И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ
Урок 5. ЯЩИК ПЕСЕН-ЗАКЛИЧОК. ГЛУХОЙ ДОЖДИК
Цель: совершенствовать навыки сознательного, выразительного чтения; учить задавать вопросы по прочитанным, сравнивать прочитанные произведения; развивать связную речь, умение высказывать оценочные суждения.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Коллективное проговаривание скороговорки «дождиком»
Выбежал Гришка на дорожку,
На дорожке сидит кошка.
Пусть кошка поймает мышку.
2. Работа над чистомовкою
Ав-ав-ав - не зевай.
Ва-ва-ва - книжка новая.
Ву-Ву-ву - выпьем кофе.
Ув-ув-ув - новость услышал.
Ви-ви-ви - удивились пави.
Ив-ив-ив - лен зацвел.
Во-Во-Во - нарисовано криво.
Ов-ов-ов - накололи дров.
Ив-ив-ив - я цветы полил.
Вы-вы-вы - черные брови.
3. Розчитування по составляющей таблицей
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Презентация рисунков к песенок-закличок.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Разучивание заклички
Выйди, выйди, солнышко,
На широкое полюшко,
На наш дворик,
На бабье зелье.
Там дед косит,
Солнца просит,
Облако разбивает,
Солнца добывает.
Бей, звонит, бей,
Облако разбей!
- О чем просят солнышко?
- Зачем прогоняют облако?
- Часто дождь приходил вовремя. Он не давал возможности высушить сено, заливал поля, портил урожай. Если дождик зачастил, то просили его остановиться.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Коллективное чтение заклички «Не иди, не иди, дождик» (с. 10)
- О чем дети просят дождик?
- Что ему обещают?
- Почему не хотят, чтобы он шел?
- Сравните песенки «иди, Иди, дождик» и «Не иди, не иди, дождик». Чем они отличаются?
Физкультминутка
Мы копали ямку.
Воды лили стакан.
Саженца сажали И его растили.
Возле него мы ходили,
Мы землицу разрыхлили.
Ты расти до неба,
Так же нам яблок надо.
Ветер, веток не ломай,
Лучше гусеница обмітай.
Яблоньку широкую
Подстригу ежегодно.
2. Обработка текста «Слепой дождик» (с. 10)
1) Игра «Пчелки». Самостоятельное, напівголосне чтение текста учащимися.
- Почему текст называется «Глухой дождик»?
- Назовите слова, что не дочув и заменил дождик. (Просят - косят, черно - вчера, ждут - жнут)
2) Работа в парах.
Разыгрывание разговоры детей с дождиком без слов автора.
- Дождика, дождика, иди туда, где просят.
- Где косят? Побегу на сенокос.
- Дождика, дождика, иди туда, где черно.
- Побегу туда, где лил вчера.
- Дождика, дождика, иди туда, где ждут.
- Бегу туда, где жнут.
3) Работа в группах.
- Преобразуйте текст в закличку. Чьи слова не следует произносить и что необходимо добавить, чтобы дождик послушался?
Дождика, дождика, иди туда, где просят.
Не ходи туда, где косят.
Дождика, дождика, иди туда, где черно.
Не беги туда, где лил вчера.
Дождика, дождика, иди туда, где ждут.
Не ходи туда, где жнут.
Сварю тебе борщику в полив'янім горшке.
Дам тебе я кашу и холодного кваса.
VI. ИТОГ УРОКА
- Каким был сегодняшний урок?
- Что было поучительного?
- Что больше всего вам понравилось?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить наизусть закличку, что больше всего понравилась.