9 класс
ПРОИЗВЕДЕНИЯ С УКРАИНСКОГО языка
Книги имеют свою судьбу
II вариант
Судьбу книги можно сравнить с судьбой человека. Ведь изначально замысел будущей книги зарождается в голове автора, потом он записывает ее на бумаге и наконец дело берется издательство. Книги выходят оттуда девственно чистые. Какая-то выглядит простеньким, но оказывается очень мудрым. Другая - красивая и большая, но полна глупости. Как бы там не было, но все они пахнут свежей краской и приятно шелестят, когда человек впервые раскрывает их страницы.
А впереди долгую, если не вечную, жизнь. Но как от младенца не зависит, какие родители ему судились, так и книги не знают, в какие руки попадут. Говорят, что судьбу не выбирают.
Попадет книга к человеку, что хочет набраться от него мудрости и знаний, то будет жизнь счастливую. Хозяин будет бережно с ней обходиться, опрятно обернет ее и, прочитав, аккуратно поставит на должное ей место. Но бывают и среди умных читателей неряшливые люди: они будут читать ее за едой, принимая ванну, пора браться за нее грязными руками, тягатимуть с собой в сумочке, пока она не распорошиться. Это еще не очень плохо, но может быть и так, что через несколько месяцев от рождения книга будет пістріти пометками и подчеркиваниями. Ну пусть бы там карандашом и аккуратно, а есть же такие, что не пожалеют для книги и черной пасты. А чтобы, не дай Бог, не потерять нужной страницы, то и согнет ее уголок. А книга страдает, потому что знает, сколько труда в нее вложено, сколько голов думали над ее содержанием и оформлением.
А еще книга может попасть к человеку, которому она совсем не нужна: купил себе под настроение или друзья подарили. И книга, чистенькая и гладкая, такая, какой она вышла из издательства, должен стоять годами на одном месте, пылиться и плесневеть. А потом кто-то наконец вспомнит о ней и унесет в пункт приема макулатуры. И так бесславно закончилась ее жизнь: никто не вспомнит о ней ни в статьях, ни в личном дневнике, ни в частной беседе. Может, смысл ее немного и весил, но она в этом не виновата. Ей так хотелось кому-то быть нужной, быть советчицей, розрадницею или просто добрым товарищем.
Итак, людям надо беречь книги, особенно те, которые нужны будут еще многим людям. Так часто бывает: две одинаковые книги имеют одинаковый возраст, а выглядят так, как, образно говоря, тридцатилетняя и шестидесятилетняя человек. Это касается, в частности, и учебников. Сколько поколений учеников еще будут пользоваться ими после нас! Поэтому давайте беречь их, и кто, возможно, будет нам за это благодарен!