История оставила не очень много имен в украинской литературе: Леся
Украинка, Ольга Кобылянская... Также в этот ряд встала и Лина Костенко со своей
необычной, иногда непостижимой, грозной, и при всем прекрасной поэзией и
прозой.
Остановимся на ее поэзии, в которой Лина Костенко охватывает весь диапазон
человеческого бытия. У нее очень много стихов на исторические темы, причем в истории
писательница выбирает самые трагические страницы: сожжение Жанны д'арк, ослепление
князя Василька, месть княгини Ольги древлянам. Поэтессу мучают проблемы
морального выбора каждого человека, и она рассматривает эти темы на примере исторических
событий и личностей. Риторические вопросы автора заставляют каждого из нас думать,
быть соучастником поиска ответов на морально-этические «иксы истории». И в
каждого свой ответ, который зависит лишь от личного опыта, совести,
душевной щедрости. «Где же вы, те люди, что в доме жили?», - с горечью спрашивает
Лина Костенко в поэзии «Тень, сумрак, день золотой». Эта поэзия не только о
запустение брошенных деревень, но и о запустения душ наших и грусть потомков над
потухшим отчим очагом. Каждое слово поэтессы - оценка явления или события, пропущена
сквозь призму неповторимого художественного мировосприятия. Однако, как видим, она дает
каждому читателю возможность искать свой путь к истине. Родина для Лины
Васильевны - прежде всего страна самых дорогих в мире звуков и запахов, красок; это
образ, картина, с каким - глубокая мысль:
Иду в полях. Никого и
нигде.
Полнеба закат - красное золото.
Я
иду, и удод стежокю идет,
моих полей
маленький чичероне...
...Я слышу грусти пальцы
ледяные.
Разросся кладбище. Груша
постарела.
Видимо, человека где-то на
чужбине
так бы ни одна птичка не
встретила...
Во Лины Костенко произведений, где художественно постигаются вечные философские
и морально-этические проблемы времени. А своей поэзией «Пусть підождуть неотложные
дела» она предостерегает от расточительства и предлагает вырваться из ежедневной
круговерти современной жизни, остановиться хоть на миг и задуматься над своим
жизнью. При этом в своем творчестве писательница не диктует, а
учит:
Пусть підождуть неотложные дела.
Я надивлюсь на солнце и на
травы.
Наговорюся с добрыми людьми.
Не время проходит, а мы проходим.
А мы
проходим... проходим... так-то...
А время - это только отбивания такта.
Тик-так, тик-так... и в этом вся трагичность.
Время - не минуты, время -
века и вечность.
А день, и ночь, и с вечера до утра -
это только вехи
этого проминання...
Нельзя не упомянуть и о поэзии «Уже началось, наверное, будущее...»,
«Ищите цензора в себе», «Притча о небесное тело»... Не остались без внимания
автора и проблемы взаимоотношений природы и человека, урбанизации (это поэзии «Прощай,
морская коро...», «Ласточки бегут из Европы», «Еще нава есть, а реки уже нет»
т.п.). Это не просто изображения художником любимых пейзажей, потому что и пейзажная
лирика Лины Костенко имеет общечеловеческую ценность.
Кажется, И. Драч утверждал, что человек стал Богом на земле лишь
благодаря любви. Читая интимную лирику Лины Костенко, приходишь к выводу:
если в лирического героя сложится ситуация, «когда покинет друг и предаст любка»,
то он выберет ненависть, а не скорбь. Интимная лирика Лины Костенко - это поэзия
высокой моральной безкомпромісности, нелегкого поиска идеала, борьбы с
препятствиями, которые выдвигают время, судьба, люди. И в памяти всплывают строки из
исторического романа «Маруся Чурай»: «Что же это получается? Предать в жизни государство -
преступление, а человека - можно?» Это, видимо, не просто риторический вопрос, а
утверждение высоких нравственных и общественных законов настоящего
любовь.
Поэзия Лины Костенко - действенный средство утверждения причастности искусства к
жизни, ответственности поэта за весь мир. Наша поэтесса хочет видеть всех людей
высокими и прекрасными, но, к сожалению, они не всегда такими бывают. Однако
хочется верить, что после зайомства с поэзией Лины Костенко их станет больше, потому
поэтесса уверена, что ее
....соцветия, битые
холодами,
Доброе зав’язь все-таки
дали...