Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Николай Кулиш
Драма об украинском селе («97» М. Кулиша)

Драма «97», первая часть трилогии про украинское село 1919-1930 гг., является трагическим летописью гибели украинского села. В пространстве пьесы столкнулись две разрушительные силы: революционный фанатизм и голод, порожденный ним. Именно об этом с большой болью в душе пишет автор. Здесь, возможно, нет политики, а есть жизнь, что существует само по себе, независимо от любых политических убеждений. Главные персонажи произведения - фанаты революционных событий, способные отдать свою жизнь ради «светлого будущего», с одной стороны, а с другой - бедные крестьяне и заложники - мироеды. Вспомним образ Сереги Смыка. Бывший люмпен, он возглавляет сейчас ревком. Его увлеченность идеей подается сквозь мировоззрения фанатичной ослепленности. Писатель якобы не открывает здесь чего-то нового, необычного. Однако становится жутко от того, что идея, за которую отдавали жизнь, не дала значительных положительных результатов. Смык и умирает так же фанатично, как и жил. Окончательный финал пьесы поражает своей агрессивностью: «Не будет, гад, по-твоему, а будет по-нашему! (Смык наклоняет голову и разводит руками, словно хочет кого-то схватить) - ты, гад, держись! (Бросается вперед, хватает воздух, и, одступаючи, падает возле стола мертв)».

Обе разрушительные силы, как показывает сюжет драмы, мертвящие постмодернистские. Возьмем, для примера, натуралистически-абсурдную сцену каннибализма. Не все жители села восприняли революцию; в селе увеличилась пропасть между богатыми и бедными. Истощенные голодом, крестьяне поели всех кошек и собак. На фоне этих событий автор вырисовывает образы Ларивона, глухонемого сторожа, и Арины, убогой вдовы с пятью детьми.

От голода умирает один ребенок, скоро за ней должны были уйти из жизни и все последние. Побирания ничем не помогло человеку. И тогда Ларивон и Арина совершили самое страшное: они порезали полуживых детей... Поступок ужасный, немыслимый, нечеловеческий... А кто преступники? Калека, обделенный от природы умом, обезумела от голода и отчаяния мать? Община требует казни для дітовбивців. Есть соблазн согласиться с таким приговором. И тяжело выносить приговор Арине и Ларивону: их действия не подчиняются человеческим законам. Писатель мастерски воссоздает шаленіючу от крови толпу, что является самой опасной силой, ибо над ней господствует звериный инстинкт.

Эта сцена - свидетельство того, что в авторской концепции село первых послереволюционных событий изображен без каких-либо украшений, без упрощения, в сложной ситуации голода, порожденного революцией, а в 30-е годы - насильственной коллективизацией.

М. Кулиш имел целью воспроизвести с помощью персонажей весь сложный, противоречивый колорит села, ту напряженность ситуации, что сложилась между сельской беднотой и богачами; подчеркнуть сложность и жестокость борьбы, которая велась на селе; пытался представить такую развязку, «чтобы зрители, придя домой, не щелкали семечки и не пили чаек... Чтобы они как можно глубже почувствовали суровую острую борьбу революции и голода». Однако сцена, где Копыстка заставляет Васю читать вслух над мертвым Серегой пакет из волости за подписью секретаря ком.ячейки, свидетельствует против «идеологической выдержанности пьесы». Всего «идейно выдержанного» окраска финала, читателя или зрителя пока не дает ощущения, что они находятся в ірреальному мире мертвых, где правит абсурд внешнего бытия, что тяготеет к бюрократическим формам существования. Спецназ бумагами (Вася пишет пробоноя по распоряжению Копыстки), разлетающихся в пустой комнате, где сам-на-сам умирает Смык удостоверяет, что революция и голод как две формы существования, две формы человеческого бытия абсурдны по своей сути.