После награждения медалью Г.Тютюнника
„Золотое перо” А.Шевченко подчеркнул
: „Перо Григора Михайловича поистине
золотое. Неперехідної художественной стоимости
произведения оставил он своему народу”. Его
сборники рассказов и повестей : „Тысячелистник”,
„Родительские пороги”, „Край неба”,
„Корни”, „Климко”, „Огонек далеко
в степи” - пользуются неизменным успехом
у современного читателя. Произведения Г.Тютюнника
отличаются глубоким раскрытием характеров
героев. Одним из самых ярких примеров
психологически мотивированного показа человека
с сильным характером есть рассказ „На
пепелище”.
Федор
Нестерович - главный герой произведения -
вернулся в село с войны на костылях,
с протезом. Поскольку родных не осталось,
он остановился у Одарки, „чепурной женщины
с черными от земли руками”. Впоследствии стал
учительствовать в школе. Нас трогает решение
Федора нестеровича посетить сожжен
родительское подворье, проникнуться близкими
и далекими воспоминаниями. Этот факт красноречиво
говорит о том, что учитель - это духовно
богатый человек, одаренный. Потому что тоска по
родительским домом, память о предках
может хранить только человек, исполненный
благодарностью и уважением к своим предкам.
Детство вспоминалось герою в самых нежных
красках : и хуторские улицы, где стояла
красная пелена, и разбита чередой степная
дорога, и „корова шла с пасьби домой
чинно. Словно с работы”. „Жизнь тогда
казалось вечно счастливым”.
Болью в
сердце Федора Нестеровича откликнулась
рассказ деда Макара о том, как в дом
попала фашистская бомба, „...как в воздухе
долго бурлила перья из подушек, а самолет
кружил так низко, что даже было видно
ошкіренв летчику зубы и блестящую ленту
на комбинезоне”.
Вот поэтому,
видимо, учитель чувствует щем в груди,
когда девочка не могла ответить на
уроке о начале войны. Он не упрекал
ученицы, лишь шевельнул ногой под столом
и свалил палку, который „грохнул об пол,
языков карабин”. Конечно, молодежи трудно
представить ужасы войны, где были покалечены
судьбы, тела, души. Но помнить и знать
о ней мы должны !
Критик
Валерий Шевчук писал, что Г.Тютюнник „занимается
и перехо-дить в дух и плоть своего героя.
Именно поэтому он начинает творить новеллу
- человеческий характер и все его творчество
- это и есть совокупность таких характеров,
в которые он смог превратить свое естество”.
И герой рассказа „На пепелище” не стал
считая.
Петров Александр