Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей

ГРИГОР ТЮТЮННИК
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В РАССКАЗЕ Г.ТЮТЮННИКА „НА ПЕПЕЛИЩЕ”

После награждения медалью Г.Тютюнника „Золотое перо” А.Шевченко подчеркнул : „Перо Григора Михайловича поистине золотое. Неперехідної художественной стоимости произведения оставил он своему народу”. Его сборники рассказов и повестей : „Тысячелистник”, „Родительские пороги”, „Край неба”, „Корни”, „Климко”, „Огонек далеко в степи” - пользуются неизменным успехом у современного читателя. Произведения Г.Тютюнника отличаются глубоким раскрытием характеров героев. Одним из самых ярких примеров психологически мотивированного показа человека с сильным характером есть рассказ „На пепелище”.

Федор Нестерович - главный герой произведения - вернулся в село с войны на костылях, с протезом. Поскольку родных не осталось, он остановился у Одарки, „чепурной женщины с черными от земли руками”. Впоследствии стал учительствовать в школе. Нас трогает решение Федора нестеровича посетить сожжен родительское подворье, проникнуться близкими и далекими воспоминаниями. Этот факт красноречиво говорит о том, что учитель - это духовно богатый человек, одаренный. Потому что тоска по родительским домом, память о предках может хранить только человек, исполненный благодарностью и уважением к своим предкам. Детство вспоминалось герою в самых нежных красках : и хуторские улицы, где стояла красная пелена, и разбита чередой степная дорога, и „корова шла с пасьби домой чинно. Словно с работы”. „Жизнь тогда казалось вечно счастливым”.

Болью в сердце Федора Нестеровича откликнулась рассказ деда Макара о том, как в дом попала фашистская бомба, „...как в воздухе долго бурлила перья из подушек, а самолет кружил так низко, что даже было видно ошкіренв летчику зубы и блестящую ленту на комбинезоне”.

Вот поэтому, видимо, учитель чувствует щем в груди, когда девочка не могла ответить на уроке о начале войны. Он не упрекал ученицы, лишь шевельнул ногой под столом и свалил палку, который „грохнул об пол, языков карабин”. Конечно, молодежи трудно представить ужасы войны, где были покалечены судьбы, тела, души. Но помнить и знать о ней мы должны !

Критик Валерий Шевчук писал, что Г.Тютюнник „занимается и перехо-дить в дух и плоть своего героя. Именно поэтому он начинает творить новеллу - человеческий характер и все его творчество - это и есть совокупность таких характеров, в которые он смог превратить свое естество”. И герой рассказа „На пепелище” не стал считая.

Петров Александр