Много современных ученых склоняется к мысли, что характер человека, его наклонности,
таланты закладываются еще до его рождения, а условия жизни, социальное положение дают
возможность человеку или реализовать свой талант, или закинуть
его.
К сожалению, Чипка Варениченко - главный герой романа П. Мирного и И.
Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?» - запустил талант земледельца, а умение
повести людей за собой превратил в воровское ремесло. Все свое злое жизни он
объясняет поисками правды.
Когда на собственной ниве он собрал хороший урожай, пришла страшная весть: в
него обманом отбирают землю, Цепкая столкнулся с жестокой несправедливостью.
Он протестует, но все больше скатывается на скользкий путь, п’яницями и бродягами грабит, хулиганит,
пьянствует, тратя последние деньги. Не смог пропить только ржи, что вырастил
собственными руками, окропил собственным потом, не продал его за бесценок, а подарил
товарищу. Этот поступок был последней искрой, что отделяло в его душе добро
от зла, и она быстро угасла.
Когда не стало чего пропивать, компания Корточках решила обокрасть господина.
Варениченко идет на это вскользь, но, когда их разоблачил сторож, он убил его, так
пшеницу-то они действительно украли у господина, но жизнь отобрали у такого же бедняка,
как и сами - у простого сторожа.
И снова рекой льется водка, ею заливается совесть, водка и выгнала
мать из дома.
Со временем человек понял, что надо вести себя иначе, честной работой
прикрывать свои преступные наклонности и намерения, но даже любовь - самое сильное
человеческое чувство - не смогло изменить коварную злую сущность Корточках. Все свои
преступления он прикрывал высокими словами о поиске правды, а любые свои
невзгоды воспринимает как всечеловеческой трагедии, желая мести, так же грабит,
убивает, независимо от того, кто перед ним - пан или свой брат - земледелец, и
утешает себя водкой...
Занимаясь разбоем, он опьянел от крови и от осознания собственной
силы и власти над людьми. Последнее преступление его компании - убийство семьи
казака-хуторянина Хоменко, и этому нет оправдания. Миллионы людей живут в
одинаковых социально-исторических условиях, испытывают одинаковых бед и издевательств, и почему
же одни живут по законам добра и справедливости, а другие становятся на путь
преступления? Ответом на этот непростой вопрос может быть жизнь каждой отдельной
человека.