибудь учительница на уроке, как и других, а он вскочит и стоит молча. А начнет учительница расспрашивать, чего он такой, Степан возьмет и расплачется, как ребенок. Одного раз пришла учительница к Степанковой матери. Закрылась в другой комнате. Долго сидели. А когда учительница ушла, мать сказала Степану:

- Отец вернется, купим тебе пару лучших голубей. Отец настоящего голубятни16 смастерит. А плакать нечего17. Посмотри, какой стал...

Степанко расплакался:

- Кто его там будет кормить?

- Найдет себе.

- Не найдет...

Горе его было такое большое, что он и сам отказывался есть. И таки действительно осунулся. Часто куда-то ходил уединением18. А возвращался - мать видела его лице следы от слез...

Где-то на десятый день вернулся из командировки отец...

Как и каждую ночь теперь, Чубарик спал тревожно, бросался, что-то выкрикивал. И каждую ночь ему снился Лидер. Приснился он на самом рассвете, и еще как-то так приснился, как никогда. Якобы принеслась откуда-то неизвестная Степанку голубка, села на голубничок, на ту полочку, наискосок по крыше прибита. А Лидер ходит круг нее, низко надувает зоб и все: "У-у-у... у-у-у..." И хвост растопырил веером, аж по полочке метет. Мечтал Степанко, чтобы у Лидера была своя голубка и гнездышко. А вот какая-то и приблукала и хорошая-хорошая, сама белая, а крылышки красные-красные, будто она в ярком джемпере. Что-то голубка Лидеру скажет тихонько, а он тогда снова: "У-у-у... у-у-у..." И еще сильнее воло надувает. И с радости Чубарик как закричит во сне и проснулся. Волшебный сон пропал, а только вуркотіння слышать над самым ухом. Протер Чубарик глаза, а над ним его Лидер, по деревянной спинке кровати ходит и: "У-у - у... у-у-у... " Его будит, кушать просит.

Чубарик как подскочит на кровати, как закричит от радости. А Лидер сам в руки идет. Степанко его целует, к лицу тулит, по кровати скачет и все не верит, что это ему не мерещится во сне. Тут озабоченные и перепуганные мать и отец повбігали. Они только проснулись. У матери аж слеза покатилась по щеке. А изумленный отец только и воскликнул:

- Ты смотри! Более тысячи километров - а нашел... Вот это дружба!..

 

1 Не ломай голову с ним - не беспокойся о нем. 2 Заверещати - очень громко закричать. 3 Поселок - небольшое село. 4 Дом - дом. 5 Парить - летать. 6 Зоркие глаза - острые глаза. 7 Голубятники - люди, которые разводят голубей. 8 Мерещиться - казаться. 9 Умовитись - договориться. 10 Задратися - поссориться. 11 Задачи решать - решать задачи. 12 Чиниться ехать - собираться ехать. 13 Бач - видишь. 14 Надрать чуб - наказать. 15 Тихо - тихо. 16 Голубятня - жилье для голубей. 17 Плакать нечего - не надо плакать. 18 Ходить в одиночку - ходить одному, без никого.

 

Кто? Что? Когда? Почему? Как?

 

1. О чем рассказал Степан отчество? 2. Как мальчик спасал птицу?

3. Почему сосед назвал голубя Лидером? 4. Что предложил Андрюша?

5. Почему в дневнике Степана появились двойки? 6. Как отец решил наказать мальчика?

7. Что случилось у Степанка? 8. Как птица доказал мальчику свою дружбу?

 

УПРАЖНЕНИЯ и ЗАДАЧА

 

I. Объясните значение выражений:

Без еды долго не протянет. Она была величиной с горошину. Степанків красавец не мог себя сдержать. Захвачен Чубарик не одводив и на мгновение своего взгляда от любимца. Зоркие глаза.

Вскоре Андрюша подговорил ехать с голубями далеко. Отец лагодився ехать.

II. Дополните предложения словами из текста:

1. Он осторожно взял окровавленного птицы и почувствовал, как ...

2. И с того дня Чубарик старательно кормил своего голубя. Тот вскоре привык к своему спасителя и уже ...

3. И когда парень уже спал, ему казалось, будто ...

4. К директрисы отец ушел перед самым отъездом. И там он ...

5. Степанко его целует, к лицу тулит, по кровати скачет и все не верит, что...

III. Замените подчеркнутые слова близкими по содержанию:

1. Без еды долго не протянет.

2. Раз в раз в дом заходила мама.

3. Голубь резко дергал головой...

4. Чубарик был полон гордости за своего Лидера.

5. А плакать нечего.

IV. Переложите на родном языке:

1. И если Степан не просыпался, потому что спал теперь крепко, то голубь влетал в комнату, садился просто на плечо Степану и начинал гудеть.

2. Ребята часто ходили друг к другу и то и дело хвастались своими любимцами.

3. Голуб долго не взлетал в высь, скучал по голубизной, и теперь поднялся над землей, видимо, любуясь и сам своей силой и сноровкой.

4. Чубарик как подскочит на кровати, как закричит от радости.

V. Поделите текст на отрывки, дайте им заголовки.