Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Критерий оценки литературного произведения (греч. kriterion - мерило, средство суждения) - система средств (принципов, образцов, норм, канонов, аргументов) для определения своеобразия художественных произведений, оценки их эстетической совершенства или несовершенства, принадлежности к сфере искусства. Термин "К." этимологически и понятийно связан с термином "критика": критика - суждение, оценка, К. - средство суждения, мерило оценки. Если предметы материальной культуры оцениваются по их соответствию образцам, стандартам и функциональному назначению, то результаты духовной культуры создают сложную оценочную ситуацию. Простота измерения и сопоставления становится видимой. Новые художественные произведения как эстетические ценности, оригинальные и неповторимые, поэтому для их оценки К. как образец, мерило - непригоден. Оценка по образцам на основе сопоставления нового произведения с уже написанными и опубликованными только подчеркивает проблему объективности К. Вместе с тем автор сам выбирает для себя закон имманентной творчества, за которым следует ее чувствовать. При такой позиции возникают другие вопросы: может ли критика, что пользуется таким К., хоть в какой-то мере быть объективной (научной) и основания "судить" замысел и волю писателя? В Поисках ответа на эти вопросы доходим до эстетической коммуникации, к проблемам восприятия произведения, к его функционирование среди читательских кругов. Так появляются К. из-вне художественной сферы и формулируются в виде оппозиций: понятность - непонятность, доступность - недоступность и т.д. Социологическое литературоведение, исходя из понимания литературы как художественного отображения действительности, проникнутого идейным пафосом художника, принимало К. оценки произведения вне эстетической сферы. К. выступали правдивость, идейность (гуманистический пафос), народность, единство содержания и формы произведения. Последний К. должен был направить предыдущие в русло художественности. Более подробный анализ проблемы выявил предельную абстрактность такой постановки вопроса о К. художественности и к тому же эти К. сумірялися только с произведениями реалистического направления. В 70-х XX в. в советском литературоведении заговорили о "систему критериев художественности", в которой выделялись К.-предпосылки художественности и К.-признаки (приметы) художественности. Подчеркивалось, что произведения, в которых отсутствует единство содержания и формы, которые не имеют гуманистического пафоса и хотя бы в какой мере не являются правдивыми, не могут даже рассматриваться на предмет их художественности. Отвечая основным основополагающим предпосылкам, находясь в рамках общественно-значимого творчества, новые произведения могут оцениваться по К.-признаками, касающиеся сюжетобудування, часопросторових измерений, характерології, жанрово-стилевых новаций и т.д. К. оценки творчества перемещались в литературно-эстетическую сферу, в которой произведение, его текст с совокупностью своих качеств становился самодостаточной стоимостью, характер которой определялся художественным контекстом национальной, региональных и мировой литератур. На таком фоне оказывалась мера оригинальности (на уровне тематики, сюжетно-комозиційних структур, жанрології, стилевой выразительности), характер новаторства, степень традиционализма и модерности как эстетических измерений. Литературоведение избавляется от идеологической предвзятости в отношении литературных направлений, стилевых течений, художественного экспериментаторства. Художественный авангард перестает быть политическим явлением и гражданским подвигом, а К. его оценки связывается с контекстуальністю эстетического сознания и художественных систем, возникающие на различных принципах. Способность художественного произведения заинтересовывать читателей, возбуждать их эстетические чувства и передавать собственным потенциалом или контрастом относительно привычных художественных структур широко трактовану общественно-эстетическую информацию остается единственным суммарным К. оценки произведения развитым эстетическим вкусом, который при надобности сумеет этот интегральный К. обосновать подробным анализом нового произведения в ситуации его появления и функционирования в соответствующем, строго фиксированном контексте.