Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

СТЕШЕНКО ИВАН МАТВЕЕВИЧ - выдающийся организатор украинской национальной школы




СТЕШЕНКО ИВАН МАТВЕЕВИЧ (псевд., І.Сердешний, І.Степура, І.Січовик, Світленко; 24.6.1873-ЗО.7.1918)-общественно-политический деятель, педагог, литературовед, писатель. Действительный член НТШ с 1917.

Родился в Полтаве. Окончил Полтавскую классическую гимназию. В 1892-96 учился на историко-филологическом ф-те Киевского ун-ту.

В Киеве познакомился с семьями Старицких, Лысенко, Косачей. Был членом литературно-художественного кружка "Плеяда". При содействии Конисского напечатал во Львове на украинском языке "Метаморфозы" Овидия и собственную поэму "Мазепа" (1896).

В 1896 СТЕШЕНКО вместе с М.Коцюбинським, П.Тулуб, П.Тучапським, М.Ковалевським стал основателем одной из первых украинских социал-демократических организаций. После окончания ун-та работал лектором Фундуклеевской женской гимназии, но за политическую деятельность был арестован и выслан из Киева. Впоследствии СТЕШЕНКО был избран членом Киевской старой общины, участвовал в работе РУП, принадлежал к Украинской демократической партии, позднее-УСДРП.

В течение 1897-1900 находился на Черниговщине, где занимался переводческой и научной работой.

Исследовал творчество П.Котляревського, критически отредактировал его поэму "Энеида". В 1898-1900 издал несколько специальных исследований ("Поэзия И.П.Котляревского", "И.П.Котляревский, автор украинской "Энеиды" и др.). В 1899 и 1901 увидели свет сборники его стихов "Хуторні сонеты" и "Степные мотивы". Через запрет преподавательской деятельности работал в управлении Юго-Западной железной дороги, затем - в Киевской городской думе. В 1907 вернулся к преподавательской работе, преподавал историю украинской и западноевропейских литератур в Киевской коммерческой школе, на Высших женских курсах, в Музыкально-драматической школе н. Лысенко.

В это время СТЕШЕНКО опубликовал фундаментальные научные исследования ("История украинской драмы", 1908; "Украинские шестидесятники", 1908), исследовал творчество украинских писателей О.Стороженка, Гоголя, Леси Украинки, Панаса Мирного, м. старицкого, м. Коцюбинского, п. кулиша. Заключил вместе с женой О.Стешенко украинско-русский словарь (1909). В 1908 был избран секретарем, а затем - товарищем председателя Украинского научного общества в Киеве. В 1913-14 редактировал педагогический журнал "Сияние", который выдавали СТЕШЕНКОРусова, В.Прокопович и Д.Антонович.

В 1915 СТЕШЕНКО возглавлял Тетянинську гимназию для беженцев, в которой учились дети галичан, насильно вывезенных в Киев во время оккупации Галичины российской армией. В 1914-18 вышли в свет фундаментальные исследования творчества Т.шевченко ("Т.Шевченко как большой художник слова", 1914; "К характеристике творчества Т.шевченко", 1915; "Жизнь и произведения т. Шевченко", 1918 и др.).

В 1917 СТЕШЕНКО выступил одним из организаторов Украинской Центральной Рады, руководил работой школьного и редакционной комиссий УЦР, входил в состав Малой Рады. В 1917-18 возглавлял движение за украинскую школу, осуществлял руководство деятельностью Общества распространения школьного образования в Украине.

С июня 1917 г. назначен генеральным секретарем образования. Жизнь на этой должности, СТЕШЕНКО решительно проводил украинизацию школ, способствовал изданию украинских учебников и учебных программ, организации украинских гимназий (в частности, с 39 открытых в 1917 гимназий 25 были сельскими) и курсов украиноведения.

После отставки кабинета Винниченко работал главным инструктором Министерства образования.

С восстановлением украинской государственности появилась необходимость выработки свода четких правил орфографии, обязательных для всех и официально утвержденных.

Первый министр образования Центральной Рады и. стешенко 1917 г. поручил І.Огієнкові - профессору Киевского университета - составить краткие правила украинского правописания.

Основополагающие принципы образовательно-научной политики были заложены именно Центральной Радой.

В доказательство - сначала отдельные источники и факты: еще 26 июня 1917 года была создана µрунтовна программа национальной системы образования и подготовки кадров для нее. На ее основе была составлена и обнародована декларация Генерального Секретариата относительно образовательных направлений, проблем, перспектив. На этой основе было проведено два педагогические съезды - в апреле и августе 1917 года и Всеукраинский профессиональный съезд (13-15 августа 1917 года), на которых главной задачей ставилось способствовать образовательному развитию народа путем борьбы с тьмой, "охватившего нашу Землю после чужого господства" (из материалов совещания 15-20 декабря 1917 года). 5 октября был открыт Киевский народный университет, а 7 ноября 1917 года создана Педагогическая Академия, задачей которой стала подготовка учителей украиноведения.

Заметим: все те организационные мероприятия осуществлены в условиях невероятной финансовой и материально-технической трудностей и сложных государственно-политических и социально-экономических конфликтов!

Не меньше впечатляет и мотивация и направленность реформ системы образования. А прежде всего - их проведение на принципах украиноведения. Конкретнее: украиноведение становится политикой и философией не только Генерального Секретариата, но и, как видим, всей Центральной Рады.

Заметим: к системе украиноведения авторы "материалов до предметов украиноведения" (подготовленных 1917, а выданных 1918 года). Стешенко и А. Дорошкевич относили: историю народа, географию, украинский язык и художественную словесность. Итак, видели Украину в комплексе дисциплин, к тому же, в органической целостности.

Не менее веские причины, цель и ориентации украиноведения.

Как отмечалось в обращении Генерального Секретариата "К Украинской народности" 13 октября 1917 года, "сейчас все будет делаться для того, чтобы просвітлити народ, чтобы довести детей до такой высокой науки, которая нужна для человеческого счастья".

Важный аккорд - не просто дать знания, а просвітлити ум и сердце, возвысить духовно, итак: соединить обучение и воспитание, интересы учителя и ученика, личности государства.

В подготовленных И. Стешенко и А. Дорошкевичем 1917 года "Материалах по вопросу преподавания предметов украиноведения в учебных заведениях" были 4 разделы: история, география, язык, художественная словесность. А в собранном тогда же учебнику С. Ефремова "Украиноведение" (изданном в 1920 году) было 11 концентрів: национальная проблема; украинская дело; история; география; этнография; экономика; язык; литература; искусство; мемуары; перечни (справочники).

Не трудно заметить, что Украина там и там мыслилась как целостность этноса - нации, территории, материальной и духовной культуры украинцев на территории Украины и на разных континентах мира, в международном общении, а украиноведение как исторический опыт, анализ существующих проблем, прогноз будущего развития. Это была методология (философии) познания и освещения этно(націє) генезиса с развитием государства, мировой цивилизации и культуры.

Украинские министры Василий Панайко, Степан Томашевский и Осип Назарук всеми своими силами подталкивали 1919 г. президента Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) к союзу с московским монархическим, шовинистическим генералом а. деникиным, что тогда воевал с УНР. Один из руководителей украинских социалистов Иван Личико писал: "не Дай Бог нести в народ кличи украинского национализма. Это потому что повлечет за собой братоубийство, помешает культурном постепенные"236. Министр образования УНР социалист Иван Стешенко назвал журнал украинских самостийников (М.Михновського) "Самостоятельную Украину" лживой тряпкой за то, то он назвал москвинов, поляков, евреев, мадьяр врагами Украины. И. стешенко назвал ложью, клеветой на московский народ, шовинистическим бредом.

Московщина отблагодарила своем пахолкові тем, то тайно убила его С июля 1918 года.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве,