Статья
Иван Котляревский
И.П. Котляревский - автор первого драматического произведения в украинской литературе. (Наталка Полтавка)
Пьеса «Наталка Полтавка» написана И. Котляревским для нужд Полтавского театра 1818 г. - именно тогда, когда Драматург находился там на посту руководителя.
Зритель украинского театра был самый разнообразный, но И. Котляревский хотел видеть в театре больше всего простолюдина, поэтому основой для его пьесы стала живая действительность, тогдашнее народное жизни, и героев он выбрал также из народа.
Конфликт в произведении выстраивается из двух сюжетных линий: первая - Наташа любит бедного парня - сироту Петра, несколько лет ждет на него. На пути к счастью влюбленной пары становится социальное неравенство. До Наташи сватается господин возный - это вторая сюжетная линия.
Жанр своей пьесы И. Котляревский определил так: «Оперетта малороссійская». Называя драматическое произведение оперой , Котляревский имел в виду то, что как в классическом музыкальном произведении сочетается инструментальная музыка с пением, так и в его опере сочетаются высказывания, монологи героев с пением.
Образ Наташи - героини произведения - внешне вроде простой, раскрыт И. Котляревским в движении, в действии, в противоречия. Вот ее первая встреча с возним. Девушка делает вид, что не понимает его ухаживаний, и возный обличает его «лукавство». Тогда Наташа пытается убедить его в глубокой различия их сословных позиций: «вы богатый, а я бедная; вы возный, а я простого рода». Когда же пристав обнаруживает назойливость, она возвращается к прежней тактики: будто не понимает его притязаний и, наконец, чтобы завершить разговор, просит не смеяться с нее.
Другая Наташа в разговоре с матерью. Она готова уступить ей во всем, поэтому, учитывая жалобы матери, что они обнищали, она, наконец, на ее просьбу соглашается больше не ждать Петра, а выйти замуж за того, кого пожелает мать. Такое поведение ничуть не противоречит характеру героини, ведь Наташа воспитана в духе почета к старшим, к матери.
Стремясь успокоить мать своим обещанием, Наташа думала, что в ближайшее время ей не грозит вступить в брак с нелюбимым: «Женихи, которым я ответила, второй раз не привяжутся; возному так отрезала, что должен одчепитись, более, кажется, нет на примете».
' Однако она и подумать не могла, какой настырный в своих притязаниях возный. Поэтому приход выборного со сватовством возного зроджує в душе Наташи смятение, но теперь она, вопреки собственной воле и согласно с обещанием матери, должен согласиться на помолвку с возним.
И когда неожиданно возвращается Петр, Наталья без колебаний вступает в борьбу с обычаями, со своим женихом возним и, наконец, выходит замуж за Петра.
В создании образа Наташи важными являются народно песенные основы - ведь с появлением Наташи на сцене звучит украинская песня. В равной степени удача Наташи раскрывается через основы народной морали. Этот образ является воплощением женского типа украинки, в его лучших качествах.
Петр - до пары Наташе: он, хоть и не такой сильный нравом, как его возлюбленная, однако ряд качеств в нем также говорит об умении сопротивляться испытаниям жизни.
Судьба не баловала Петра детства: сирота, он нашел приют в доме Терпила, отца Наташи,-как слуга. А когда парень влюбился в Наташу,-старый, тогда состоятельный, велел Петру приобрести состояние, а с ними - доказать состоятельность на брак с Наташей.
Петр должен был отправиться на заработки.. И за его отсутствия много воды утекло: старый Терпило, которому в своей состоятельности хотелось приобщить и шанобу к себе, стал разбираться с господами, а те всячески пользовались с его имущества - пока Терпило не обнищал и с горя не умер. Жена и дочь вынуждены были покинуть Полтаву и перебраться в пригород.
Наталья стала зарабатывать на хлеб, а мать, старая Терпилиха, взялась размышлять над устройством Судьбы своей дочери.
Петр, возвращаясь домой, случайно встречает бродягу Николая и узнает у него о Наталке.
Петр рад встрече с любимым: наконец кончились для него лишения и заработки, он еще не знает, что стоит на пороге новых испытаний.
Петр,- носитель лучших черт народного характера: он самоотверженный в чувстве, искренний, честный. Подтверждая эти черты характера персонажа, перипетии произведения, однако, обнаруживают и недостаток цельности его характера, отсутствие сосредоточения моральных усилий на цели - того, что в полной мере присуще Наталье, Петр, узнав, что Наташа помолвлена, прежде всего готов отдать ей заработанные деньги на приданое,- вместо позаботиться о судьбе Наташи и свою. В отступлении его от Наташи следует усматривать, однако, не слабость чувства к любимой девушке, а слабость духовной позиции и, наконец, саможертовність героя. Образ Петра представляет тот тип человека, который предан своему жизненному идеалу, благородная в своих поступках и всегда готова поступиться собственными интересами ради блага ближнего.
Своеобразной антитезой образу Петра в пьесе является образ Николая. Николай- «сирота без роду, без племени»; человек одинок, он занимает независимую позицию. Нищета не подавили ни его, ни его чувств. Полон глубокого понимания жизни, Николай отчасти опровергает свою самохарактеристику, в которой утверждает, что нет у него «везения» - судьбы. Судьба героя говорит через его рассудительность, ум, готовность прийти человеку на помощь, жажду освобождения из наймитської неволе.
Для Николая полноценную жизнь и воля - понятия неразделимые, поэтому больше всего он стремится обрести независимость и свободу - хотя бы в рядах Черноморского казачьего войска.
Намерения у Николая более значимы, чем у Петра: он не ограничивается только бытом, поэтому активно вмешивается в жизненные перипетии, умеет в отличие от Петра, который становится беспомощным в сложных ситуациях, требующих решительных волевых действий, мудро уладить сложное дело, активно включиться в поиск правды, справедливости. Мечта о валю - вот что поднимает Николая над бытовыми конфликтами пьесы.
В то же время, по мировоззренческой позицией просветителя-автора, Николай является носителем авторских взглядов, олицетворением разумного начала в жизни,- поэтому этот образ отождествляется со всеми лучшими чертами человека: волелюбством, стремлением к проявлению неповиновения, стремлением служить людям.
Портреты положительных персонажей произведения завершаются образом Терпилихи. Терпилиха - потому терпеливо преодолевала превратности жизни. Впрочем, посильно соревнуясь с жизненными трудностями, она отчасти утратила веру в том, что сможет самостоятельно выбраться из бедности, поэтому ищет, как помочь положению в самом радикальном средстве - в свадьбе дочери с состоятельным человеком. Терпилиха далека от понимания того, что, приневолюючи Наташу выйти замуж за богатого возного, толкает ее в тот замкнутый круг, в ту безысходность, в которой сама не испытала счастья. Но, в конце концов, мать находит силы победить обстоятельства, понять свою дочь, благословить детей на брак. Образом Терпилихи Котляревский начинает галерею фигур матери-крестьянки в украинской литературе.
Только вскользь упоминает И. Котляревский в пьесе настоящее имя возного - Тетерваковский, однако он остается для нас только возним - то есть безымянным лицом, которое представляет название его должности, к тому же - введенной очень давно, еще за Литовского статута; эта должность уже изжила себя и существует только благодаря настойчивости и усилиям тех, кто правдами-неправдами посягает на дворянские привилегии.
Возный - по должности своей - должен обосновывать происхождение господ от шляхты и казацкой старшины. В этом деле он промышлял немало времени, а что услуги господам творил не даром, то и имеет возможность жить богато и так наловчился в крючкотворстве и мошенничестве, что может кого угодно обмануть. При том он "хапун такой, что и у родного отца слупит".
Мелкий чиновник, «помазався господином», считает, что нажитое имущество дает ему право зажить себе в охоту. Для ощущения полноты жизни он решает жениться и, оглядываясь при той нужде вокруг себя, не мог не заприметить Наташи.
Почему именно Наташа? Ли и сам он не видит тех «полтавских барышень», на которых кивает в разговоре с ним девушка? Конечно, Наташа молодая, красивая - это так, однако опытный пристав заметил в ней ту красоту, которой не хватает «полтавским барышням»: Наталья трудолюбивая, скромная, мудрая, послушная. Даром, что она простая крестьянка, что с того, что отец ее прогайнував все имущество, не оставив дочери приданого. Возный также из простого люда, хоть и, рисуясь, всячески маскирует свое происхождение и выдает себя за неабищо: «Уязвленноє частореченною любовію сердце... не взираєть ни на породу, ни на лета, ни на состояніе. оная любовь все - теэ-то как его - ровняєть».
Разглагольствования возного о «любви», которая все «ровняеть» - показные, неискренние, построенные на расчете. Его волчье естество, что проглядывает даже при образовании Наташе («Люблю тя девицу, Как жадный волк младую ягницю»), постепенно, все отчетливее определяется во всем строе его жизни, выдавая его как хищника, который потерял свое лицо, стал никем: ни то, ни се.
Что же означает такой внезапный поворот в поведении возного в конце произведения, ведь возный, учитывая чувства Наташи к Петру, отступается от своих прав на заручену с ним девушку и дает ей возможность вступить в брак с любимым. Возный этот свой поступок объясняет так: «Я - возный и признаюсь, что от рождения моєго расположен к добрым делам; но, по недосужностію по должности и за другими хлопотами, доселі ни одного не зділал».
Однако это тот случай, когда слова противоречат всей линии жизни и поведения персонажа, который не совершил при жизни добра, ибо не был расположен к добрым делам». Возный хорошо усвоил такой расчет в жизни: «где двое дерутся - третий не мішайсь».
Следует иметь в виду и другое: такое поведение персонажа пьесы была присуща образцам тогдашней драматургии. Кроме того, следует помнить: И. Котляревский стоял на тех философских началах восприятие жизни, за которыми силы добра должны преодолеть силы зла.
Примыкает к образу возного, хоть и представляет другую категорию людей старого украинского села, выборный Макогоненко - мошенник меньшего масштаба: его полномочия ограничиваются ролью «старшего на селе».
Выборном Макогоненку не откажешь в здравом уме крестьянина, который побуждает его посочувствовать и Терпилисі, и Наташе, и взять на издевки сватовство престарелого возного к молодой красивой Наташи, и погудити чиновничество, этих, по его словам, «грамотных пиявок», но есть в нем и другое: он - «хитрый как лиса», по словам Николая, вездесущий в поиске выгоды для себя («на все стороны мотается; где не посей, там и уродится»), проворний и сообразительный в улажении любого дела («уже где и черт не сможет, то пошли Макогоненко, сейчас докажет»), поэтому-то и становится помощником и орудием возного в его деликатном деле. И когда пристав осуществил шаг в направлении утверждения в своей удаче лучших черт - Макогоненко, по сути, остается тем, кем и был.
Автор пьесы не заостряет внимание зрителя на определенных чертах нрава персонажей: он определяет, кто есть кто ненавязчиво - таким образом, чтобы зритель додумывал, догадывался, задумывался над произведением.
И «Энеида», и драматические произведения. Котляревского оказали глубокое влияние на украинскую литературу: «Энеида» положила начало травестійним поэмам в украинской литературе, а драматические произведения породили ряд подражаний - «опер» и водевилей.
Творчество И. Котляревского знаменует новый этап украинской литературы, которая все активнее влияла на общественную жизнь, определяя общественные акценты в нем.
|
|