9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Иван Котляревский
«Энеида» И. П. Котляревського - енциклопедія українознавства
Быть или не быть украинскому
народу? Быть! - ответила на это
вопрос поэма Котляревского.
О. Белецкий
Есть такая легенда: когда боги делили между людьми таланты, то один человек выбрала себе Смех... И только потом боги опомнились, увидев, что человек, вооруженная смехом, может быть сильнее богов. Можно уверенно утверждать, что тем человеком был Иван Котляревский.
Котляревский, по словам Д. Обрадовича, своей «Энеидой» показал, что наша нация не только поет плача, а поет и смеется. Автору удалось подтвердить народную мудрость: если ты верный сын народа, то береги свою песню и язык больше, чем границы.
Самая характерная черта поэмы - народность. Удивляешься и восхищаешься картинами народной жизни, насквозь пронизывают произведение. И какой же талант надо иметь, какую проникновенную наблюдательность, как надо было близко стоять к народу, любовь питать к родному языку, чтобы так прекрасно, непревзойденно мастерски и реалистично описывать эти картины!
В поэме сочно описано богатыми, разнообразными красками народные гуляния, праздники, игры и танцы, обычаи и поверья, народный одежду и домашнюю обстановку; здесь называются десятки народных блюд; троянцы носят многочисленные украинские имена; украинские названия дано и многим селам, городам, местностям; с искренним восхищением описано праздничные развлечения, сцены вечеринок и гадания. И как же описано!
Котляревский поражает кулинарно-гастрономической осведомленностью: какую пищу употребляли только троянцы - галушки, размазню, кулиш, запивали брагой и водкой. И все это - простые крестьянские блюда.
А какой богатый выбор одежды в героев произведения! Венера одета роскошно, как и подобает богине. Юнона «спрятала под кибалку мычко», «взяла шнуровку и юбку». На Дідоні «кораблик бархатовий», «юбка и корсет шелковый».
В поэме упоминается много игр, как например: у свинки, у панаса, у журавля. Подает автор и сведения о украинские народные инструменты и танцы:
Бандура горлицы бриньчала,
Свирель зуба затинала.
... Кругом девушки танцевали.
Троянцы знают много песен. И каких же песен!
О Сагайдачном пели,
Небось, пели и про Сечь!
Не выпало из поля зрения писателя и изобразительное искусство. Для украшения царских палат Латина привезли картины: «Патрети всех богатырей...».
Это целый каталог картин, которые были распространены тогда и в помещичьих домах, и в крестьянских избах.
Захватывают читателя народные легенды: сказочные образы - кобылья голова, чо-боты-скороходы, ковер-самолет. А один из самых колоритных сказочных образов - баба-яга, - великолепное произведение народной фантазии.
А еще: Котигорох, Иван-царевич,
Кощей с прескверною ягой,
И дурак со ступой новой.
Как глубоко надо было знать. П. Котляревскому жизнь, историю и культуру народа, чтобы с такой колоритностью и точностью все это описать.
Особенно ярко проявляется народность поэмы в описаниях потустороннего мира, ада и рая, в которых мы узнаем жизнь и быт народа на этой «грешной» земле, узнаем взаимоотношения между людьми, их привычки, натуры.
Эти картинки - настоящая энциклопедия для этнографа с описаниями вечеринок, гадания и шептания, народного лечения.
И. Котляревский красиво и метко подметил самые колоритные детали вечеринок:
Тогда-то в аду вечерницы
Постигших, видишь, как на то,
Были девки и молодицы
И там делали не праздный...
Подав картину вечеринок, писатель с глубоким знанием народных обрядов описывает дальше гадание, предсказание судьбы Энею.
Как один из элементов народности поэмы следует отметить наличие в ней простых народных имен, носителями которых были казаки-украинцы. Вот кого, например, встретил Эней в подземном царстве:
Педько, Терешка, Шеліфона,
Панька, Охрима и Харька...
Картины жизни и быта изображены И. П. Котляревским на основе глубокого знания им верований и представлений из народных источников:
Пойду я к людям старых,...
И попрошу их рассказать,
Что слышали от своих дедов
«Энеида» - произведение большой силы и красоты, произведение, что имеет важное познавательное значение, произведение, где отражается вся жизнь народа: его деяния, его понятия, его думы, желания, надежды, радости и печали.
О. Белецкий отметил: «Всей своей поэмой Котляревский продемонстрировал недюжинную силу и волю народа к жизни».
Настоящие герои - это обобщенный образ борцов, которые бесстрашно шли во имя будущего, это его современники, люди, которые своим самоотверженным трудом борются «за будущее Руси».
|
|