Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Василий Стефаник - превзойден мастера социально-психологической новеллы




План

1. Стефаник - великий новатор в литературе.

2. Особенности создания психологической прозы:

а) отказ от подробных описаний;

б) построение сюжетов на изменении чувств и переживаний;

в) роль диалогов и монологов;

г) построение предложений;

д) отсутствие художественных троп.

3. Отношение к творчеству в. Стефаника тогдашних литераторов:

а) М.Горького,

б) Франко,

в) Л.украинки,

г) О.Гончара.

4. Скрытый лиризм новелл Василия Стефаника:

а) связь с народной песней;

б) оценка критиков;

5. Противоречия взглядов и. Франко и О.кобылянской относительно пессимизма произведений в. Стефаника.

6. Позднее творчество в. Стефаника, появление юмористического.


Василий Стефаник - великий новатор в украинской литературе, создатель и непревзойденный мастер очень сжатой, драматичной по содержанию, глубоко лирической социально-психологической новеллы о сельской жизни. Выдающийся новеллист много сделал для усовершенствования литературной техники, для разнообразия средств художественной выразительности.

Человеческая душа всегда интересовал литературу. И предыдущая социально-бытовая проза раскрывала психологию персонажей главным образом через внешние действия, поступки, портреты. Для Стефаника в создании психологической прозы главным становится не описание самих действий, а психологический процесс. Это, по Франком, изображение событий через призму "чувств и сердца героев". О Стефаника как мастера психологической прозы Франко писал: "С большим мастерством он проникает в душу галицкого украинского крестьянина, умеет рисовать тяжелые психические драмы там, где другие видят лишь повседневный факт экономической или социальной жизни".

По сравнению с П.Мирним и Франком, новеллист отказался от подробных описаний, очень мало внимания уделял изображению этнографически-бытовых обстоятельств жизни персонажей, обычаев, обрядов. Перенос основного внимания на душевные процессы человека обусловило значительные изменения в композиции произведений Стефаника. Он строит сюжеты не столько на развитии внешних событий, сколько на изменениях чувств и переживаний, Писатель не признавал чрезмерные авторские разъяснения и объяснения. Говорят, вспоминают, размышляют сами персонажи. Поэтому такую большую роль в Стефаникових произведениях играют мастерски написанные диалоги и монологи. Новеллист старался, чтобы каждое повнозначне слово было словно сгустком человеческой боли и звучало повноголосо. В Стефаника нет длинных периодов, осложненных синтаксических конструкций. Предложения короткие, простые по строению, иногда отрывочные, с пропущенными отдельными членами. Особенно важные слова выделяются с помощью инверсий. Писатель не увлекался созданием тропов. Их мало, но они меткие, яркие. Которое писал анонимный рецензент в "Вестнику Европы" (1907), в Стефаника на двух-трех страницах - целая драма, от которой сердце сжимается острой болью".

Глубокий психологизм творчества Стефаника был неразрывно сопряжен с исключительным лаконизмом, который очаровывал многих литераторов. М. Горький восхищался тем, как "сжато. Сильно и страшно пишет этот человек" ( из письма А.М. Горького до І.Касаткіна). По мнению и. Франко , "Стефаник - абсолютный план формы", который умеет "все и везде задержать меру", который нигде не скажет лишнего слова". Леси Украинцы импонировало, что он "двумя-тремя быстрыми штрихами... чрезвычайно ярко изображает нам целые драмы". О.Гончар сравнил "доведенную до предельной краткости" Стефаникові новеллу с классическим отшлифованным сонетом, ибо "в каждой его новелле - сгусток чувств народной души".

Стефаникові новеллы проникнуты глубоким лиризмом. Хоть этот скрытый лиризм, а все же каждое слово выявляет его попытки показать жизнь сельских бедняков не с точки стороннего наблюдателя, а как нечто собственное "М.яцкив в своих воспоминаниях о Стефаника писал, что тот "глубоко перекивав поступки своих героев, уживался с ними в такой степени, что писал не о них, а о себе". В одном из писем Стефаник признался: "Каждая моя мелочь, которую я пишу, граничит с безумием..."

Лиризм новелл связан с народной песней. Но использовал ее писатель редко в форме цитатній, как это часто делали его предшественники, прямо перенося в литературе изобразительные песенные средства, как это умел его собрат Марко Черемшина.

Стефаник преимущественно включал песенные мотивы в свои произведения уже в "переплавленому" виде, кажется, что слышишь не саму использованную песню, а ее печальный отголосок".

"Его лирике, - писал Франко, - чужой любой сентиментализм, оно не произносится словами, возгласами или тирадами, а окутывает все повествование, все фигуры, будто розовой дымкой". По словам Л.украинки, персонажи Стефаника "полны такого живого, увлекательного страдания, перед которым невозможно литься спокойным". Художник Труш отметил, "что мало кто сможет перечитать "Синюю книжечку", не растрогавшись до слез". Над произведениями Стефаника "Катюша" и "Каменный крест" плакала о. кобылянская. Франко сравнивал Стефаникові произведения с лучшими народными песнями, 4 которых сильная действительность "украшена золотом найправдивішої поэзии".

Как-то Кобылянская в письме спросила Стефаника, почему у него нет "солнечного настроения", "почему вы все грустные?". Но Великий Каменяр не видел в произведениях Стефаника даже следа пессимизма. Он доказывает обратное: у многих из "его рассказов веет сильный дух энергии, инициативы, а во всех видим большую любовь к жизни и к природе, ричи совсем противоречивые песимізмові". А сам Стефаник сказал: "Я писал то, что сердце пело... Говорят, я пессимист. И все то страшное, что есть в нем, а что так болит меня, писал я, горіючи, и кровь со слезами мешались. Но когда я нашел в ваших душах такие слова, что могут греметь, как гром, и светить, как звезды - то это оптимизм".

Впоследствии крупные изменения в общественной жизни внесли некоторые коррективы в стиль писателя. Вместо трагических нот четко проявляется юмористическое. Глубокий же психологизм, драматизм и лаконизм и дальше остаются характерными чертами Стефаникової реалістики.


Использованная литература

Василий Стефаник в критике и воспоминаниях: Статьи, высказывания, воспоминания. К., 1970.

Костащука В. Властитель дум крестьянских. Ужгород. 1968.

Певец обездоленного крестьянства: Празднование столетия со дня рождения в. Стефаника. К., 1974.

Письмо А.Н. Горького до І.Касаткіна - "Новый мир", 1937, № 6, с. 14.